ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ

Автор: Сулина Надежда Владимировна
ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобре-тает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу-словлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Дошкольные образовательные учреждения предполагают тесное взаимодействие всех участников вос-питательного процесса: детей, педагогов, родителей. В последние десятилетия наметились новые подходы к педа-гогическому воздействию детского сада и семьи.
В статье № 18 Закона РФ «Об образовании говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте».
В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается, что семья дает ребенку главное — то, что не мо-жет дать никакой другой социальный институт — интимно — личностную связь и изначальное единство с родными.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных воспитательных отношений семьи и обра-зовательных учреждений, которые определяются сотрудничеством, взаимодействием и доверительностью. Дет-ский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития и воспитания ребенка.
Детский сад должен осуществлять интеграцию общественного и семейного воспитания дошкольников с разными категориями родителей: семьями своих воспитанников; семьями социума, имеющими детей дошкольного возраста не посещающих дошкольные учреждения; с будущими родителями.
Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышению раздражительности и утомляемо-сти, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставятся как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье. В современных семьях наблюдается уменьшение «Воспитательных ресурсов родителей, приходящихся на каждого ребенка. В частности, идет сниже-ние качества и количества речевого общения, изменение родительских установок. Родители становятся более ав-торитарными, чаще используют телесные наказания, требования дисциплины у них жестче, индивидуализация воспитания минимальна. Факторы среды в совокупности с генетически унаследованными образованиями и усло-виями воспитания имеют принципиальное значение для воспитания ребенка и развития его взаимоотношений с окружающими.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. По-ложительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не забо-тится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максими-зировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная, система воспи-тания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целена-правленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотноше-ний, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудни-чество.
Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целе-сообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться определенной тактикой. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует пере-ходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.
Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье цен-ности.
3 стиля семейного воспитания:
*При демократическом стиле, прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия».
*При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления».
*При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.
Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в се-мье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.
Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе.
Особая роль в положительном взаимодействии с семьей принадлежит педагогу, влияние которого порой выше влияния родителей. Недаром многие родители, пытаясь чего — то добиться от ребенка, просят именно педа-гога оказать им помощь. Педагог способствует знакомству детей друг с другом, созданию атмосферы общей рабо-ты, сотрудничества, взаимопонимания. Стиль поведения педагога, как правило, бессознательно присваивается детьми, становится своеобразной культурой самих детей.
Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, сексологических, педагогиче-ских, психологических, юридических, экономических… . Решение семейных проблем требует от супругов зрело-сти и компетентности, а значит, волевых усилий, способности взять на себя дополнительную нагрузку. Большин-ство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт их собственных роди-телей. И нередко возникновение в семье задач, которых не было в их родительской семье, приводит к семейной дисгармонии: нет образов того, как справлялись с проблемой. Ощущение несостоятельности (в любой сфере бы-тия) болезненно для большинства людей. В этом случае непрерывное образование взрослых выступает фактором поддержки социальной грамотности и компетентности. Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. И воспитатель, и родитель — взрослые люди которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.
Исследования показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребёнка позволяет значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребёнка невозможно, если педагоги и родители будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга.
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
 Принимать активное участие в жизни семьи;
 Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
 Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать разви-вать свои умения и таланты;
 Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
 Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
 Уважать право ребенка на собственное мнение;
 Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, кото-рый просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.
Мотивы и потребности в обучении у родителей и воспитателей разные. И каждая группа требует под-хода, в котором отражалось бы понимание возрастных и жизненных задач, а также владение принципами работы со взрослыми. Такими принципами являются:
• отказ от критики участников процесса обучения;
• обеспечение свободы мнения;
• уважение плюрализма жизненных позиций;
• удовлетворение познавательного интереса.
В науке эти принципы составляют базу андрогогической модели обучения (андрогогика — наука об об-разовании взрослых), в которой (в отличие от педагогической модели) ведущая роль принадлежит самому обуча-ющемуся.

семинар.docx

Использование современных технологий на уроках математики и в рамках дополнительного образования.

Автор: Лычагина Лариса Николаевна
Использование современных образовательных технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ современных технологий на уроках математики — копия.docx

Методика преподавания общеобразовательной дисциплины «Русский язык» с учетом профессиональной направленности СПО

Автор: Гузеева Лариса Петровна
Литература как учебный предмет играет особую роль в среднем профессиональном образовании в связи с тем, что государственная политика нацеливает не только на профессиональную подготовку, но и на нравственное, гражданское, патриотическое воспитание молодёжи, формирование её духовных идеалов.
Основным методом работы на уроках литературы является чтение текста и аналитическая беседа. Уроки литературы не должны быть перегружены техническими средствами обучения, на уроке должен звучать текст. В основе системы преподавания литературы лежит именно этот принцип: на уроке должен звучать текст, учащиеся должны слышать голос самого писателя.

статья о литературе.docx

Учитель ИЗО

Автор: Хованская Екатерина Владимировна
«Проблема эффективности урока изобразительного искусства»
семинар.odt

«Развитие связной речи детей посредством мнемотехники»

Автор: Харламова Ирина Валерьевна
Речь — это, прежде всего инструмент общения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.
Одной из задач ФГОС ДО образовательной области «Речевое развитие» является — развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Связная речь — это объединение фрагментов, обозначающих одну конкретную тему и несущих единую смысловую нагрузку. Связная речь — один из компонентов устной формы речи детей. Владение связной речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного запаса, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи — лексической, грамматической, фонетической. Проблемой развития связной речи детей дошкольного возраста занимались и занимаются многие педагоги, это К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, М. М. Конина, В. В. Гербова, О. С. Ушакова и др.
Следуя из выше сказанного, встает вопрос о выборе средств и методов коррекции имеющихся недочетов в речевом развитии. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Опыт работы показывает, что эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приёмы мнемотехники.

«Развитие связной речи детей посредством мнемотехники».docx