Автор: Старкова Наталья Викторовна
v\:* {behavior:url(#default#VML);}
o\:* {behavior:url(#default#VML);}
w\:* {behavior:url(#default#VML);}
.shape {behavior:url(#default#VML);}
Normal
0
false
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;}
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга» № 5» Камышловского городского округа
Тема выступления на педагогическом совете:
«Технология «Социальные акции» в работе
с дошкольниками в условиях реализации
проектной деятельности»
Воспитатель
Старкова Наталья Викторовна
Камышлов, 2018 г.
Технология «Социальные акции» в работе с дошкольниками
в условиях реализации проектной деятельности.
Социально-ориентированная деятельность– это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение ребёнком социального опыта путем вхождения в социальную среду, а с другой стороны – процесс активного воспроизводства ребёнком системы социальных связей за счет его активной деятельности.
Одной из форм социально-ориентированной деятельности является проведение социальных акций.
Социальные акции — одно из направлений позитивной социализациидошкольников. Цель социальной акции — формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям и самому себе на основе нравственного содержания, проявление инициативы и самостоятельности у дошкольников.
Акции социального характера способствуют развитию нравственных и личностных качеств дошкольников, создают условия для самореализации ребенка. В процессе проведения акции дети открывают для себя новые знания, делают выводы, приобретают социальный опыт взаимодействия с окружающим миром.
Социальные акции бывают различной направленности:
— Исследовательские(проведение опроса разных групп населения); благотворительные (сбор вещей, книг и т. п. для передачи их целевой группе),экология («Братья наши меньшие», «Покормим птиц зимой», «Птичья столовая», «Вредный целлофан», «Красная книга природы»).
— Социально–педагогические (воздействующие на изменение сознания, поведения, отношения определенной категории населения к чему – либо),помощь другим людям («Подарки от друзей», «Доброе сердце», «Открытка для ветерана», «Будем помнить», «Помоги другому»).
— Патриотические (воспитывающие любовь и уважение к Родине, ее истории: прошлому и настоящему), значимые даты и праздники («Для любимой мамочки», «День рождения А.С. Пушкина», «День Победы», «Добрые дела к Новому году»).
— Социокультурные(влияющие на уровень культуры, воспитывающие интерес к своей национальной культуре), окружающий социальный мир («Чистый двор», «Чистые дорожки», «Безопасная дорога», «В гости к книгам», «Книжка заболела»).
Участие в социальных акциях создает условия для самореализации личности, позволяет проявить способности в разных сферах деятельности- продуктивной, социальной. Предлагаю планирование социальных акций, которое мы успешно используем в нашей работе.
При проведении акции учитываем возрастные и индивидуальные особенности детей. Им должны быть понятны цель, смысл мероприятия и конечный результат.
В своей практике в целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности я применяю различные методические приемы. Сегодня мне хочется поделиться нестандартными методами и приемами, которые я использую в своей работе.
Наиболее действенными приемами, на мой взгляд, являются:
1. «Мастер- классы»;
2. «Ритуал планирования самостоятельнойдеятельности»;
3. Прием «Три варианта»
Ритуал планирования самостоятельнойдеятельности.
Данный прием у нас прижился, и ребята используют ежедневно.
Начинали мы с того, что воспитатель садился перед детьми и писал план – чем он будет заниматься сегодня в течении дня. Проговаривал и отмечал, что удалось выполнить, что нет. Дети заинтересовались таким приемом. Следующим шагом стало то, что в течении какого – то времени (например, после прогулки) дети садились и зарисовывали символами, чем бы они хотели заниматься во второй половине дня. Затем все планы вывешиваютсяна доску, и дети проговаривают – кто чем будет заниматься. Часто дети уже знают с кем они будут играть и в какую игру (группы по интересам).Далее воспитатель готовил предметно – развивающую среду. Играя, дети отмечают на своих планах – что им удалось сделать, а что нет. Ребята используют различные варианты планирования своей деятельности: на целый день, на первую или на вторую половину дня. Так же дети учатся пользоваться в своей деятельности планами как индивидуальными, так и коллективными. Планы хранятся в определенном месте. Это помогает детям самостоятельно организовывать и контролировать свою деятельность.
Прием «Три варианта»
Данный прием – это находка для формирования у детей самостоятельности и инициативности. Суть данного приема в том, что ребенок самостоятельно находит пути решения различных проблемных ситуаций.
Например, если ребенок приходит к вам с каким –то вопросом, проблемой и просит о помощи. Я ему говорю: «Я тебе обязательно помогу, но сначала предложи три своих варианта решения данной проблемы». Тем самым я даю информацию к размышлению.
«Мастер- класс»
Прием строится на самостоятельном поиске тем мастер – классов каждым ребёнком.
На данном этапе дети учатся самостоятельно выбирать тему; определять количество заинтересовавшихся детей; составлять план; собирать материал; делать сообщение. Планируется, что дети будут проводить мастер – классы на различные темы, такие, как: мастер – класс по созданию песочных картин, мастер – класс по изготовлению кукол – скруток, мастер – класс по плетению фенечек» и др. Все мастер – классы дети будут проводить без помощи взрослых – самостоятельно. Данные мастер – классы ребята будут проводить и для детей других групп.
Например, сейчас Ваня заинтересовался темой – «Свойства магнита». Об этом он сообщил детям, сейчас работает над оформлением красочного объявления. Дети, заинтересовавшиеся данной темой – запишутся на просмотр презентации. Далее следуя алгоритму, Ваня составит план. В сборе информации Ване помогли родители, воспитатели. После сбора материала, мальчик обобщит полученные данные, апробирует практические опыты с магнитами. В конце месяца он презентует свою работу под названием «Притягательный магнит»детям нашей группы.
В подготовке и проведении социальной акции выделяюнесколькоэтапов.
Организационный этап. При разработке и подготовке к акции определяю: на решение какой социально-педагогической проблемы направлена акция, кто является ее целевой группой, какова цель акции, продумываю форму проведения социальной акции.
Практический этап – реализация сценария социальной акции. Это может быть одно мероприятие (концерт, музыкально-литературная композиция) или несколько идущих друг за другом мероприятий (сначала беседа о птицах, рисование птиц, затем изготовление кормушек и закрепление их на деревьях).
Планируем с нового года при проведении мероприятий акции на детях применять специальные элементы в одежде (футболка с эмблемой акции, платочки, жилеты).
Не забываем о сценарных эффектах (распространение памяток, запуск бумажных змеев, воздушных шаров).
Обязательно привлекаем родителей к подготовке и проведению любой акции!
Итоговый этап подразумевает подведение итогов социальной акции, определение ее дальнейших перспектив. Например, при составлении итогового отчета о проведении социальной акции, я анализирую:
— удачные и неудачные моменты ее проведения;
— совпали ли цель акции и её результаты;
— соответствовала ли цели акции и форма проведения.
Необходимо определить перспективы акции: нужно ли ее повторять, что можно усовершенствовать при подготовке и проведении, целесообразно ли изменить форму проведения акции.
Показателями результативности моей работы может служить инициатива и самостоятельность детей,положительная динамика во взаимоотношениях между детьми, их доброжелательное отношение к другим людям, к окружающей действительности.
Результаты отслеживаются в повседневной деятельности посредством наблюдения.
Приложение
План проведения акции «Спаси ёжика — сдай батарейку!»
I этап организационный |
||
Дети |
Родители |
Педагоги |
-Рисунки на тему «Каждому ёжику-чистый лес!» для оформления стендов детского сада.
|
-Подготовка семейных мини-проектов «Юные исследователи» (О вреде который могут принести выброшенные батарейки) — Сбор использованных батареек |
— Вводная беседа с детьми по теме: «Чистая планета»; — решение проблемной ситуации: «Почему батарейки нельзя выбрасывать?»; -проведение образовательных ситуаций по предложенной теме; -подготовка и размещение объявлений о сборе батареек для всех групп детского сада; -Исследование маршрута для планируемой акции; -Обсуждение с работниками магазина «Эльдорадо» предстоящей акции; -Привлечение к акции средств массовой информации –газета «Северный рабочий» |
II этап- практический |
||
Презентация семейных проектов перед детьми других групп (старший дошкольный возраст) Экскурсия — акция в магазин для передачи на утилизацию собранных в детском саду батареек (в куб для сбора батареек, расположенный в магазине) |
||
III этап итоговый |
||
Утилизация собранных батареек. Проведение игры «Вопрос — ответ», на которой дети делятся своими впечатлениями, рассказывают о своём участии в акции, рассказывают о том, что получилось, что вызвало трудности.
|
План проведения акции «Мы за витамины!»
I этап организационный |
||
Дети |
Родители |
Педагоги |
-Рисунки на тему «Где растут витамины?» для оформления стендов детского сада -Изготовление листовок «Питайтесь правильно: витамины это вкусно и полезно!»
|
-Подготовка семейных мини-проектов «Наша семья за здоровое питание». -Советы для копилки «Растём здоровыми»
|
— вводнаябеседа с детьми по теме: «Правильное питание -вкусное питание»; — решение проблемной ситуации: «Почему человеку необходимы витамины?»; -проведение образовательных ситуаций по предложенной теме; оформление мини-стенда:«Дети рассуждают о здоровье» |
II этап- практический |
||
Презентация семейных проектов перед детьми других групп (старший дошкольный возраст) Вручение листовок «Питайтесь правильно: витамины это вкусно и полезно!» Проведение мастер-класса «Полезно, вкусно и красиво!» |
||
III этап — итоговый |
||
Проведение игры «Вопрос — ответ», на которой дети делятся своими впечатлениями, рассказывают о своём участии в акции, рассказывают о том, что получилось, что вызвало трудности. |
План проведения акции «Берегите птиц!»
I этап организационный |
||
Дети |
Родители |
Педагоги |
-Изготовление фигурок птиц нашего региона (способ-аппликация, оригами)
|
-Изготовление семейных мини-проектов «Берегите птиц!» -Изготовление кормушек для конкурса «Такие разные кормушки!»
|
— вводная беседа с детьми по теме: «Птицы – наши друзья»; — Проблемная ситуация: «Почему птицам нужна помощь человека»; — проведение образовательных ситуаций по предложенной теме;
|
II этап- практический |
||
— Презентация семейных мини-проектов для детей старших групп детского сада; — Мини-акция для воспитанников младшего дошкольного возраста «Берегите птиц» с вручением подарков – самостоятельно изготовленных фигурок птиц. -Проведение конкурса «Такие разные кормушки» (все группы МАДОУ) |
||
III этап итоговый |
||
После подведения итогов конкурса «Такие разные кормушки» приняли решение развесить кормушки на территории детского сада и проводить ежедневные семейные дежурства «По кормушкам» (проверять чистоту и наполняемость) |
План проведения акции «День Земли!»
I этап организационный |
||
Дети |
Родители |
Педагоги |
-Изготовление бабочек (символов красоты и чистоты планеты) в технике оригами. -Отработка вопросов для предстоящей прогулки-интервью; |
-Изготовление семейных мини-проектов «Маленькие экологи» -Приобретение в питомнике саженцев сосен для высадки на территории детского сада;
|
— вводная беседа с детьми по теме: «Что такое экология?»; — Проблемная ситуация: «Почему землю надо беречь?»; -проведение образовательных ситуаций по предложенной теме; -Разработка вопросов для прогулки-интервью; -Исследование маршрута для планируемой акции; -Привлечение средств массовой информации к прогулке-акции (городское телевидение); |
II этап- практический |
||
— прогулка – акция «Взрослые, вас просят дети – мы жить хотим на чистой планете» с вручением прохожим символов-бабочек; -высадка саженцев сирени на территории детского сада;
|
||
III этап итоговый |
||
Проведение игры «Вопрос — ответ», на которой дети делятся своими впечатлениями, рассказывают о своём участии в акции, рассказывают о том, что получилось, что вызвало трудности. |
План проведения акции «Этот День Победы…»
I этап организационный |
||
Дети |
Родители |
Педагоги |
-Изготовление писем –памяти; -Изготовление гвоздичек для вручения с письмом — памяти; -Изготовление праздничной газеты к празднику для жителей микрорайона;
|
-Подготовка семейных мини-проектов «Никто не забыт ни что не забыто» (О родственниках, принимавших участие в ВОВ) — Приобретение гвоздик для экскурсии к мемориалу; |
— Вводная беседа с детьми по теме: «Что мы знаем о войне?»; — Проблемная ситуация: «Почему Родину надо защищать?»; -Проведение образовательных ситуаций по предложенной теме; -Исследование маршрута для планируемой акции) |
II этап- практический |
||
— Прогулка-акция по микрорайону с вручением писем – памяти и гвоздичек ; — Экскурсия к памятным местам с возложением цветов; -Размещение праздничной газеты для жителей микрорайона в магазине «Монетка» |
||
III этап итоговый |
||
Проведение игры «Вопрос — ответ», на которой дети делятся своими впечатлениями, рассказывают о своём участии в акции, рассказывают о том, что получилось, что вызвало трудности. |
План проведения акции «1 июня -День защиты детей!»
I этап организационный |
||
Дети |
Родители |
Педагоги |
— Конкурс рисунков на асфальте «Счастливое детство» — Изготовление листовок«Не обижайте детей!»
|
— Совместное изготовление с детьми символов к шарику -желаний
|
— вводная беседа с детьми по теме: «1 июня день защиты детей» -проведение образовательных ситуаций по предложенной теме; -оформление стенда с рассуждениями детей «О чём мечтают дети» -исследование маршрута для планируемой акции; -экскурсия — акция по набережной |
II этап- практический |
||
Прогулка-акция по району «Урализолятор» с вручением листовок для жителей микрорайона; |
||
III этап итоговый |
||
Подведение итогов конкурса рисунков, награждение победителей; Проведение игры «Вопрос — ответ», на которой дети делятся своими впечатлениями, рассказывают о своём участии в акции, рассказывают о том, что получилось, что вызвало трудности. |