рабочая программа

Автор: гузов сергей александрович

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОП.15 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

для специальности 09.02.03 «Программирование

в компьютерных системах»

среднего профессионального образования

базовой подготовки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018 г

 

Программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.

 

 

 

Организация-разработчик: Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса»

 

 

Разработчики:

Гузов С.А., преподаватель БЖД КГБ ПОУ «Комсомольский — на — Амуре колледж технологий и сервиса» 

 

Рецензенты:

 

 

 

 

Программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах согласована и утверждена на заседании кафедры «Общегуманитарные дисциплины»

Протокол № ____ от «____» ____________________20____г.

Заведующая кафедрой ____________________Н.Н. Коровенко


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.     ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

2.     СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

6

3.     условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

 

11

4.     Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

15

 

 


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

             «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

1.1        Область применения программы

Программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является частью профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах укрупненной группы 09.00.00. Информатика и вычислительная техника.

Программа учебной дисциплины может быть использована в системе дополнительного профессионального образования для повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов по программированию в компьютерных системах в области профессионального самоопределения. 

 

1.2.        Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» входит в состав общеобразовательных дисциплин профессионального цикла.

 

1.3.        Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения

 дисциплины:

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

— организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

— предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей

различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

— использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

— применять первичные средства пожаротушения;

— ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

— применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

— владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

— оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

— принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных

чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях

противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной

безопасности России;

— основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их

реализации;

— основы военной службы и обороны государства;

— задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

— способы защиты населения от оружия массового поражения;

— меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

— организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

— основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения,

состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых

имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

— область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

— порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

 

 

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

 

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 108 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 72 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 36 часов.

 

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

  2.1.      Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

В том числе:

 

     лабораторные работы

     практические работы

24

     контрольные работы

Самостоятельная работа студента (всего)

36

В том числе:

 

Создание презентации (проект) по заданной теме

14

Письменное сообщение по заданной теме

22

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

 

 

 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа

обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.  Защита населения и персонала предприятий в чрезвычайных ситуациях.

 

Тема 1.1

Общие сведения о чрезвычайных ситуациях.

Содержание учебного материала

2

1.

ЧС природного характера. ЧС военного характера. ЧС, вызванные терроризмом.

2

Практическая работа №1

Изучение и отработка моделей поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера.

 

 

Тема 1.2

Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

Содержание учебного материала

2

1.

ЧС, вызванные возникновением пожаров и взрывами. Радиоактивное загрязнение территорий. ЧС, связанные с загрязнением атмосферы и территорий химически опасными веществами.

2

Практическая работа №2

Изучение и отработка моделей поведения в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

2

 

Тема 1.3

Защита населения от поражающих факторов ЧС.

 

Содержание учебного материала

 

2

 

 

 

1.

Виды защитных мероприятий. Ликвидация радиоактивного загрязнения территории и защита людей в зоне чрезвычайной техногенной ситуации. Ликвидация химического заражения территории.

 

2

 

 

Практическая работа №3

Изучение и использование средств индивидуальной защиты от поражающих факторов в ЧС мирного и военного времени.

2

 

Тема 1.4

Средства коллективной и индивидуальной защиты населения в ЧС.

Содержание учебного материала

2

1.

Меры противодействия терроризму и обеспечения защищенности населения от терактов.

2

Практическая работа №4

Изучение первичных средств пожаротушения.

 

 

Тема 1.5

Устойчивость работы объектов экономики в ЧС.

Содержание учебного материала

2

1.

Понятие устойчивости предприятия в условиях ЧС. Факторы при оценке устойчивости предприятия в условиях ЧС.

 

2

Практическая работа №5

Изучение мероприятий по защите работающих и населения от негативных воздействий ЧС.

 

 

Тема 1.6

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.

 

Содержание учебного материала

2

1.

Организация и функционирование РСЧС. Гражданская оборона как составляющий объект РСЧС.

2

 

Практическая работа №6

Изучение организации проведения эвакуационных мероприятий и мер по инженерной защите от ЧС.

2

 

Тема 1.7

Общая характеристика поражений организма человека.

Содержание учебного материала

2

1.

Общие правила и порядок оказания первой медицинской помощи.

 

2

Практическая работа №7

Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощи при кровотечениях.

2

 

Тема 1.8

Первая помощь при различных повреждениях и состояниях организма.

 

Содержание учебного материала

2

1.

Транспортная иммобилизация и транспортирование пострадавших при различных повреждениях.

2

Практическая работа №8

Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощи при различных видах травм.

2

 

Практическая работа №9

Изучение и освоение основных способов искусственного дыхания.

 

Раздел 2. Основы военной службы.

Тема 2.1

Основы военной безопасности Российской Федерации.

Содержание учебного материала

2

1.

Нормативно-правовая база обеспечения военной безопасности РФ, функционирования ее Вооруженных Сил и военной службы граждан. Организация обороны Российской Федерации.

2

Тема 2.2

Вооруженные Силы Российской Федерации.

Содержание учебного материала

2

 

1.

Русская военная сила – от княжеских дружин до воздушно-космических сил. Реформа Вооруженных Сил Российской Федерации 2008-2020 гг.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка презентации по теме:

Города-Герои и города воинской славы России.

14

 

Тема 2.3

Состав, назначение и задачи Вооруженных Сил РФ.

Содержание учебного материала

2

1.

Руководство и управление Вооруженными Силами РФ.

2

Тема 2.4

Воинская обязанность в Российской Федерации.

Содержание учебного материала

2

 

1.

Понятие и сущность воинской обязанности. Воинский учет.

2

Тема 2.5

Призыв граждан на военную службу.

Содержание учебного материала

2

 

1.

Медицинское освидетельствование и обследование граждан при постановке их на воинский учет и при призыве на военную службу.

 

2

Практическая работа №10

Изучение и анализ боевого оружия и специального снаряжения войск РФ.

2

 

Тема 2.6

Военная служба – особый вид государственной службы.

Содержание учебного материала

2

1.

Воинские должности и звания военнослужащих.

 

 

2

Практическая работа №11

Изучение выполнения курса контрольных стрельб из стрелкового оружия.

2

 

Тема 2.7

Правовой статус военнослужащих.

Содержание учебного материала

2

1.

Права и обязанности военнослужащих. Юридическая ответственность военнослужащих. Социальное обеспечение военнослужащих.

2

Тема 2.8

Начало, срок и окончание военной службы.

Содержание учебного материала

2

 

1.

Увольнение с военной службы.

 

2

Тема 2.9

Прохождение военной службы по призыву.

Содержание учебного материала

2

 

1.

Общие вопросы военной службы. Караульная служба. Воинская дисциплина.

2

Тема 2.10

Военная служба по контракту.

Содержание учебного материала

2

 

1.

Альтернативная гражданская служба.

2

Раздел 3. Подготовка учащейся молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.

 

Тема 3.1

Государственные и воинские символы России.

Содержание учебного материала

2

1.

Дни воинской славы, памятные даты и воинские праздники России.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщения по теме:

Дни воинской славы и памятные даты России.

22

 

Тема 3.2

Воинские традиции – память поколений.

Содержание учебного материала

 

2

1.

Воинские ритуалы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

2

Тема 3.3

Военно-профессиональная ориентация молодежи.

Содержание учебного материала

2

 

1.

Организация, задачи и направления совершенствования подготовки граждан Российской Федерации к военной службе.

2

Тема 3.4

Военно-патриотическое воспитание будущих воинов

Содержание учебного материала

2

 

1.

Физическая подготовка и здоровый образ жизни – залог успешной военной службы.

2

Тема 3.5

Общая характеристика межличностных взаимоотношений между военнослужащими.

Содержание учебного материала

2

 

1.

Сущность, виды и характеристика конфликтов в воинских коллективах.

2

Практическая работа №12

Изучение способов бесконфликтного общения и саморегуляции.

2

 

Тема 3.6

Пути и методы предупреждения и разрешения конфликтов.

Содержание учебного материала

2

 

1.

Правила неконфликтного поведения военнослужащих.

2

 

Всего

108

 

 

3.    условия реализации ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины

 

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

 

               Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета безопасности жизнедеятельности.

Оборудование учебного кабинета:

 

1.   Учебно-методическая литература.

2.   Аудио-видео-аппаратура, проекционная аппаратура.

3.   Средства программного обучения и контроля знаний.

4.   Макеты, муляжи, модели.

5.   Тренажеры.

6.   Стенды, плакаты.

7.   Средства индивидуальной защиты и медицинское имущество.

8.   Аудиовизуальные пособия.

 

 

 

3.2.    Информационное обеспечение обучения.

 

Перечень рекомендуемых нормативно-правовых актов,

учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 

 

Нормативно-правовые акты:

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ.-2009.-№4.-Ст.445.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63 – ФЗ (в ред. от 07.12.2011, с изм. и доп., вступ. в силу с 05.04.2013) // СЗ РФ. – 1996. № 25. –Ст. 2954.

3. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ « О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 04.03.2013, с изм. от 21.03.2013) // СЗ РФ. – 1998. № 13. –  Ст.1475.

4. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 11.02.2013) // СЗ РФ. – 1994.- № 35. –  Ст.3648.

5. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116 -ФЗ « О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 04.03.2013) // СЗ РФ. – 1997.- № 30. –  Ст.3588.

6. Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ « Об альтернативной гражданской службе» (в ред. от 30.11.2011) // СЗ РФ. – 2002. — № 30. –  Ст.3030.

7. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ « Об обороне» (в ред. от 05.04.2013, с изм. от 03.02.2014;04.06.2014;12.02.2015) // СЗ РФ. – 1996.- № 23. –  Ст.2750.

8. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ « Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. – 2002.- № 2. –  Ст.133.

9. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ « Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. – 2011.- № 48. –  Ст.6724.

10. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 18.04.2012) // СЗ РФ. – 2004.- № 2. –  Ст.121.РФ 25.10.2011 № 22124).

11. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ

От 04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» (в ред. от 07.11.2012) (зарегистрирован в Минюсте РФ 16.05.2012 № 24183).

12. Приказ Министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2010 № 96/134 «Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» (зарегистрирован в Минюсте РФ 12.04.2010 № 16866).

 

Основные источники:

 

1. Глыбочко П.В. Первая медицинская помощь: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования – 8-е изд., стер. – М., 2014.

2. Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – М., 2014.

3. Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности: электронный учебник / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – М., 2015.

4. Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова – М., 2015.

5. Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учеб. пособие / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова – М., 2014.

6. Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: электронное прил. к  учеб. / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова – М., 2014.

7. Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: электронный учебник / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова – М., 2014.

8. Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: электронный учебно-методический комплекс / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова – М., 2014.

9. Лубченков Ю.Н. Русские полководцы / Ю.Н. Лубченков. – М., 2009.

10. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: учебник /  В.Ю. Микрюков. – М., 2014.

11. Микрюков В.Ю. Основы военной службы: учебник /  В.Ю. Микрюков. – М., 2014.

12. Микрюков В.Ю. Азбука патриота. Друзья и враги России. /  В.Ю. Микрюков. – М., 2013.

13. Митяев А. Книга будущих командиров / А. Митяев. – М., 2010.

14. Назарова Е.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – М., 2013.

15. Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ. – Ростов н/Д, 2013.

16. Огнестрельное оружие / (М. Аксенова и др.). – М., 2012.

17. Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ Ю.Г. Сапронов – М., 2018.

 

Интернет-ресурсы:

 

1. www.mchs.gov.ru (МЧС РФ).

2. www.mvd.ru (МВД РФ).

3. www.mil.ru (МО РФ).

4. www.fsb.ru (ФСБ РФ).

5. www.dic.academic.ru (Академик. Словари и энциклопедии).

6. www.booksgid.com (Book Gid. Электронная библиотека).

7. www.globalteka.ru/index.html (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).

8. www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).

9. www.iprbookshop.ru (Электронно-библиотечная система IPRbooks).

10. www.shool.edu/default.asp (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).

11. www.ru/book (Электронная Библиотечная система).

12. www.pobediteli (Проект «ПОБЕДИТЕЛИ: Солдаты Великой войны»).

13. www.monino.ru (Музей Военно-Воздушных сил).

14. www.simvolira.rsl.ru (Государственные символы России. История и реальность).

15. www.militera.lib.ru (Военная литература).

 

 

 

Дополнительные источники:

 

Примечание: при изучении дисциплины Безопасность жизнедеятельности разрешается пользоваться и другой специальной литературой, не указанной в данном перечне.

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

 

— организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

— предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей

различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

— использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

— применять первичные средства пожаротушения;

— ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

— применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

— владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

— оказывать первую помощь пострадавшим;

 

Формы контроля обучения:

— домашние задания творческого характера;

— практические задания по работе с литературой;

 

Формы оценки результативности обучения:

— традиционная систем отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка.

 

Методы контроля направлены на проверку умений обучающихся:

— выполнять условия задания на творческом уровне с представлением собственной позиции;

— делать осознанный выбор способов действий;

— осуществлять коррекцию (исправление) ошибок;

— работать в команде.

 

Мониторинг оценки результатов обучения:

— формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля.

Знать:

— принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных

чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях

противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной

безопасности России;

— основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их

реализации;

— основы военной службы и обороны государства;

— задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

— способы защиты населения от оружия массового поражения;

— меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

— организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

— основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения,

состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых

имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

— область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

— порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *