Теоретические и методологические основы трудового воспитания

Автор: Хозяшева Валентина Викторовна

Теоретические и методологические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста

Содержание

 

 

 TOC \o "1-3" \h \z \u Введение. PAGEREF _Toc471667933 \h 3
08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003400370031003600360037003900330033000000

1. Перечислите пути ознакомления детей с трудом взрослых. PAGEREF _Toc471667934 \h 5
08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003400370031003600360037003900330034000000

2. В чем состоят воспитательные возможности каждого пути?. PAGEREF _Toc471667935 \h 8
08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003400370031003600360037003900330035000000

3. Какие проявления поведения ребенка характеризуют сформированность у него положительного отношения к труду?. PAGEREF _Toc471667936 \h 12
08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003400370031003600360037003900330036000000

4. Какие мотивы побуждают дошкольника включаться в труд?. PAGEREF _Toc471667937 \h 14
08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003400370031003600360037003900330037000000

5. Как можно охарактеризовать особенности объединения детей в труде?. PAGEREF _Toc471667938 \h 16
08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003400370031003600360037003900330038000000

Заключение. PAGEREF _Toc471667939 \h 18
08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003400370031003600360037003900330039000000

Список литературы.. PAGEREF _Toc471667940 \h 19
08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003400370031003600360037003900340030000000

 

 

Введение

 

В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать и желают сами что-то сделать. До семи лет они легко овладевают несложными трудовыми умениями по самообслуживанию, поддержанию чистоты и порядка, уходу за растениями. Старшие дошкольники успешно выполняют несложные обязанности по обслуживанию коллектива, способны уже к элементарной ответственности за порученное дело, могут преодолевать небольшие трудности в работе.

Для создания положительного отношения и привычки к труду важнейшее значение имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом. Но воспитать у детей психологическую готовность к труду возможно только в процессе деятельности. Многие виды деятельности детям в силу их знаний и умений просто недоступны. Но при этом у ребенка, идущего в школу, уже должно формироваться представление о «взрослых» профессиях. Именно поэтому одной из задач детского дошкольного учреждения является ранняя профориентация дошкольников. В новых программах, рассчитанных на дошкольные учреждения, имеются соответствующие разделы, однако, не все педагоги удовлетворены их содержанием. Многие детские сады в свою очередь предлагают собственные программы знакомства детей с миром «взрослых» профессий. В свою очередь такая частная инициатива не всегда заслуживает одобрения теоретиков. Все это делает данную тему крайне актуальной.

Цель настоящей работы: анализ способов формирования представлений у детей старшего дошкольного о сущности труда взрослых.

Проблема трудового воспитания в детском саду достаточно подробно исследовалась в Советском Союзе. О необходимости ее решения в процессе формирования знаний о труде писали А. П. Усова, А. В. Запорожец, А. М. Леушина, В. Г. Нечаева и другие [6, 14, 33]. Кроме этого ряд классиков отечественной психологии и педагогики также подробно рассматривали данную проблему, но на этом вопросе мы специально остановимся во втором параграфе первой главы работы. В настоящее время по данной проблематике пишут гораздо меньше. Существующие программы содержат соответствующие разделы [3], но многие авторы полагают, что эти программы не являются идеальными и создают ряд проблем [28].

 

1. Перечислите пути ознакомления детей с трудом взрослых.

 

Результаты изучения состояния трудового воспитания в ряде областей показывают, что дети старшего дошкольного возраста располагают знанием лишь отдельных фактов из области того или иного вида труда, в большинстве случаев не понимают роли труда в жизни людей. Не обеспечивается в должной мере и воспитание у детей бережного отношения к вещам как результату труда, уважения к нему [4, c. 90].

Знакомить детей с трудом взрослых можно как дома в семье, так и в детском дошкольном учреждении.

В детском саду возможны различные пути ознакомления детей с трудом взрослых.

Первый путь – это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его значения; второй путь – непосредственная организация (в той мере, в которой позволяют условия детского сада) совместной деятельности взрослых и детей.

Выделяются следующие виды детского труда:

1)                     самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);

2)                  хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка);  

3)                  труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду);    

4)                  ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве группы: починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторванных пуговиц, петель, доступный ремонт игрушек и пр.). 

Возможна также совместная трудовая деятельность детей и взрослых в условиях детского сада.

Показ детям труда взрослых может также происходить разными способами. Перечислим их:

1. Экскурсии

2. Встречи с людьми разных профессий

3. рассказы воспитателя о разных профессиях

4. Чтение книг о разных профессиях

5. Просмотр фильмов и мультиков о мире профессий.

Важным способом ознакомления детей с миром профессий является игра. Сюжетно-ролевая игра – это творческая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними [2, с. 19].   Характеризуя сюжетно-ролевую игру, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми [8, с. 69].    Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка — это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. Сюжет игры – это ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаше всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (покупает товары у продавца, осматривает больного и т. д.). Все это знакомит ребенка с разными профессиями.

Еще один путь – наглядно знакомить детей с трудовой деятельностью, когда воспитатель совершает действия них на глазах, а дети наблюдают за этим процессом и помогают воспитателю.  Надо создавать ситуации, когда у детей появляется потребность в предметах, которых не оказалось в наличии. Например, у новой куклы, которую дети хотят взять на прогулку, не оказалось шапочки, значит, ее нельзя взять с собой, она озябнет. Такая «проблемная» ситуация направит внимание детей на поиск нужного предмета. Следующий этап — создавать нужный предмет в присутствии детей (в данном случае шить шапочку, которой нет и потребность, в которой выявлена). Ожидание появления нужного предмета вызывает у детей активную направленность внимания на результат труда, ожидание этого результата, что позволяет связать трудовой процесс с его результатом — получением нужного предмета. Далее нужно использовать созданную на глазах у детей вещь в соответствии с ее назначением и потребностями детей (кукле надели шапочку, кукле тепло, и дети могут взять ее на прогулку).

Кроме этого трудовое воспитание осуществляется и в семье и так же двумя путями —  рассказ и показ детям разнообразного труда взрослых и непосредственная помощь по дому.

 

2. В чем состоят воспитательные возможности каждого пути?

 

Каждый их путей знакомства детей с миром труда и профессий имеет свои воспитательные возможности.

Способ рассказа хорош тем, что моно познакомить детей с самыми разнообразными профессиями. Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные задания и представления о труде и воспитывать уважение к труду взрослых, научить ценить его, разовьёт интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействия и на поведение детей – вызывать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно. Устный рассказ воспитателя или чтение книг развивает у детей фантазию, но при этом им сложно представить тот мир, который они никогда не видели: кабинет врача или электростанцию.

Показ фильмов, слайдов или мультфильмов о людях разных профессий позволяет сделать рассказ более наглядным. Но одновременно и создает у детей ложное впечатление о мире профессий. На экране все выглядит слишком легко и красиво.

Если дошкольники знакомятся с трудом взрослых на основе непосредственных наблюдений за трудовыми действиями, то это можно делать разными путями. Наблюдение за трудом взрослых в детском саду имеет большое образовательное значение —  они уточняют представления детей, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду.

Дети могут наблюдать за трудом людей разных профессий в детском саду, старших дошкольников больше привлекает труд, протекающий за стенами детского сада. Здесь могут использоваться экскурсии. В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, ограничены возможности наблюдения за трудом взрослых. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения дошкольников к труду взрослых, показав его общественную значимость. Здесь могут использоваться экскурсии или приглашения разных людей с детский сад с просьбой рассказать о своей профессии. Можно приглашать родителей детей по очереди.

Наиболее действенные способы ознакомления с трудом взрослых – наблюдения за трудовым процессом, экскурсии, беседы и встречи с представителями профессий, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Однако наглядное восприятие требует интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

Знакомство с профессиями в ходе специально организованных образовательных ситуаций, когда перед детьми ставится проблема, которую необходимо решить, непосредственно образовательной деятельности также способствуют расширению, закреплению и систематизации знаний детей, полученных в ходе непосредственного общения с представителями профессий. Во время таких ситуаций интегрируются различные образовательные области, используются разнообразные методы и приемы (наглядные, словесные, практические, проблемно-поисковые, игровые). Решение педагогических ситуаций может перерасти в проект. В последнее время используются все активнее проектные формы работы с детьми. Проведение исследований на темы профессий (возникновение, актуальность в мире, содержание деятельности) развивает познавательную, творческую активность детей, способствует формированию и систематизации знаний о труде людей.

Центральное место в трудовом воспитании отводится игре. Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр.Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

В разрешении вопроса о возможном приближении к детям труда персонала, о создании таких условий, когда дети могли бы использовать наглядные примеры старших, возможны различные пути:

— приближение к труду взрослых;

— приближения работы взрослых к детям;

— совместная деятельность взрослых и детей.

Признавая ценность специальных наблюдений труда, их всё же надо дополнять более активными средствами воздействия на развитие ребёнка. Надо по возможности приблизить труд взрослых к детям. Труд, который систематически и естественно протекает на виду у детей, обычно привлекает их внимание, возбуждает желание самим действовать, подражая взрослым.

Трудовое воспитание у самых маленьких начинается с самообслуживания, с формирования потребности сделать для этого всё необходимое. Уже в младшем возрасте детям можно давать простые поручения.

Трудовое воспитание в семье ребенка начинается с формирования элементарных представлений о трудовых обязанностях. Труд был и остается необходимым и важным средством развития личности в целом. Трудовая деятельность должна стать для детей естественной физической и интеллектуальной потребностью.

В семье первые представления о труде взрослых дети до трёх лет получают наблюдения как работает мама, бабушка, воспитатель, няня, медицинский работник, повар, шофёр.

Таким образом, главная задача воспитания положительного отношения к труду взрослых может быть успешно решена при правильно организованной совместной работе семьи и детского сада.

 

3. Какие проявления поведения ребенка характеризуют сформированность у него положительного отношения к труду?

 

Перечислим вначале основные умения, которые говорят о сформированности у ребенка трудовых навыков:

1)                  умение детей принять цель труда  

2)                  высокий уровень умения выделять предмет труда.

3)                  умение предвидеть результат труда

4)                  умение спланировать трудовой процесс

5)                  умения отобрать необходимое оборудование у

6)                  уровень освоения трудовых навыков и умений

Перечислим далее проявления положительного отношения к труду у детей с соответствующими комментариями:

1)                  наличие в детях уважительного отношения к труженику и результатам его труда, желания подражать ему в своей деятельности, проявлять нравственные качества;

2)                  освоение детьми трудовых умении и навыков, организация и планирование своего труда, осуществлению самоконтроля и самооценки;

3)                  формирование интереса к овладению новыми навыками, ощущению радости от своих умений, самостоятельности;

4)                  наличие нравственно-волевых качеств (настойчивости, целеустремленности, ответственности за результат своей деятельности), привычки к трудовому усилию;

5)                  формирование у детей готовности к труду, развитию самостоятельности;

6)                  наличие нравственных мотивов деятельности, побуждающих включаться в труд при необходимости. Действие этих мотивов должно вызывать у ребенка активное стремление к получению качественного результата, ощущению радости от собственного труда;

7)                  наличие гуманного отношения к окружающим: умения и желания включаться в совместный труд со сверстниками, проявлять доброжелательность, активность и инициативу, стремление к качественному выполнению общего дела, осознания себя как члена детского общества.

 

 

 

4. Какие мотивы побуждают дошкольника включаться в труд?

 

Мотивация -это побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности [17, с. 60].

Общественная направленность результата труда, которая осознается уже к среднему дошкольному возрасту, позволяет формировать понимание необходимости труда для других, воспитывает уважение к результату труда и трудящемуся человеку. Результат выступает как овеществленная цель труда, наглядная мера затраты трудовых усилий. Вычленение результата труда происходит у детей в 3 года при условии обучающего воздействия взрослого [15, с. 60].

Обычно выделяют четыре типа мотивации:

Первый тип — игровая мотивация – «Помоги игрушке». В этом случае ребёнок трудится, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по схеме:

1. Воспитатель рассказал, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.

2. Воспитатель спрашивает детей, согласны ли они помочь игрушке.

3. Воспитатель предлагает научить детей делать то, что требуется игрушке.

4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж.

5. Игрушка–подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник игрушки.

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне».

Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме:

1. Взрослый сообщает ребенку, что собирается делать что — либо и просит ребенка помочь.  Ребёнку даётся посильное задание.  конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Третий тип мотивации «Научи меня» — основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.
Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

1. Взрослый сообщает ребенку, что собирается заняться какой — либо деятельностью и просит ребенка помочь — научить.

2. Ребенка спрашивают –согласен ли он помочь.

3. Ребенку, даётся возможность научить взрослого делу.

4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и похвала.

Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» — основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.

 

 

 

 

5. Как можно охарактеризовать особенности объединения детей в труде?

 

Коллективный труд — общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы (уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей или фруктов, оформление зала или групповой комнаты к празднику) [18, с. 61].

Условия коллективного труда:

I. Объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе.

2. Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев (до 4-х), каждому из которых предлагается какое-либо общее задание.

3 Содержание общей работы включаются только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо,

4. Трудом должны быть охвачены все дети [18, с.67].

Общий труд — один из видов собственно коллективного труда, в котором дети объединяются общим заданием и обобщением результатов работы всех участников. Он впервые может быть организован в средней группе во 2-ой половине дня имеет место во всех видах труда, организуется как общее поручение, дает возможность ребенку почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда, убедиться в отношении коллектива к нему как члену детского общества; значимость каждого отдельного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности [16, с. 58].

Особенностями организации совместно труда являются:

1)                  наличие ряда последовательных этапов (каждый ребенок выполняет не все задание целиком, а какую-либо часть, многократно повторяет одни и те же действия и всякий раз передает результат своего труда следующему участнику, который продолжает работу дальше; при этом дети оказываются в зависимости друг от друга;

2)                  неодновременное включение детей в процесс деятельности;

3)                  каждая из предложенных операций имеет некоторую законченность; представляет большие возможности для формирования положительных взаимоотношений между участниками [16, с. 58].

В труде формируются дружеские взаимоотношения: доброжелательность, умение уступить, оказать услугу, предложить помощь. Зарождаются деловые взаимоотношения, для которых характерно умение распределять и планировать общую работу, стремление самому доводить дело до конца и ждать того же от других, оказывать друг другу помощь и относиться с чувством ответственности к порученному делу.

Общественное значение труда дошкольников в его воспитательном воздействии на личность ребенка таково. В процессе труда у детей формируются привычка к трудовому усилию, умение довести дело до конца, а также настойчивость, самостоятельность, ответственность, умение и стремление помочь товарищу, инициативность и другие личностные качества. Согласованность и точность движений в труде, полученный результат формируют умение создавать, ценить, беречь красивое, т. е. обеспечивают нравственное и эстетическое развитие дошкольника.

 

 

 

Заключение

 

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Разумеется, трудовая деятельность маленьких детей своеобразна. Не всегда она ведет к материальным результатам. Главная цель труда – в его воспитательном влиянии на личность ребенка.

Ребенок должен не только сам трудиться и наблюдать как работают взрослые, он должен постоянно увеличивать багаж своих представлений о мире взрослых, в том числе и о мире профессий. Важность формирования у детей знаний о труде взрослых подчеркивалась педагогикой всегда. В советское время в нашей стране был создан ряд методических пособий и учебников на данную тему. В настоящее время в связи с изменением экономических условий многие из этих пособий устарели, что, однако, не отменяет необходимости формирования у детей представлений о труде взрослых. Поэтому необходимы новые методические разработки на данную тему.

Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения.

Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов. Важно, чтобы система работы по трудовому воспитанию детей формировала у детей желание помогать старшим, выполнять работу быстро и аккуратно, доводить дело до конца, испытывать радость от работы.

 

Список литературы

 

1.                   Аркин Е.А. Письма о воспитании [Текст]/ Е.А.Аркин – М.: Педагогика, 1976. – 267 с.

2.                   Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]/ Л.С. Выготский – М.: Педагогика, 1991. – 330 с.

3.                   Загик, Л.В.Работа с родителями по воспитанию у дошкольника нравственно-волевых качеств: Воспитателю о работе с семьей [Текст]/ Л.В. Загик, В.П. Дуброва, Н.А. Стародубова/ Под ред. Н.Д.Виноградовой. – М.: Педагогика, 1989. – 180 с.

4.                   Запорожец А.В. Психологическое развитие ребенка. Психологические труды в 2 т. [Текст]/ А.В. Запорожец – М.: Педагогика, 1986. – 360 с.

5.                   Карпова, С.Н. Значение сюжетно-ролевой игры для становления нравственного воспитания [Текст]/ С.Н. Карпова, Л.Г. Петрушина // Вестник МГУ. — Серия 14. —  1981. – № 3. – С. 22–30.

6.                   Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]/Е.А.Климов. – Ростов-н/Д: Феникс, 1996. — 506 с.

7.                   Комплексная программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]/Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Педагогика, 2007. – 128 с.

8.                   Корчинова, О.В. Детский этикет [Текст]/ О.В. Корчинова — М.: Инфра-М, 1999. – 213 с.

9.                   Леонтьев А.Н. Восприятие и деятельность [Текст]/ А.Н. Леонтьев — М.: Изд-во Московского Университета, 1976. – 612 с.

10.               Леушина А.М. Некоторые вопросы руководства умственным воспитанием детей дошкольного возраста [Текст] / А.М. Леушина – Л.: УЗ ЛГПИ, 1966. – 214 с.

11.               Логинова В.И.  Формирование представлений об общественной значимости труда взрослых [Текст]// Трудовое воспитание детей дошкольного возраста/В.И. Логинова – М.: Логос, 2004. —  С. 67 – 87.

12.               Макаренко А.С. Книга для родителей [Текст]/А.С. Макаренко – М.: Педагогика. 1986. – 541 с.

13.               Пиаже, Ж. Избранные психологические труды [Текст]/ Ж. Пиаже – М.: Мысль, 1995. – 456 с.

14.               Пособие для воспитателей детского сада [Текст]/ А.В.Запорожец, Я.З.Неверович, А.Д.Кошелева и др./ Под ред. А.Д.Кошелевой. – М.: Педагогика, 1987. – 238 с.

15.               Рубинштейн С.Л. Человек и мир [Текст]/С.Л. Рубинштейн. – М.: Академия, 2003. — 412 с.

16.               Свадковский И. Ф. Введение в педагогику [Текст]/И.Ф. Свадковский. – М.: Педагогика, 1989. – 342 с. 

17.               Семенака, С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать [Текст]/ С.И. Семенака М: Аркти 2004. – 170 с.

18.               Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности [Текст]/ Д.В. Сергеева. – М.: Просвещение, 2007. – 96 с.

19.               Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения В 3-х т. [Текст]/ В.А. Сухомлинский – М.: Просвещение, 1979. — Т. 1. – 432 с.

20.               Ухтомский, А.А. Доминанта [Текст]/ А.А. Ухтомский – М.; Л.: Наука, 1966. – 195 с.

21.               Ушинский, К.Д. Собрание сочинений [Текст]/К.Д. Ушинский – М.: Прогресс, 1985. — Т. 2. – 410 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *