“Триптих на евангельские сюжеты” Н. Мндоянца.

Автор: Артамонова Александра Дмитриевна
1. Тема моей статьи – \”Триптих на евангельские сюжеты\” Н. Мндоянца.
2. Композитор НМ принадлежит к молодому поколению современных музыкантов, он родился в 1989 году, в Москве.
3. Как композитор он сложился под влиянием школы Хренникова – самого Тихона Николаевича и его учеников, занимающихся педагогической деятельностью – Татьяны Алексеевны Чудовой и Александра Владимировича Чайковского, в классе которых и занимался НМ.
4. К композиторскому творчеству НМ стал проявлять интерес ещё в детстве, но серьёзные занятия этим видом деятельности относятся к последним годам обучения в ЦМШ, когда были созданы первые, довольно крупные фортепианные сочинения – «Триптих на Евангельские сюжеты» (2002-2003), Вариации и Соната (2005).
5. Фортепианная музыка – наиболее значимая область творчества НМ не только на раннем этапе его формирования как композитора, но и в дальнейшем. Именно в области фортепианной музыки сложились и особенности его композиторской техники. Более того, «пианистическое» мышление композитора часто определяет не только содержание произведений, но и способы их организации – самой формы, технику музыкальной композиции. Большую роль в сочинениях играют исполнительские эффекты, среди которых одним из определяющих моментов является процесс импровизации. Отсюда в его произведениях часто возникают моменты случайности, проявляющиеся в соприкосновении с разными стилями, гармоническими приёмами. Для музыканта важно именно общее звучание, а не конкретно гармоническое изложение. Иногда в произведениях Н. Мндоянца можно услышать элементы алеаторики (X вариация, соната), сонорики, связанной с использованием кластеров, которые практически всегда выделены акцентом («Притча о неразумном богаче», X вариация, соната), но все эти приёмы скорее воспринимаются как элементы импровизации. «Пианистическое» мышление композитора накладывает отпечаток и на сочинения, не связанные с данным тембром и его исполнительскими ресурсами. Даже по прошествии многих лет, когда музыкант уже обращается к другим инструментальным формам – квартету или квинтету, он включает фортепиано в состав ансамбля, где этот инструмент играет важную роль в показе образа и музыкальном развитии.
9. Окончательно говорить об особенностях композиторского стиля НМ пока невозможно, он находится в стадии становления и крупных произведений автор ещё не создал.

Триптих на евангельские сюжеты Н. Мндоянца.docx