Социально – психологическая адаптация детей к школе, имеющих особенности развития

Автор: Котова Мария Николаевна

 

Социально – психологическая адаптация детей к школе, имеющих особенности развития

 

 

 

Социально-психологическая адаптация личности — это процесс приобретения определенного статуса, овладения теми или иными социальными ролевыми функциями.

 

В процессе социально-психологической адаптации личность стремится достигнуть гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности. По мере ее осуществления повышается адаптивность личности.

 

Благополучие социально-психологической адаптации, определяется коммуникативным опытом ребенка, его личностными особенностями, взаимоотношениями в системе «учитель-ученик». Неблагоприятное развитие процесса социально-психологической адаптации может привести к изоляции ребенка в коллективе, появление у него демонстративных, бунтарских форм поведения. Психологическая готовность является той базой, на которой педагог будет формировать знания, умения и навыки, что позволит избежать проявлений дезадаптации к школе.

 

Психологическая неготовность к обучению создаёт проблемы не только родителям, учителям, но и самому будущему школьнику. Важно как можно раньше заметить имеющиеся у детей трудности и оказать необходимую помощь. С целью оказания такой помощи нами использован метод психологического сопровождения.

 

Профилактику трудностей в обучении и адаптации к школе детей начинаем в условиях детского сада в группах старшего дошкольного возраста. (5-7 лет)

 

В нашей дошкольной образовательной организации с будущими первоклассниками осуществляются следующие направления работы:

 

1. Диагностика психологической готовности детей к школе.

 

2. Групповые и индивидуальные консультации родителей.

 

3. Психолого-педагогическая развивающая работа по повышению уровня школьной готовности.

 

Диагностика психологической готовности детей к школе проводится 2 раза: первый раз в сентябре, за год до поступления в школу, разработанной Л.А. Ясюковой,  Целью данной диагностики  является определение имеющихся у будущих первоклассников отклонений и профилактика школьной дезадаптации. С помощью методов диагностики, разработанных Ясюковой Л. А., можно определить индивидуальные особенности в функционировании внимания, памяти, темпа учебной деятельности ребенка, и разработать рекомендации по учету этих особенностей. Также поможет определить особенности построения ребенком отношений с педагогом и сверстниками, и особенности реагирования в стрессовых ситуациях (реакции повышением тревожности, протестом или эмоциональным отстранением).

 

Результаты этой диагностики позволяют определить направления работы в течение последнего года пребывания в дошкольном учреждении, оказать необходимую психолого-педагогическую помощь детям.

 

Вторая диагностика (заключительная) проводится в марте — апреле. Она позволяет определить динамику уровня готовности детей к школе в целом и динамику развития каждого ребёнка.

 

Для развивающей работы с детьми используется комплексная развивающая программа Руденко Т.А. «Год до школы: от А до Я» предназначена для психологической подготовки к обучению в школе детей 6 —7 лет. Занимаясь по программе, дети выполняют разнообразные задания, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, мелкой моторики и зрительно-моторной координации. Релаксационные упражнения снимают мышечное и эмоциональное напряжение. создают доверительную атмосферу, а игровая форма проведения занятий помогает детям принять роль ученика, формирует эмоционально-положительное отношение к школе.
Все это поможет детям чувствовать себя уверенно и комфортно при поступлении в школу и на протяжении школьных лет.

 

Коллектив детского сада определяет своей целью не только воспитание и обучение детей силами опытных специалистов, но и помощь, и поддержку родителей в решении сложных психолого-педагогических задач социализации и индивидуализации ребёнка.

 

Специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной. Поэтому в рамках развивающей работы для родителей детей подготовительной группы организован образовательно-игровой цикл. На первой встрече по результатам диагностики для родителей проводится групповые консультации. Родителям выдаются характеристики их детей и даются объяснения, как ими пользоваться: объясняется смысл каждого психологического качества, его влияние на успеваемость и самочувствие ребёнка, говорится о том, с какими проблемами может столкнуться ребёнок и что надо предпринять в том или ином случае. Таким образом, слушая психолога, родители могут сами оценить проблемы и возможности своего ребёнка. Для родителей, чьи дети показали низкие результаты в процессе тестирования, проводятся индивидуальные консультации. Говоря о проблемах социально – психологической адаптации будущих первоклассников имеющих особенности развития, хочется сказать о том, что когда воспитанники старшего дошкольного по итогам первичной диагностики показывают результаты, которые свидетельствует о недостаточном развитии психических процессов, на индивидуальных консультациях рекомендуем родителям (законным представителям),  обратиться за консультацией к медицинским специалистам, с целью предотвращения плохой успеваемости в школе, своевременной коррекции отклонений  в поведении и развитии детей, а так же выявлении скрытой формы психического расстройства. Но некоторые родители игнорируют наши рекомендации. 

 

В дальнейшем с родителями проводятся практические занятия, на которых они узнают о важной роли семьи в подготовке детей к школе, что только совместными усилиями с дошкольным учреждением можно получить желаемый результат. На занятиях взрослые узнают, как можно просто, без принуждения, с радостью для себя и для ребёнка развить его речь, мышление, память, внимание, воображение, подготовить руку к письму, как развить у ребёнка желание учиться. Кроме того, ведется просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов и круглых столов.

 

На основе данных диагностики и наблюдений за детьми, формируются группы развития. В такие группы входят дети с низкой психологической готовностью к школьному обучению, с проблемами в поведении, дети, у которых по данным диагностики высокий коэффициент дезадаптации, т. е. те, кто составляет группу риска по адаптации.

 

Особые сложности адаптация к школе вызывает у детей с индивидуальными характеристиками работы нервной системы. Прежде всего, в группе риска гиперактивные, тревожные дети. Им сложно находиться в одном положении, ребенок привык свободно двигаться, и спокойно слушать учителя у него не получается. Такие дети часто отвлекаются и могут регулярно нарушать правила поведения в школе. Вторая группа риска  – дети с высокой утомляемостью. Такие детки быстро устают от высокой концентрации.

 

В своей работе с воспитанниками «группы риска» за основу мы взяли программу О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаев «Программа коммуникативного развития детей 6-7 лет»; «Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников»,; И.М. Первушина; «Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет».

 

Осуществляем сотрудничество с Муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Средней общеобразовательной школой № 5 «Многопрофильная» для обеспечения преемственности учебно – воспитательного процесса, социокультурной адаптации дошкольника к условиям новой ведущей деятельности – начального школьного обучения. Разрабатываем и реализуем модели взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающих преемственность программ, методик, педагогических технологий, форм и методов работы с детьми и родителями (законными представителями). Сотрудничество строится в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 года № 273, на безвозмездной основе. Разработана единая система диагностических методик для проведения диагностики готовности ребенка к школе. Проводятся совместные родительские собрания и консультации для родителей будущих первоклассников. Также экскурсии по школе для будущих первоклассников. Обмениваемся информацией об итогах стартовой диагностики в середине первого года обучения. Разработан ряд совместных мероприятий для предупреждения дезадаптации ребенка в школе.

 

Целенаправленная работа, осуществляемая совместно педагогами и  родителями по созданию системы подготовки детей к школе помогает ребёнку успешно адаптироваться и обучаться в школе. Это подтверждают данные диагностики. 

 

В перспективе планируем организовать  взаимодействие со всеми школами города, так как наши выпускники учатся не только в МБОУ «Средней общеобразовательной школой № 5 «Многопрофильная». Надеемся, что наше дальнейшее сотрудничество поможет будущим первоклассникам не только в адаптации в стенах школы, но и в успешном освоении школьной программы и реализации всех идей и задумок педагогов детского сада и школы.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *