Автор: Коншина Ирина Викторовна, Акимова Тамара Викторовна
Не секрет, что обучать чтению детей дошкольного возраста надо в игре. Чем разнообразней обучающий материал, который вы используете во время занятий по чтению, тем интересней ребенку учиться читать. Но совсем необязательно скупать в магазинах дорогостоящие пособия и игры по чтению. Несложно сделать игры для обучения чтению самостоятельно. Для этого вам заранее надо будет вырезать из старых журналов, ненужных детских книг, рекламных проспектов цветные картинки на разные темы. Картинок вам понадобится очень много.
Виртуальная форма Букваря позволила реализовать массу замечательных возможностей, которые нереально или очень сложно воплотить в букваре, изданном в виде книги. Вот только некоторые примеры заданий, которые вы не встретите в печатном виде. Нажав на динамик, ребенок должен прослушать слог, и найти его среди предложенных на выбор вариантов. Или, например, ребенок сначала читает слово (словосочетание или предложение), и только потом нажимает на пустое окошко, чтобы увидеть картинку и тем самым проверить себя.
Очень удобно и методически правильно, правда? Ведь в обычном букваре ребенок часто не читает слово, а отгадывает его по картинке, если она есть. А если картинок нет или их мало, то маленькому ученику заниматься становится не интересно.
Какие игры для чтения можно сделать с использованием этих картинок:
1.При изучении с ребенком очередной буквы по букварю, ищите с ним картинки на эту букву. Можно сделать для каждой буквы свой отдельный лист с картинками.
Как вариант: наклеить на лист бумаги разные картинки и написать вразброс буквы, на которые начинаются слова, соответствующие этим картинкам. Ребенок должен будет соединить буквы с подходящими картинками.
ПРИМЕЧАНИЕ: подбирайте для игры по чтению такие слова, чтобы гласные в начале этих слов были ударные. Например, на букву «О» слово «облако» подойдет, а слово «очки» – нет, потому что мы пишем очки, а говорим «ачки». Поначалу не включайте в игру слова, которые начинаются на гласные, которые обозначают два звука: Я (Й’А), Ю (Й’У), Е (Й’Э), Ё (Й’О). Также на начальном этапе обучения ребенка чтению рекомендуем вам подбирать для игры слова со стечением согласных в начале этих слов. Например, на букву «К» лучше подойдут слова: «клоун», «клубника», «крот», «клад» и т.п., чем слова: «кубики», «корабль», «кепка» и др. В первой группе слов со стечением согласных звук «К» лучше различим на слух, поэтому ребенку легче его услышать в начале слова.
2. Когда ребенок научится читать слоги, можно будет для игры подбирать картинки, которые обозначают слова, начинающиеся на заданные слоги. Аналогично, наклеиваем на лист картинки и пишем вразброс слоги, на которые они начинаются. Маленький ученик должен будет соединить слоги с подходящими картинками.
ПРИМЕЧАНИЕ: для этой игры по чтению надо подбирать такие слова, в которых произношение 1-го слога совпадает с его написанием. Например, для слога «ВО» слово «волосы» годится, а «вода» нет, т.к. произносится «вада»). Также при подборе слов правильно определяйте первый слог в этих словах. Например, в слове «бабочка» первый слог «БА», а вот в слове «баклажан», первый слог «БАК». Будьте внимательны, чтобы не вводить ребенка в заблуждение!
3. Если ваш ребенок уже читает слова, то самое время сыграть с ним в такую игру для обучения чтению. Подберите картинки, которые обозначают простые слова. Напишите эти слова на листе бумаги. Ребенок должен последовательно читать слова и находить для каждого слова подходящую картинку. Эта игра отлично тренирует навык осмысленного чтения. Ведь маленький ученик должен не просто прочитать слово, но и понять его значение, чтобы подобрать нужную картинку. Постепенно подбирайте для игры все более сложные слова.
4. В дальнейшем, когда ваш ребенок научится хорошо читать, он сможет подбирать картинки к целым словосочетаниям и даже предложениям.