Формирование читательской грамотности на уроках изобразительного искусства

Автор: Пузикова Галина Николаевна
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования третьего поколения в качестве одной из приоритетной цели называется формирование функциональной грамотности, которая включает в себя читательскую компетентность школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Описание приёмов развития смыслового чтения
Проанализировав информацию о приёмах развития смыслового чтения, я выделила некоторые из них и провела проектировочную работу, цель которой — разработать комплекс заданий, направленных на развитие смыслового чтения учащихся на уроках ИЗО.
1. Ассоциативный ряд (3)
1. К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд; оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.
2. 6 класс. Тема: «Цвет в произведениях живописи».
Задание:
• Подберите слова-ассоциации к слову «колорит».
• Составьте определение, используя записанные слова.
• Сравните определение со словарным вариантом:
колорит — цветовое сочетание, богатство оттенков в картине.
• Какие слова-ассоциации к слову «колорит» нужно стереть?
• Какие слова-ассоциации к слову «колорит» можно добавить?
1. Результат: актуализация уже имеющихся знаний, активизация познавательной активности учащихся и мотивация их на дальнейшую работу с текстом.

1. Верные — неверные утверждения (3)
1. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа и после знакомства с ним. Полученные результаты совместно обсуждаются.
2. 5 класс. Тема: «Русский народный костюм».
Задание: Верно или неверно утверждение?
• Сорока – это женский головной убор.
• Одежда мальчиков и девочек была одинаковой.
• Женщины носили юбки.
• Обувь не делилась на правую и левую.
• Мужские штаны назывались шароварами.
• Девушки заплетали две косы, а женщины – одну.
1. Результат: встречаясь с любой информацией, обучающиеся рассматривают её вдумчиво, критически, делают выводы о точности и ценности данной информации.

1. Вопросительные слова (3)
1. Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.
2. 6 класс. Тема: «Цвет. Основы цветоведения».
Благодаря подобранным приемам, которые активно используются на уроках ИЗО, можно создавать образовательную среду, формирующую читательскую грамотность обучающихся и как следствие – функциональную грамотность школьников.
Методическая разработка..docx