Автор: Толмачева Мария Анатольевна
ВЫСШАЯ ШКОЛА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ.
Толмачева Мария Анатольевна.
Центр развития, творчества и психологии «Пространство мечты»
педагог- психолог
Аннотация. Рассмотрены ведущие глобальные тенденции развития высшего образования, глобализации, роста образовательных бюджетов и массовости высшего образования. Охарактеризовано влияние ведущих мировых тенденций на отечественную образовательную систему. Представлены предложения по использованию их положительного потенциала и преодоления возможных негативных последствий.
Ключевые слова: высшее образование, глобализация, реформирование
Abstract. Сonsidered the leading global trends in higher education, globalization, the growth of education budgets and mass higher education. We characterize the effect of leading trends in the domestic education system. Presents proposals for the use of their positive potential and overcome the possible negative consequences.
Keywords: higher education, globalization, reform
Современная система высшего образования, в полной мере отвечает требованиям времени, является одним из главных факторов роста качества человеческого капитала, новых идей, развития экономики и общества в целом
Реформирование образования можно рассматривать как необходимую предпосылку модернизации, когда закладываются концептуальные и нормативно-правовые основы системных изменений в сфере образования в соответствии с векторами развития, избранных обществом. Реформа в образовании воспринимается, как переорганизация деятельности сферы образования, направленной на выполнение новых задач, как правило, на основе внедрения существенно обновленной (или новой) парадигмы образования [2].
Процесс модернизация образования возможно только после реформирования ее основ в соответствии с требованиями времени.
Контекст применения термина «реформирования» требует переосмысления состояния образования через призму ее ценности (государственной, общественной, личной); механизмов функционирования в обществе; функционирования касающихся сферы образования, сфер жизнедеятельности общества, которые влияют на развитие образования и без реформирования которых в соответствии с определенными векторов развития образования невозможно реформирование самой сферы образования. [5]
Главная коллизия российской системы образования заключается сегодня в оторванности образования от потребностей страны. Именно на решение этой проблемы должна быть направлена модернизация российского образования.
Можно выделить три причины реформирования образования.
Первую причину реформирования образования, можно считать общей или глобальной, она вызывает необходимость реформирования образования, связана с цивилизационными изменениями. Цивилизационные изменения порождаются эволюционным развитием человечества, поскольку расширение и углубление человеческого интеллекта в определенные исторические периоды приводит к таким изобретений человеческого ума, которые кардинально меняют мир и наше представление о нем.
Глобальной причиной современных цивилизационных изменений является изобретение информационно — коммуникационных технологий . Именно «информационный взрыв» человеческого интеллекта в значительной степени породил процессы глобализации и интеграции. Информатизация сделала наше общество быстроменяющимся, информацию доступной, знания быстро устаревающими, а требования к профессиональным и личностным качествам человека меняющимися и динамическими. Информационно-коммуникационные технологии, сеть Интернет радикально изменили образовательную среду.
Именно информатизация общества выдвинула принцип непрерывности образования на позиции приоритетного принципа современного образования, Вследствие глобализационных процессов, активно формируются инновационные образования, как: «мировое образовательное пространство», «мировые образовательные сети». Происходит глобализация учебной, исследовательской, инновационной деятельности благодаря формированию новых систем дистанционного обучения и исследовательских, действующих в мире независимо от географических и политических границ.
Уникальность современного этапа развития общества состоит в том, что оно требует человеческого таланта, индивидуальности, неповторимости, креативности, нестандартности и инновационности своих граждан. Итак, образовательные реформы уже не воспринимаются как исключительно отраслевые, они становится мощным механизмом развития общества.
Ко второй причине реформирования образования можно отнести социально-экономические трансформации, происходящие в разное время в разных странах. Изменение политического строя, механизмов хозяйствования, формирования финансовых рынков приводит к необходимости реформирования образования как наиболее массового социального института развития человеческого капитала, формирование общественного сознания и сознания каждого гражданина общества.
К третьей причине реформирования образования – это сложность реформирования в дальнейшей модернизации образования состояла в том, что сфера образования в России не имела возможности реформироваться постепенно. Образование должно было сразу отреагировать не только на значительные социально-экономические трансформации в самой стране, но и на исторические цивилизационные изменения, учитывать глобализационные и интеграционные процессы, реагировать на процесс информатизации общества. [4]
Таким образом, реформирование сферы образования в России нельзя охарактеризовать как постепенное, этапы реформы были размытыми во времени, накладывались друг на друга, в значительной мере привело к накоплению целей реформирования и модернизации образования, их непоследовательности и при вполне правильной постановке тяжелыми для выполнения.
Развитие образования происходило в условиях противоречивых внутренних воздействий политических, экономических, культурных и собственно образовательных факторов. К главным из них, в частности, отнесены:
— непоследовательность, недостаточная научная обоснованность государственной политики в области образования;
— разрушительные социальные эффекты образования (коррупция, политизация управления, неравенство в возможностях получения качественного образования);
— отсутствие мониторинга качества проведенных реформ, низкий уровень участия общественности в реформировании образования, управлении ею, оценке ее качества;
— длительный экономический и экологический кризис;
— демографические изменения (снижение рождаемости, миграция, увеличение количества бесчеловечных населенных пунктов);
— кризис семьи как социального института;
— взрывное развитие средств массовой информации и коммуникации (Интернет), которые наращивают свое противоречивое влияние на детей и молодежь;
— почти нерегулируемый государством и местными властями развитие образовательных сетей;
Приоритетные цели реформирования образования в России можно классифицировать как:
• цели образования, связанные с мировыми процессами глобализации, интеграции и информатизации общества;
• цели, направляющее образование на гармонизацию развития личности, общества и государства;
• цели, связанные с реформированием образования в соответствии с выбранным страной вектора развития.
По сравнению с европейскими странами в значительной проблемой для российского высшего образования является проблема автономии высших учебных заведений, которая в России является достаточно ограниченной.
По управлению высшим образованием и обеспечение ее качества, эксперты считают, в России остается чрезмерно зависимой от моделей производительности производства, которые происходят от традиций контроля качества в промышленном серийном производстве, и в меньшей степени связаны с моделью качества процесса.
Важной тенденцией является изменения в выборе направления обучения и учебных дисциплин, в частности естественных наук, технологических и инженерных специальностей в пользу гуманитарных специальностей и тех предметов, которые больше ассоциируются с развитием новой рыночной экономики.
По международному сотрудничеству, в России используют все возможности для обмена преподавателей и студентов, развития международных программ, сочетание преподавания и научно исследовательских работ. Основными препятствиями в этом направлении остается недостаточный уровень владения иностранными языками и недостаток средств для поддержки программ обучения за рубежом.
В России существует проблема по финансированию международных программ обучения студентов и молодых ученых, повышение их мобильности, хотя такие мероприятия являются неотъемлемой частью программ новой европейской политики соседства и партнерства. Для оценки реформирования и модернизации образования большое значение имеют контакты высших учебных заведений с внешними организациями и частными бизнес-структурами.
Существует острая необходимость проведения постоянного и тщательного анализа национального и регионального рынков труда для формирования политики трудоустройства относительно потребностей рыночной экономики, создание структуры информирования работодателей об изменениях в национальной системе квалификаций и квалификационных возможности степени «бакалавра». Это будет способствовать введению инновационных изменений в содержание учебных программ, повышению эффективности непрерывных программ обучения и развития служб занятости и карьерного роста студентов.
Таким образом, можно сделать вывод, что большинство из существующих проблем возникают из того факта, что Россия на данном этапе все еще остается страной с переходной экономикой и обществом, которое переживает период изменений. Большинство из обозначенных проблем в области высшего образования России, можно свести к одному ключевому вопросу: нахождение баланса между автономным правом высшего учебного заведения развивать образование и научными исследованиями для российской экономики и общества, а также ответственностью государства за обеспечение качества, подотчетности, честности и доступности. Именно поэтому необходимо дальнейшее развитие институциональной автономии высших учебных заведений.
На современном этапе общественной жизни и своей собственной истории образование, в частности, выше, становится не только важнейшей социальной сферой, но и в прямом смысле важнейшей экономической отраслью. Оно играет все более важную роль в накоплении и развития человеческого капитала. Поэтому перспективы роста благосостояния в нашей стране связаны с увеличением значимости российского образования. Образовательные реформы и модернизация образования должны не только декларироваться, но и реализоваться как общенациональная задача, масштабная акция всей страны проводится при эффективном сотрудничестве всего общества и государства. Только в таком случае можно достичь нового качества образования, соответствующего современным запросам каждого гражданина, общества и государства.
Список использованной литературы
1. Никитенко Елена Викторовна. Тенденции развития высшего образования в России в условиях его модернизации // Высшее образование в России. 2014. №7. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-vysshego-obrazovaniya-v-rossii-v-usloviyah-ego-modernizatsii.
2. Сенашенко В. С. О соотношении профессиональных стандартов и ФГОС высшего образования //Высшее образование в России. – 2015. – №. 6. М.: Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова: Ассоциация технических университетов — 168 с.
3. «О состоянии и перспективах развития высшего образования в России» Парламентские слушания в Госдуме. 28 февраля 2016 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tgmu.ru/system/news_attachments/56cce75b74676d02ae580000/original/rekomendatsii-uchastnikov-parlamentskih-slushaniy-po-teme-o-sostoyanii-i-perspektivah-razvitiya-vysshego-obrazovaniya-v-rossiyskoy-federatsii.pdf?1456269147.
4. Трушина Евгения Викторовна, Куракова Алина Константиновна Актуальные вопросы высшего образования в РФ // Концепт. 2015. №S9. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-vysshego-obrazovaniya-v-rf .
5. Юсов Анатолий Борисович, Касаткина А. А. Высшее образование как фактор формирования инновационно-активной экономики России // Проблемы современной экономики. 2013. №3 (47). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vysshee-obrazovanie-kak-faktor-formirovaniya-innovatsionno-aktivnoy-ekonomiki-rossii.