Как подготовиться к сжатому изложению

Автор: Першина Валентина Александровна
Русский язык – один из двух обязательных предметов, по которым девятиклассники должны сдать ОГЭ.
ОГЭ по русскому языку состоит из 3-х частей. Первая –написание сжатого изложения. Вторая-выполнение тестирование. Третья – написание сочинения-рассуждения. Особенно сложным для учащихся является выполнение первой части экзамена.
Изложение – учебное задание, которое заключается в письменном пересказе текста близко к содержанию. Изложение развивает мышление и память, словарный запас, умение структурировать текст, способность отделять главное от второстепенного, навыки грамотной письменной речи. Сжать текст – это значит сократить его, сохранив основную мысль в микротемах, оставив главное. Исключаются подробности, остаётся только основная информация.
На первом занятии по сжатому изложению необходимо познакомить учащихся с критериями оценивания готового изложения, со способами сокращения текста: исключение, обобщение, упрощение. Далее составляем памятку «Как написать сжатое изложение». Важно работать над текстом по алгоритму. Необходимо напоминать детям о минимальном пороге количества слов в тексте – 70 слов.
На уроках-практикумах девятиклассники учатся применять один или несколько приемов сжатия для каждой микротемы, анализируют, корректируют, делают пометки в своих работах, слушают лучшие изложения. От детей потребуется большая внимательность, т.к. придется написать текст по памяти после его двух чтений.
Работа по созданию сжатого текста должна вестись учащимися не только на уроке, но и дома. На сайте ФИПИ можно прослушать несколько примеров текстов. Причем важно учиться внимательно слушать и быстро писать, отбрасывая ненужные детали. Неплохо было бы фиксировать в черновике грамматическую основу каждого предложения.
Во время первого прослушивания лучше всего выписывать основные опорные моменты, повороты сюжета. Во время второго прослушивания необходимо исправить неточности, конкретизировать информацию.
В изложении точно можно сократить перечисление деталей, сложные речевые обороты, причастия и деепричастия. Нельзя добавлять что-то своё, если ученик не услышал часть текста.
Девятиклассники должны владеть навыками связной речи и последовательно излагать мысли, а также грамотно писать.
Работа над сжатым изложением развивает умения, необходимые для успешного общения. Как и всегда, лучший друг успеха на экзамене – практика. Учащимся можно посоветовать приобрести сборники текстов для подготовки к ОГЭ и обращаться к сайту ФИПИ.

Статья.docx