Автор: Семенова Дарья Леонидовна
СТРЕСС – МЕНЕДЖМЕНТ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА.
Социальный педагог МБОУ \»СОШ №35\» г. Чебоксары.
Стрессы в наше время стали неотъемлемой частью человеческой жизни.
Профессия учителя требует большой эмоциональной отдачи. Каждому
человеку хотя бы раз приходилось испытывать стресс, будь то какая-либо
неопределенность, проблемы в семье, на работе. И все это отрицательно
сказывается на состоянии человека, его физическом и психологическом
самочувствии. Сталкиваясь со стрессом, человек не подозревает о том, что
имеются различные способы, при помощи которых можно преодолеть это
подавленное состояние.
Специалистами отмечено, что стресс в малых дозах наоборот полезен
для человека, но если его стает больше, то организм теряет способность
преодолевать трудности. Стоит отметить, что когда человек находится в
состоянии сильного стресса, то его здоровье сильно подкашивается.
Доказано, что на фоне стресса у человеческого организма понижается
иммунитет, отсюда и возникают многие заболевания. Когда человеческий
организм находится под влиянием стресса, то он претерпевает сильное и
неконтролируемое напряжение, которое можно определить по следующим
признакам:
— физиологическим: хроническая усталость, сердцебиение, повышение
давления, нарушение сна и аппетита, блуждающие боли и другие,
— интеллектуальным: снижение внимания и памяти,
— поведенческим: неспособность принимать решения, суетливость,
злоупотребление сигаретами, кофе, алкоголем,
— эмоциональным: ранимость, плаксивость, раздражительность, скука,
безразличие.
Возникновение стресса у педагогов связано с высоким эмоциональным
напряжением, социальным напряжением: выстраивание индивидуальной
модели общения с воспитанниками и коллегами, координация общения в
коллективе, — а также информационными перегрузками в процессе
профессиональной деятельности. Состояние напряжения создает барьеры
в профессиональной деятельности педагога; последствия блокируют его
коммуникативную активность, влияют на физическое и психическое
здоровье и в целом на качество жизни педагога. Кроме того, стрессовые
состояния существенным образом снижают успешность и качество
выполнения работы.
Но помимо психологического фактора важным в работе педагога
является атмосфера в педагогическом коллективе, их отношение друг к
другу, поскольку это действует на итоги трудовой деятельности, на стимул
работать лучше.
Для современного человека владение технологиями управления стрессом
является необходимым условием его эффективной деятельности, а
особенно в новых для него областях. Технологии управления стрессом
накоплены человечеством в достаточном количестве — в настоящее время к
ним проявляется повышенный интерес.
Для успешного управления стрессом человеку необходимо:
— иметь ясное представление об основных закономерностях возникновения
и развития стресса и о способах управления им;
— обладать стрессоустойчивостью в такой мере, которая позволяет успешно
применять данные техники в условиях развивающегося стресса.
Задача стресс — менеджмента заключается в том, чтобы помочь людям
сохранять их эффективность и обеспечивать их безопасность при
осуществлении ими деятельности.
Важно научиться предупреждать не только стрессовые ситуации,
распознавая все признаки стресса, но и уметь преодолевать такое
угнетенное состояние, изучив методику стресс — менеджмента, в которую
входят следующие три техники:
1. Релаксация – это научно доказанный продуктивный метод расслабления:
— улучшается моральное и физическое состояние;
— ослабевает воздействие стресса;
— человек избавляется от психического и физического дискомфорта.
2. Концентрация – способность отвлекаться и концентрировать свое
внимание на чем-то конкретном, не делать несколько дел одновременно.
3. Дыхательные практики, помогают снять нагрузку, расслабиться,
успокоиться.
Кроме этого, в стресс — менеджменте существует три главные стратегии:
— уход от стрессовых факторов — один из наиболее быстрых и простых
вариантов борьбы со стрессом;
— изменение стрессовых факторов, когда есть желание и возможности
решить проблему;
— изменение отношения к стрессовым факторам.
Итак, стресс-менеджмент — это не просто модное словосочетание.
Управление стрессом — это необходимое условие нормальной
профессиональной деятельности. Работа без стресса невозможна, даже
самый дружелюбный коллектив и самая спокойная должность не
гарантируют полного избавления от стрессоров.
Стресс-менеджмент на уровне организации включает в себя следующие
меры:
— создание благоприятного организационного климата;
— налаженная система обратной связи;
— участие сотрудников в процессе принятие решений;
— командные и проектные формы организации труда;
— четкое определение должностных обязанностей и границ личной
ответственности;
— равномерное распределение рабочей нагрузки;
— социальная и административная поддержка персонала.
Для преодоления стресса необходимо желание самих сотрудников.
Управление стрессом включает в себя следующие действия:
— совершенствование навыков и самообразование;
— обязательные перерывы для отдыха;
— постоянное обновление материала для урока и совершенствование
технологий обучения;
— во всех ситуациях находить положительные моменты;
— представление положительного результата исхода событий.
Поскольку, напряжение — основная причина формирования стресса, то
основным средством по профилактике неблагоприятных функциональных
состояний является применение методики стресс — менеджмента, а именно
саморегуляции, рефлексии и восстановления, что поможет сохранить
психологическое здоровье педагога, в том числе молодого специалиста и
предотвратит «профессиональное выгорание».
Безусловно, стрессы лучше предупреждать, чем бороться с их
последствиями. Приемы:
1. Многократное осмысление события с высокой степенью детализации,
вследствие чего возникает ощущение привычности ситуации.
2. Практическое проигрывание своих ролей участниками событий
способствует уверенности и уменьшению предстартовой лихорадки.
3. Прием позитивного избирательного воспоминания заключается в
анализе личного опыта удачно закончившихся ранее жизненных ситуаций,
на основании чего человеком делается вывод: «Я решал сложные
ситуации, решу и эту».
4. Метод предельного усиления/преувеличения возможной неудачи:
психологический настрой на неудачный результат снижает излишнее
напряжение, позволяет быть собранным и спокойным.
5. Метод «зеркало» заключается в соответствующей настройке: в обычной
обстановке придать лицу выражение уравновешенности и спокойствия,
отработать спокойную манеру речи, уверенные жесты.
В рамках программ стресс — менеджмента выделяются два основных
направления работ: профилактика стресса и его коррекция. Эти
направления, естественно, дополняют друг друга, но каждый из них имеет
свою специфику. Особое значение имеет обучение навыкам
психологической саморегуляции состояний.
Определим приемы саморегуляции:
— смех, улыбка, юмор;
— размышления о хорошем, приятном;
— различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
— рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий,
других приятных или дорогих вещей;
— «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
— прогулка на свежем воздухе;
— чтение стихов;
— высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Эффекты саморегуляции:
— эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности),
— эффект восстановления (ослабление проявлений утомления),
— эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
При грамотном применении это позволяет повысить уровень
работоспособности человека и восстановить затраченные ресурсы.
Основные стратегии стресс — менеджмента.
Изучив причины появления и развития стрессовых ситуаций, Д. Фонтана
вывел пять рекомендаций для педагогов по контролю над стрессом:
1. Научиться решать те вопросы, которые входят в полномочия, если не
располагаете возможностями, чтобы решить эти задачи, то лучше не
браться за них.
2. Написать перечень поступков, дел, событий, которые способны
пробуждать отрицательные эмоции, и попытаться здраво рассудить, по
каким причинам вы выходите из равновесия.
3. Не воспринимать все близко к сердцу.
4. В случае возникновении стресса постараться сосредоточиться на самой
проблеме, а не останавливать свой взгляд на негативных эмоциях.
Попытаться найти варианты для решения такой проблемы, выбрав из всего
многообразия наиболее оптимальный.
5. Упражняться и проводить профилактику возникновения стрессовых
ситуаций, то есть применять методику стресс — менеджмента.
Стресс — это ответ человеческого организма на раздражающий
стрессовый фактор, следовательно, человеку под силу управлять и
предупреждать появление стресса. Для этого нужно изучить стратегии
стресс — менеджмента. Со временем все эти стратегии станут значимой
частью в жизни человека.
Список литературы:
1. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2003.
2. Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. —
СПб.: Питер, 2006.
3. Шульц Д. и Шульц С. Психология и работа. — СПб.: Питер, 2003
стресс-менеджмент.pdf
Категории семинаров: «Стресс-менеджмент в педагогической деятельности. Профессиональное выгорание педагога и его профилактика»
ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Автор: Плякина Анастасия Андреевна
Статья рассматривает проблему профессионального выгорания у молодых специалистов в сфере образования. Автор выделяет основные причины выгорания, такие как отсутствие поддержки, перегрузка обязанностями и неспособность установить границы между работой и личной жизнью. Также описываются способы предотвращения выгорания, включая осознание своих границ, поддержка коллег и специалистов по психологической поддержке, забота о физическом и эмоциональном состоянии. Проведенный анализ позволяет выявить важность самосознания, саморефлексии и умения управлять своими эмоциями и ресурсами для предотвращения профессионального выгорания.
доклад.docx
«Профессиональное выгорание педагогов»
Автор: Наумова Ольга Викторовна
Профессия педагога подразумевает большую нагрузку в плане взаимодействия с другими людьми и соприкосновения с их опытом и относится к спектру «помогающих» профессий…
…Существует особый термин, более точно характеризующий профессиональное выгорание специалистов помогающих профессий. Усталость от сострадания — описывает физическое, эмоциональное и психологическое воздействие помощи другим на специалиста…
Профессиональное выгорание педагогов.docx
Профессиональное выгорание педагогов
Автор: Таращенко Инна Николаевна
В последнее время в России, так же как и в других развитых странах, говорят о профессиональном выгорании работников.
Автор:
Автор:
Профессиональное выгорание — современный взгляд на проблему.
Автор: Алексанян Марина Аликовна
МБОУ СШ №27 а.Новая Адыгея
Автор: Ольга Ивановна Ващенко
Синдром эмоционального выгорания — это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов (Н.Е. Водопьянова).
Но определенные личностные характеристики можно так же назвать факторами риска в плане появления эмоционального выгорания.
Важнейшим фактором можно назвать сниженное чувство собственного достоинства. Поэтому для таких людей стрессогенными являются ситуации социального сравнения. Внешне это проявляется как неудовлетворенность своим статусом, плохо скрываемое раздражение (вплоть до зависти) в адрес людей, более социально успешных. Их достижения трактуются как случайные, равно как и собственная невозможность сравниться с ними.
Во многом из сниженного самоуважения вытекают трудоголизм, высокая мотивация успеха вплоть до перфекционизма, стремления все и всегда сделать очень хорошо, желательно лучше всех. Любое снижение результатов труда даже по объективным причинам может вызвать неадекватную реакцию: от ухода в себя и свои депрессивные переживания до поиска виноватого и направления в его адрес резких агрессивных вспышек.
Следующая
ВЫГОРАНИЕ.docx
Профессиональное выгорание педагога и его профилактика
Автор: Исаева Амилат Абдулвахабовна
Учитель английского языка
Автор: Николаева Ксения Александровна
ппппппппппппппппп
000086e6-c98dd4d9.doc