Развитие креативного мышления средствами визуальной арт-технологии на уроках изобразительного искусства е здесь эпиграфом, относится к античным временам, оно не потеряло своей актуальности и до сегодняшнего дня. Как и много сотен лет назад перед учителем стоят вопросы: Как учить? Кого учить? Чему учить? Наверное, каждый учитель сталкивается в процессе работы с такой проблемой: приложены, казалось бы, все силы при подготовке урока, а результат совсем не тот, который хотелось бы видеть. Почему? Где корень зла? Вся проблема в том, что мы ориентируемся на некоего среднего ученика. А следует учитывать индивидуальные интересы каждого. Задача учителя разглядеть творческие способности ребёнка и направить их в нужное русло. Необходимо понимать, что школа в целом и профессиональная деятельность учителя в частности, формирует существенную часть среды развития ребёнка. Обучение призвано помочь адаптироваться ребёнку в окружающем мире. Основные предметы школьного образования уделяют больше внимания развитию логического мышления, и только музыка и ИЗО направлены на развитие образного мышления. Для позитивного воздействия на творческие способности учащегося необходима гармония аналитического и образного мышления. Учитель должен создавать условия, чтобы каждый работал в диапазоне своих возможностей. При этом необходимо поддерживать эмоциональный баланс, эмоциональное равновесие, исключая преобладание отрицательных эмоций над положительными. Ибо способность к приобретению знаний напрямую зависит от того, насколько комфортна среда на уроке и это влияет на качество усвоения материала. Из перечисленного выше, можно сделать следующий вывод: 1. Результаты обучения напрямую зависят от индивидуальных способностей учащихся: • Каждый ребёнок умён и талантлив по-своему; • Скорость развития мышления подчинена специфике работы мозга; • Развивать творческое мышление следует посредством развития образного. Важную роль в этом процессе играет визуализация учебного материала, особенно на уроках изобразительного искусства. 2. От того, насколько комфортна обстановка на уроке. 3. От того, насколько урок современен, насколько креативно используются передовые образовательные технологии. Что значит сделать урок, соответствующий требованиям нынешнего дня? Уроки изобразительного искусства развивают абстрактное мышление, фантазию, творческое индивидуальное начало. Учебный предмет ИЗО совмещает рисунок, живопись, графику, скульптуру, основы дизайна. Современное состояние педагогической деятельности характеризуется работой по федеральным государственным образовательным стандартам, которые выдвигают новые требования к современному уроку и системе образования в целом. «Мы должны подготовить ребенка к будущей жизни, чтобы он был успешным творческим человеком, независимо от того, как он учится».(Кравцов С.С.) Творческий человек… Кто он? Творческие личности, такие как: Айзек Азимов, Билл Гейтс, Стивен Хокинг, Лев Толстой, Леонардо да Винчи и многие другие, в чём секрет их успеха? Творческие люди способны генерировать множество новых и нестандартных идей: — беглость мышления (способность высказывать максимальное количество идей), — гибкость мышления (способность находить различные варианты решения проблем), — оригинальность мышления (способность порождать новые нестандартные идеи), -разработанность мышления (способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид). Перечисленные способности характерны для людей с креативным (нестандартным) типом мышления. Возникает вопрос: что такое креативное мышление? Креативное мышление — мышление созидающее, дающее принципиально новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям и открытиям. Следовательно, креативный человек – успешный человек. Для обеспечения успешности ученика в будущем, школа должна формировать креативное мышление – это одно из требований ФГОС. В современной школе наблюдается явный дисбаланс между требованиями ФГОС и существующей системой образования, годами сложившейся в основной школе, при которой ребенок тренирует стереотипное мышление, по заданным образцам. Для формирования креативного мышления необходима творческая среда, позволяющая максимально полно раскрыть потенциальные возможности и природные задатки ребенка. Творческую деятельность можно создать посредством использования визуальных арт-технологий. Арт-технология – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. Пескография, рисунок по представлению, коллажирование, аппликация – все это визуальные арт-технологии, позволяющие развернуть деятельность, способствующую формированию креативного мышления школьников. .Внедрение АРТ технологий в образование – процесс кропотливый. В арсенале арт-технологий существует множество приемов и техник, например, такие как Приемы: 1) «Инверсия» 2) «Универсализация» 3) «Стилизация» 4) «Изменение цвета» 5) «Изменение законов природы» 6) «Сделать наоборот» 7) «Увеличение-уменьшение» 8) «Объединение» 9) «Дробление» 10) «Внесение-вынесение» Техники: 1) «Кляксография» 2) «Пальцевая живопись» 3) «Рисование крупой» 4) «Рисование мятой бумагой» 11) «Рисование одним росчерком» 5) «Коллажирование» . 6) «Дудлинг». 7) «Граттаж» 8) Sand-play. Для реализации новых образов и идей арт-технология подразумевает широкий арсенал материалов, используемых в изо-техниках: песок, акварель, пластилин, бумага, соленое тесто, восковые мелки, пастель, гелевые ручки, 3D ручки. Для технологичности процесса применения арт-технологий необходимо применять алгоритм по формированию креативного мышления. Работа по данному алгоритму ведется через проблемную ситуацию, в которой ребенку необходимо мобилизовать творческие силы и выйти за рамки привычного алгоритма. Рассмотрим данный алгоритм на примере урока по теме «Природные образы в современном дизайне» Постановка проблемы: В некотором царстве в школьном государстве царь издал приказ: «Построить современную библиотеку, чтобы жили в ней образы природные». Решение проблемы идет поэтапно. На первом этапе «Рассмотрение явлений, образов, объектов» учащимся предлагается визуальный ряд природных объектов (солнце, цветок, глаз, ракушка) и с помощью приема «Анализ форм», дети выявляют закономерности, сходства, различия представленных объектов. На втором этапе «Моделирование новых объектов, ситуаций, для получения новой идеи», опираясь на объективные закономерности строения предложенных природных образов посредством приема «Универсализация» конструируют новые образы-схемы. Третий этап «Преобразование объектов, явлений» заключается в совершенствовании и придании законченного вида образов. С помощью приемов «Инверсия» дети вводят в неживой объект свойства живого. Посредством «Стилизации» упрощают или усложняют объект по форме, структуре и цвету. На данном этапе могут использоваться и другие приемы арт-технологии, например коллаж. На четвертом этапе «Использование нового объекта в практике (функциональность)» учащиеся презентуют разработанные образы, представляют их практическую направленность. В итоге получают новые образы дизайна мебели, выстроенные на основе природных форм путём стилизации. Этапы формирования креативного мышления Средства визуальной арт-технологии Приемы арт-технологии Рассмотрение явлений, образов, объектов. объекты Анализ форм (выявление закономерностей, сходств, различий) Моделирование новых объектов, ситуаций, для получения новой идеи Универсализация: (конструирование новых образов из предложенных с заменой материала). Преобразование объектов, явлений Здесь будут рисунки полок для книг в библиотеку Совершенствование, придание законченного вида. 1) Инверсия (введение в неживой объект свойств живого и наоборот) 2) Стилизация (упрощение или усложнение объекта по форме и структуре, цвету). Использование нового объекта в практике (функциональность) Использование нового объекта в быту, как объект искусства. Презентация продукта. Данный алгоритм позволяет организовать на уроке творческую деятельность детей по любой арт-технологии и развивать их креативное мышление. Анализируя результаты можно отметить положительную динамику развития творческого мышления школьников. Наблюдения за детьми позволяют сделать вывод о том, что: — уроки с использованием арт-технологий имеют дидактическое достоинство: у детей наблюдается мощный стимул к обучению, — 98% обучающихся имеют высокую учебную мотивацию на уроках ИЗО; — с каждым уроком все эксклюзивнее, интереснее становятся созданные учащимися новые образы; — улучшаются показатели творческого мышления (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность).

Автор: Репникова Людмила Александровна
Развитие креативного мышления средствами визуальной арт-технологии
на уроках изобразительного искусства

Благоразумный наставник прежде всего,
должен узнать свойства ума и характера
поручаемого ему ученика.
Марк Фабий Квинтилиан.

Несмотря на то, что изречение, поставленное здесь эпиграфом, относится к античным временам, оно не потеряло своей актуальности и до сегодняшнего дня. Как и много сотен лет назад перед учителем стоят вопросы: Как учить? Кого учить? Чему учить?
Наверное, каждый учитель сталкивается в процессе работы с такой проблемой: приложены, казалось бы, все силы при подготовке урока, а результат совсем не тот, который хотелось бы видеть. Почему? Где корень зла?
Вся проблема в том, что мы ориентируемся на некоего среднего ученика. А следует учитывать индивидуальные интересы каждого. Задача учителя разглядеть творческие способности ребёнка и направить их в нужное русло. Необходимо понимать, что школа в целом и профессиональная деятельность учителя в частности, формирует существенную часть среды развития ребёнка. Обучение призвано помочь адаптироваться ребёнку в окружающем мире. Основные предметы школьного образования уделяют больше внимания развитию логического мышления, и только музыка и ИЗО направлены на развитие образного мышления. Для позитивного воздействия на творческие способности учащегося необходима гармония аналитического и образного мышления. Учитель должен создавать условия, чтобы каждый работал в диапазоне своих возможностей. При этом необходимо поддерживать эмоциональный баланс, эмоциональное равновесие, исключая преобладание отрицательных эмоций над положительными. Ибо способность к приобретению знаний напрямую зависит от того, насколько комфортна среда на уроке и это влияет на качество усвоения материала.
Из перечисленного выше, можно сделать следующий вывод:
1. Результаты обучения напрямую зависят от индивидуальных способностей учащихся:
• Каждый ребёнок умён и талантлив по-своему;
• Скорость развития мышления подчинена специфике работы мозга;
• Развивать творческое мышление следует посредством развития образного.
Важную роль в этом процессе играет визуализация учебного материала, особенно на уроках изобразительного искусства.
2. От того, насколько комфортна обстановка на уроке.
3. От того, насколько урок современен, насколько креативно используются передовые образовательные технологии.
Что значит сделать урок, соответствующий требованиям нынешнего дня?
Уроки изобразительного искусства развивают абстрактное мышление, фантазию, творческое индивидуальное начало. Учебный предмет ИЗО совмещает рисунок, живопись, графику, скульптуру, основы дизайна.

Современное состояние педагогической деятельности характеризуется работой по федеральным государственным образовательным стандартам, которые выдвигают новые требования к современному уроку и системе образования в целом.
\»Мы должны подготовить ребенка к будущей жизни, чтобы он был успешным творческим человеком, независимо от того, как он учится».(Кравцов С.С.)
Творческий человек… Кто он? Творческие личности, такие как: Айзек Азимов, Билл Гейтс, Стивен Хокинг, Лев Толстой, Леонардо да Винчи и многие другие, в чём секрет их успеха?
Творческие люди способны генерировать множество новых и нестандартных идей:
— беглость мышления (способность высказывать максимальное количество идей),
— гибкость мышления (способность находить различные варианты решения проблем),
— оригинальность мышления (способность порождать новые нестандартные идеи),
-разработанность мышления (способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид).
Перечисленные способности характерны для людей с креативным (нестандартным) типом мышления.
Возникает вопрос: что такое креативное мышление? Креативное мышление — мышление созидающее, дающее принципиально новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям и открытиям.
Следовательно, креативный человек – успешный человек.
Для обеспечения успешности ученика в будущем, школа должна формировать креативное мышление – это одно из требований ФГОС. В современной школе наблюдается явный дисбаланс между требованиями ФГОС и существующей системой образования, годами сложившейся в основной школе, при которой ребенок тренирует стереотипное мышление, по заданным образцам.
Для формирования креативного мышления необходима творческая среда, позволяющая максимально полно раскрыть потенциальные возможности и природные задатки ребенка.
Творческую деятельность можно создать посредством использования визуальных арт-технологий. Арт-технология – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества.
Пескография, рисунок по представлению, коллажирование, аппликация – все это визуальные арт-технологии, позволяющие развернуть деятельность, способствующую формированию креативного мышления школьников.
.Внедрение АРТ технологий в образование – процесс кропотливый. В арсенале арт-технологий существует множество приемов и техник, например, такие как
Приемы:
1) «Инверсия»
2) «Универсализация»
3) «Стилизация»
4) «Изменение цвета»
5) «Изменение законов природы»
6) «Сделать наоборот»
7) «Увеличение-уменьшение»
8) «Объединение»
9) «Дробление»
10) «Внесение-вынесение»
Техники:
1) «Кляксография»
2) «Пальцевая живопись»
3) «Рисование крупой»
4) «Рисование мятой бумагой»
11) «Рисование одним росчерком»
5) «Коллажирование» .
6) «Дудлинг».
7) «Граттаж»
8) Sand-play.

Для реализации новых образов и идей арт-технология подразумевает широкий арсенал материалов, используемых в изо-техниках: песок, акварель, пластилин, бумага, соленое тесто, восковые мелки, пастель, гелевые ручки, 3D ручки.
Для технологичности процесса применения арт-технологий необходимо применять алгоритм по формированию креативного мышления.
Работа по данному алгоритму ведется через проблемную ситуацию, в которой ребенку необходимо мобилизовать творческие силы и выйти за рамки привычного алгоритма.

Рассмотрим данный алгоритм на примере урока по теме «Природные образы в современном дизайне»
Постановка проблемы:
В некотором царстве в школьном государстве царь издал приказ: «Построить современную библиотеку, чтобы жили в ней образы природные».
Решение проблемы идет поэтапно.
На первом этапе «Рассмотрение явлений, образов, объектов» учащимся предлагается визуальный ряд природных объектов (солнце, цветок, глаз, ракушка) и с помощью приема «Анализ форм», дети выявляют закономерности, сходства, различия представленных объектов.
На втором этапе «Моделирование новых объектов, ситуаций, для получения новой идеи», опираясь на объективные закономерности строения предложенных природных образов посредством приема «Универсализация» конструируют новые образы-схемы.
Третий этап «Преобразование объектов, явлений» заключается в совершенствовании и придании законченного вида образов. С помощью приемов «Инверсия» дети вводят в неживой объект свойства живого. Посредством «Стилизации» упрощают или усложняют объект по форме, структуре и цвету. На данном этапе могут использоваться и другие приемы арт-технологии, например коллаж.
На четвертом этапе «Использование нового объекта в практике (функциональность)» учащиеся презентуют разработанные образы, представляют их практическую направленность. В итоге получают новые образы дизайна мебели, выстроенные на основе природных форм путём стилизации.

Этапы формирования креативного мышления Средства визуальной арт-технологии Приемы арт-технологии
Рассмотрение явлений, образов, объектов.

объекты Анализ форм (выявление закономерностей, сходств, различий)
Моделирование новых объектов, ситуаций, для получения новой идеи Универсализация:
(конструирование новых образов из предложенных с заменой материала).

Преобразование объектов, явлений Здесь будут рисунки полок для книг в библиотеку Совершенствование, придание законченного вида.
1) Инверсия (введение в неживой объект свойств живого и наоборот)
2) Стилизация
(упрощение или усложнение объекта по форме и структуре, цвету).
Использование нового объекта в практике (функциональность) Использование нового объекта в быту, как объект искусства. Презентация продукта.

Данный алгоритм позволяет организовать на уроке творческую деятельность детей по любой арт-технологии и развивать их креативное мышление.

Анализируя результаты можно отметить положительную динамику развития творческого мышления школьников.
Наблюдения за детьми позволяют сделать вывод о том, что:
— уроки с использованием арт-технологий имеют дидактическое достоинство: у детей наблюдается мощный стимул к обучению, — 98% обучающихся имеют высокую учебную мотивацию на уроках ИЗО;
— с каждым уроком все эксклюзивнее, интереснее становятся созданные учащимися новые образы;
— улучшаются показатели творческого мышления (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность).

Развитие креативного мышления средствами визуальной арт-технологии.doc