РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Автор: Атласова Луиза Ивановна

  РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ  

 

То, что в последнее время растет число  детей  с трудностями в обучении, общеизвестно.

Актуальность: Своевременное выявление  детей с трудностями в обучении и проведение соответствующих коррекционных мероприятий может в значительной степени ускорить ход их речевого и умственного развития.    

Цель: изучение особенностей познавательной деятельности у детей с трудностями в обучении для  проведения коррекционной работы.

Организация исследования.     В общей сложности исследовано 14 детей.   Основной контингент экспериментального и контрольного классов – это учащиеся 1 класса  Исследование включало этапы констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. На первом этапе провели исследование познавательной деятельности детей своего класса и выявили детей с трудностями в обучении. На этапе формирующего эксперимента – возможности ее целенаправленной коррекции.

  Формирующий эксперимент заключался в комплексе специальных упражнений для развития внимания, памяти и мышления. Он осуществлялся в форме групповых занятий 3 раза в неделю. Всего было проведено 15 занятий. На этапе контрольного эксперимента была повторно проведена методика заучивания 10 слов  и получена экспертная оценка.   Были выявлены 2 ученика: Андрей З., и Кеша К.  Формирующий эксперимент проводился с ними.

Методики  исследования и обработка их результатов.

 Метод исследования памяти – заучивание 10 слов. Одна из наиболее часто применяющихся методик предложена А.Р. Лурия. Используется для оценки состояния памяти, утомляемости, активности внимания. Никакого специального оборудования не требуется.   Перед началом работы   записываю в одну строчку ряд коротких (односложных и двусложных) слов. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи.  Никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя. После пятикратного повторения слов   переходим к другим экспериментам, а в конце исследования, т.е. примерно спустя 50 – 60 минут, снова прошу воспроизвести эти слова (без напоминания). В результате исследования по протоколу может быть составлена «кривая запоминания». Установлено, что у нормально развивающихся детей кривая запоминания носит характер возрастающей кривой, т.е. к третьему повторению они воспроизводят 9 или 10 слов, и при следующих повторениях удерживается на этих же числах.  

            Выяснилось, что дети с отклонениями в развитии правильно решают простые задачи и начинают допускать ошибки по мере перехода к более трудным задачам. По результатам исследования было выявлено, что  детям удается правильное решение задач средней трудности, но они не могут объяснить и мотивировать свои решения, не могут сформулировать общее понятие для обозначения трех объединяемых предметов в силу своего речевого дефекта. Протокол обследования памяти   Андрея З.  по методике заучивания 10 слов (см. табл 1).

 Протокол обследования.                               Таблица 1

лес

хлеб

окно

стул

вода

брат

конь

игла

мед

гриб

1

+

 

+

 

+

+

+

 

 

 

2

+

+

+

 

 

+

 

 

 

 

3

+

+

 

 

+

+

 

 

+

 

4

+

+

 

 

 

+

+

 

+

 

5

+

+

 

 

 

+

 

 

+

 

Через

час

+

+

 

 

 

+

 

 

+

 

 

Направления  коррекционной работы.

В ходе формирующего эксперимента была апробирована система коррекционных занятий, включающая в себя специальные игры и упражнения, направленные на развитие произвольного внимания, памяти, мышления.  Целенаправленное  и концентрированное внимание зависит от субъективных качеств личности, от чувств, мыслей, же­ланий, ума, характера, склонностей импульсов, эмоционального состояния. Оно зависит от социального и бытового влияний. Мотивы, взгляды, интере­сы, стремления, привычки и потребности также влияют на степень в концен­трации внимания.

В ходе обучения учащиеся оказывались перед необходимостью осуществлять волевое усилие для поддержания внимания на тех или иных предметах и их отдельных деталях и свойствах в течение определенного времени. Рассматривание картинок, таблиц требует от детей активной мысли­тельной деятельности и умения рассуждать вслух. Развитие внимания тесно переплетается с развитием памяти, поэтому в некоторых заданиях перед учащимися ставится задача запоми­нания.

Таким образом, использование в коррекционной работе специальных приемов на развитие внимания, памяти и мышления  эффективно сказался и на ослаблении присущих детям недостатков психофизического развития.

 При этом особое значение придавали восприятию, представлению, мышлению, фантазии, воле, эмоциям, мотивации и, прежде всего выдержке. Все упражнения   усваивались постепенно.Особое значение придавали развитию у детей способности к самоконтролю. Поскольку речь играет главную роль в регулировании поведения чело­века, то особенно настойчиво старались вырабатывать у детей адекватную реакцию на замечания. В развитии  высших психических функций большое значение имеют стремления, склонности, интересы, духовные ценности, привычки. Поэтому  использовали  различные игры, а также производительный труд; важно при­учать детей к дисциплине, твердому распорядку дня. Нежелание потерпеть неудачу или надежда на успех могут способство­вать повышению активности детей.  Упражняли как кратковременную концентрацию внима­ния, так и длительную умственную деятельность.

Дифференцированное поощрение детей за прилежание и успехи вызывает у них положительные эмоции, что способствует повышению  трудоспособности. Формы поощрения чрезвычайно многообраз­ны: дружеский жест, улыбка, ободряющие слова.

Результаты контрольного эксперимента. После проведенной коррекционной работы мы провели контрольный эксперимент, в котором были получены результаты исследования экспериментальной группы в сравнении с результатами детей из контрольной группы, с которыми коррекционная работа не проводилась.  В контрольном эксперименте была использована методика заучивания 10 слов. Начало формирующего эксперимента было начато в середине октября 2017 года, окончено в конце декабря 2017года.

  Коррекционная работа включала различные упражнения на развитие внимания, памяти, мышления. В  результате нами была получена положительная динамика познавательной деятельности.

           Анализ полученных данных позволил сделать заключение о том, что интенсивное развитие детей в экспериментальной группе обусловил резкий подъем развития высших психических функций  в указанной группе по сравнению с  контрольной. Ядром развития познавательных функций явились психологические приемы  совершенствования памяти, внимания, мышления.  Более эффективному развитию познавательных функций способствует также тот факт, что коррекционная работа проводилась в игровой форме.

          В итоге, в соответствии с поставленными задачами, можно сделать следующие выводы:

1.       Познавательная деятельность детей с трудностями в обучении зависит от уровня развития высших психических функций. 

2.   Снижение показателей познавательной деятельности у детей с проблемами в обучении выражено больше, чем у их нормально развивающихся сверстников.

3.    Оптимизации познавательной деятельности детей  способствует коррекционно- развивающая работа в форме  игровых занятий с использованием психологических  приемов на  совершенствования высших психических функций (памяти, внимания, мышления.)

4.   Андрей. Стал более усидчивым. (был гиперактивным).

5.   С Кешей К. проводится работа в течение учебы в начальных классах.   В результате ежедневной работы, стал  наиболее уравновешенным, мало стало капризов, на уроках стал менее раздражительным.

Литература.

1.    Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя. – М.: Просвещение, 1983. – 192с.

2.    Ветлугина Н. А., Творчество  и ребёнок.- М., Педагогика, 1972, 286 с.

3.    Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, Академия развития, 1997.- 192 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *