Автор: Мерзлякова Надежда Михайловна
Проект «СТРАНА ЧИСТЮЛЬ»
«Здоровье детей — богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. «Здоровье – более широкое понятие, под которым понимают состояние полного физического, душевного и социального благополучия» — именно такое определение выдвинула Всемирная организация здравоохранения.
Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
У детей младшего дошкольного возраста, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро, в связи с этим в нашем детском саду был реализован проект «Страна Чистюль». Проект реализовывался с сентябрь по декабрь.
Цель проекта: Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста
Для достижения цели перед нами были поставлены следующие задачи:
Развивать культурно-гигиенических навыков, формировать простейших навыков поведения во время еды, умывания.
Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком;
Формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;
Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;
Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
Обогатить предметно-развивающую среду группы.
Участники проекта стали воспитатели, дети 1 младшей группы, родители.
В ходе реализации проекта мы использовали элементы следующих образовательных технологий:
· здоровье сберегающая (проблемно-игровые, коммуникативные игры; динамические паузы, подвижные игры, дыхательная гимнастика, сказкотерапия, пальчиковая гимнастика);
· личностно-ориентированная (игры, занятия, упражнения, наблюдения, образно-ролевые игры)
· социоигровые (игры-драматизации, игры с правилами, метод создания проблемных ситуаций)
· информационно-коммуникативные (презентации, интернет ресурсы)
В ходе реализации проекта использовались такие методы и средства как:
— личный пример работников детского сада, родителей;
— использование художественной литературы, фольклора;
— схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);
— полоскание полости рта после приема пищи с целью профилактики кариеса;
— обеспечение чистоты среды;
— соблюдение правил этикета;
— психологическая культура взаимоотношений
Проект реализовывался в 3 этапа:
1 этап. Организационный: определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта, изучение литературы, подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.
2 этап. Основной: Выполнение плана работы с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.
3 этап. Заключительный: Подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей и опрос детей; презентация проекта.
По окончанию проекта у большинства детей сформировались простейшие навыки поведения во время еды, умывания. Дети имели начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела. Родители стали активными участниками проекта.
Вывод: необходимо воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей с раннего возраста и в семье, и в детском саду. Основой полноценного физического развития ребенка младшего дошкольного возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни , т.е. освоению культуры гигиены. Поэтому, формирование у детей культурно гигиенических навыков, является одной из важнейших задач воспитания.
Используемые интернет ресурсы
1. http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/02/02/proekt-temaprivitie-detyam-kulturno-gigienicheskikh
2. https://www.yandex.ru/search/?text=проект%20для%20второй%20младшей%20группы%20детского%20сада%20по%20привитию%20кгн%20младших%20дошкольников&lr=1091&clid=9582