Автор: Козаева Наталья Ирановна
Современная эпоха предъявляет высокие требования к личности человека. Он должен быть гармонично развит во всех сферах жизни. Поэтому очень важно выявить ребенка, нуждающегося в особом внимании. По данным мировой статистики, число речевых расстройств неуклонно растет, поэтому актуальность проблемы своевременного выявления и коррекции речевых нарушений принимает глобальный характер. Успешное овладение навыками чтения и усвоения письменной речи в первом классе напрямую зависит от уровня речевого развития ребенка. Это значит, что все стороны — произношение, словарный запас, грамматика языка- должны быть без нарушений.
Развитие ребенка во всех его проявлениях неразрывно связано с речью. Речь — средство познания окружающей действительности, однако у детей с речевыми проблемами, как правило, наблюдаются психическое недоразвитие (страдают память, внимание, восприятие и т.д.), психопатологические и неврологические нарушения, у них часто наблюдается речевой негативизм. Развитие речи детей дошкольного возраста — цель логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении.
Деятельность учителя-логопеда в современных условиях не только коррекционно-развивающая, но и диагностическая, организационная, консультативная, просветительская, методическая. В таких случаях необходима комплексная логопедическая работа.
Актуальность коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, средствами инновационных технологий несомненна, они способствуют оздоровлению организма ребенка в целом. При этом идет постоянная работа над постановкой и развитием речи, включаются различные современные инновационные технологии, игры и упражнения, необходимые для формирования грамматического строя речи, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического восприятия, а также когнитивных процессов детей дошкольного возраста (внимания, памяти, мышления), которые отвечают новым требованиям.
Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.
Одними из таких инноваций являются компьютерные технологии. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.
Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.
Применяются они методами демонстрации наглядного материала, показа фотографий, рисунков, репродукций картин, слайд-презентаций, видеофильмов в виде игр и игровых упражнений на электронных носителях, использования ПО SmartBoard, Smarttable, Microsoft Office (PowerPoint), ЭОР. При помощи компьютерных игр и программ можно развивать речевое дыхание, работать над постановкой, автоматизацией и дифференциацией звуков, работать над произношением, разучивать скороговорки, стишки, песенки, развивать фонематический слух и обучаться грамоте.э
Применение мультимедийных технологий позволяет сделать занятия более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в материал. Использование в коррекционной работе, образовательном процессе ЭОР, в том числе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей, в том числе с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической, психологической, образовательной работы в целом. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми.
В последнее время в коррекционной работе особое место занимает работа с интерактивной доской. Интерактивная доска – полифункциональное устройство, позволяющее на одном занятии использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в состав комплектации ИД, так и авторские презентации, тренажеры, видеоролики, компьютерные игры и т.д., они способствуют решению коррекционно-развивающих задач, соответствующих индивидуальным возможностям ребенка. Дети лучше и быстрее запоминают графический символ буквы, с огромным интересом выполняют задания звукобуквенного анализа и синтеза, учатся ориентироваться как в книге, так и в электронном пособии.
Логопедический тренажер «Дельфа-142» способствует формированию короткого и длинного выдоха, развитию диафрагмального дыхания, развитию навыков звукобуквенного анализа и синтеза, формированию навыков чтения, пониманию значений предлогов и использованию их в речи, развитию навыков составления предложений и рассказов.
Моя Статья Использование инновационных технологий в работе.docx