Автор: Микушина Любовь Александровна
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ОТСМ-РТВ-ТРИЗ В РАБОТЕ С
ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка и, главное — новые, адекватные способы действия с предметами. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие. Однако, как показывает практика, предложенные в традиционных программах и технологиях методы не позволяют в полной мере реализовать поставленные задачи и развить у детей исследовательские навыки. Но как поддержать детскую любознательность, как организовать деятельность ребенка, чтобы интерес поисковый не угас? У детей до 10 лет точная информация, которая им преподносится, убивает естественную любознательность, желание что-либо знать. Взрослый должен не объяснять результаты собственного познания, а создавать условия по формированию у малышей СПОСОБОВ познания и обучение ПРИМЕНЕНИЮ этих способов в конкретной деятельности детей. Наши задачи: создать такую предметную среду, чтобы ребенок раннего возраста постоянно провоцировался на поиск, на встречу с неизвестными ему предметами окружающего мира (ТРИЗовцы говорят — объекты), с неизвестными свойствами и действиями уже знакомых объектов. Формирование сенсорной культуры без создания условий для всемерной и широкой детской сенсорной практики – глубокий педагогический самообман. И следующее: ребенок должен мотивированно исследовать. Это возможно при использовании имеющегося сейчас и здесь в группе детского интереса, через создание необычного момента, через погружение ребенка в цепочку практических действий, присваивающих ему основу научно-исследовательского поведения: анализ, систематизация, обобщение, концентрация внимания на цели, достижение цели, фиксирование устное и письменное результатов поиска. Были изучены материалы современных образовательных технологий, в частности, опыт педагогов, работающих по ТРИЗ — технологии. В ОТСМ – ТРИЗ работа с детьми с 2,5 лет начинается с ознакомления детей с базовой модели:
1.Происходит это параллельно через ознакомление детей с: АНАЛИЗАТОРЫ ПРИЗНАКИ МОДЕЛИ МЫШЛЕНИЯ (НАБЛЮДЕНИЕ). Большой помощью по внедрению ТРИЗ-технологий в работе с детьми раннего возраста стал методический комплекс «Я познаю мир», автор Т. С. Сидорчук. На каждое направление разработаны технологические карты. Опыт, представленный в данном пособии, такой, что предъявляет к педагогу очень трудное и одновременно радостное требование: алгоритм за 20 лет создания отшлифован так, что на данном этапе никакого творчества с нашей стороны не вносится, оно даже вредно. Не бойтесь, это касается только исполнения алгоритма. Все творчество можно будет реализовать при создании ППРС группы, работе с родителями. В начале учебного года после прохождения периода адаптации, дети знакомились с анализаторами и их возможностями в познании окружающего мира. Была создана модель анализаторов – МАЛЬЧИК И ДЕВОЧКА ЭЛЬФЫ. Это могут быть любые герои, сказочные и реальные. Главное, у них должны присутствовать все анализаторы. Например, рыба не подойдет, так как у нее нет рук. 2 героя (мальчик и девочка) лучше, чем один, потому что так мы еще цепляем и гендерный принцип реализации образовательный программы. Но если вы начнете только с 1 героя, ничего страшного. После определения образа героев мы решили, что они не будут просто статичными на рисунке, а их дети могут взять, потрогать каждый анализатор руками, поиграть. Поэтому лучше изначально готовить съемную конструкцию настольного плана, которую будет не травматично детям самим брать, передвигать, помогать взрослому снимать и прикреплять какие-то детали. Надо понимать, что это не такое пособие, которое достается и убирается для проведения образовательной ситуации, оно ВСЕГДА И ПОСТОЯННО В ЗОНЕ ДОСТУПНОСТИ ДЕТЬМИ! Человек познает мир различными средствами и способами, но первые шаги знакомства с окружающим миром позволяют нам сделать органы чувств. Сколько органов чувств у человека? (5). Чем быстрее у маленького ребенка сформируется понятие о том, что у человека есть такие средства восприятия, как глаза, уши, нос, язык, руки, тем более внимательным он будет к своим органам чувств. Главное, он будет учиться некоторым операциям рефлексии, то есть пониманию, какой орган чувств даёт информацию его мозгу и каким способом эту информацию можно проверить и использовать. Уже здесь он учится первым способам действий, которые позволяют ему самостоятельно добывать и перерабатывать информацию. Здесь все должно 1000-кратно повторяться САМИМИ ДЕТЬМИ И ПЕДАГОГОМ, НО НЕ ПЕДАГОГОМ, А ДЕТИ ТОЛЬКО СМОТРЯТ. Ознакомление с возможностями органов чувств мы начинаем с тактильного анализатора – руки. Напоминаю, что в алгоритме есть конкретные фразы, которые педагог должен говорить детям. По словам Татьяны Александровны Сидорчук, их нужно повторять строго, как написано: «Тупо –глупо, как попка-попугай».
2.«РУКИ – ПОМОЩНИКИ УМНОЙ ГОЛОВЫ» 1.Предложить детям показать свои руки, сосредоточить на них внимание, повторить фразу, сказанную воспитателем: « У нас есть руки, и ими можно трогать объекты. Руки могут ощущать». 2.Организовать процессы обследования объектов руками. Предложить детям повторять фразы: «Руки- помощники умной головы». « Руки трогают , а голова понимает признаки объектов». « Руки ощущают значения признаков : температура, влажность, форма, рельеф и т.д. ( Фраза сообщается после ознакомления детей с именами признаков: температура, влажность, рельеф и т.д.) 3.На универсальном пособии у человека найти руки и предложить детям самостоятельно рассказать об их возможностях. 4.Во время любой деятельности предлагать детям закрепить понятие о том, что у человека есть руки и они могут дать умной голове информацию о значениях признаков. На основе полученной информации у человека появляются мысли. 5.Самостоятельная исследовательская деятельность ребёнка сопровождается речевыми оборотами, связанными с информацией ,полученной с тактильного анализатора. И так постепенно вводятся все анализаторы, плюс ознакомление с миром эмоций — « Сердце дарит нам настроение». Процесс познания объектов органами чувств у человека сводится к выявлению признаков объектов. Необходимо разделять понятия «имя признака» и «значение имени признака». Имя признака — обобщающее слово, название признака: влажность, рельеф, цвет (его нельзя увидеть, потрогать). Значения признаков многообразны: мокрый – сухой, колючий – гладкий, красный – белый и др. Человек воспринимает их анализаторами. Например, красный — мы воспринимаем зрением, а имя признака «цвет» — понимаем в качестве обобщающего слова и не воспринимаем зрением. Необходимо первоначально направить усилия на целенаправленное формирование обобщенного понятия имя признака, а значения данного признака находить с помощью органов чувств. У маленьких детей значительно быстрее идет формирование способности анализировать, сравнивать, обобщать, работая по алгоритму с именами признаков и их значениями. Мы используем данную модель в работе с детьми 2-3 лет. Работа по данной модели проходит в игровой форме ежедневно индивидуально и с малыми подгруппами детей в повседневной ситуации. В разговорной речи с детьми мы сразу используем слова «объект», «признак», «имя признака», «значок», никаких заменителей и синонимов!!! По началу мы тоже боялись: как так, дети еще на разговаривают, собака еще не умеют говорить, а мы им такие слова: объект, признак и т.д. Но поверили прежде всего технологии и научному руководству Сидорчук ! Поэтому с уверенностью теперь и сами говорим: дети осваивают такие слова не труднее слова собака. Игровые тренинги с детьми в первой младшей группе проводятся по 12 признакам: температура, влажность, размер, запах, форма, части, действие, рельеф, цвет, место, звук, вкус.
3. знакомим детей с одним признаком в течение двух недель. Сначала с детьми проводятся игровые упражнения по поиску признака в ближайшем окружении. Например: при ознакомлении с признаком «влажности» дети в течение определенного времени ощупывают руками разные предметы в ближайшем окружении и ищут объекты мокрые, сухие, влажные и т.д. При этом воспитатель постоянно проговаривает с детьми несколько раз данное имя признака. Например: «Ребята, какая по влажности матрешка». Через несколько дней мы показываем схематическое изображение данного имени признака. От имени этого значка задает вопрос. Например: «Этот значок спрашивает нас, какой объект по влажности?» В течение длительного времени (7 – 10 дней) мы обращаем внимание детей на значок имени признака и от его имени задаем вопрос к объекту. Дети ищут значение данного признака в окружении. В возрасте 2-3 лет детям надо давать возможность знакомиться с одним именем признака достаточно длительное время. Например, с именем признака «форма» дети играют в течение 2-2,5 недель, они узнают значение этого имени признака руками, а потом и глазами. Таким образом, происходит знакомство со всеми признаками в течение учебного года. К концу года дети самостоятельно открывают схему какого-либо имени признака, начинают искать значения этого признака в ближайшем окружении. Игровые ситуации на 5-7 минут, тренинги, игровые упражнения с именами признаков органичны свойствам психики малышей и способствуют развитию пространственного мышления, сообразительности. Для каждого из имен мы ввели соответствующие условное обозначение – значок и изготовили модель имен признаков «Сказочный цветок». В течение двух недель знакомили детей с одним именем признака. Сначала в течение недели в процессе игр-экспериментирований, обследования объектов с помощью разных анализаторов идет накопление чувственных представлений детей о каком-либо признаке (влажности, температуре и т.п.), в пассивный и активный словарь детей вводятся новые слова – значения признака (прилагательные). На второй неделе детям предъявляется значок имени признака и говорится, что теперь значок будет спрашивать: «Какой объект по … (температуре, влажности и т.д.)». В процессе игровых упражнений у детей формируется умение отвечать на вопросы и задавать их от имени значка.
К концу года дети познакомились с двенадцатью именами признаков, научились задавать и отвечать на вопрос от имени значка, значительно расширился словарь детей; дети проявляют познавательный интерес, любознательность и активность к окружающему их миру,
Под технологические карты, следуя требованиям методического комплекса, мы сделали разнообразные игры и упражнения для детей.
4. Как уже выше было отмечено, при введении базовой модели ОТСМ (общей теории сильного мышления) «объект – признак-значение признака» крайне важно правильно подготовить ППРС группы. Дети не будут удерживать свой такой еще трепетный интерес и последствия адаптации к детскому саду. Им нужно, чтобы с ними уже сейчас были готовы открывать УДИВИТЕЛЬНОСТИ педагог и их ровесники. Огромной помощью в создании развивающей среды становятся такие игры и инструменты, которые, во-первых, стимулируют и поддерживают в активной форме практические исследовательские действия детей, во-вторых, в игровой форме помогают закреплять новый материал, в третьих, стимулируют детей на первые шаги в коммуникации.
Игра «Волшебные варежки». Цель игры: найти в ближайшем окружении объекты такого же цвета, что и цвет варежек на твоих руках». Ребенок ходит, ползает, заглядывает в ящики, на полочки прикладывает свои руки в варежках к объектам, сравнивает, находит объекты и складывает в ящики соответствующего цвета .Детям раннего возраста нужно показать, что объекты ПО ЦВЕТУ бывают одноцветные и многоцветные, тёмные и светлые. В шкафчике всё по цвету тёмное, на подоконнике – светлое. Начали собирать копилку объектов красного цвета. Обычная коробка, обклеянная кусочками бумаги и ткани разных оттенков красного цвета. И список оттенков: алый, пунцовый, гранатовый, огненный и т.д. Идёт развитие речи ребёнка и обследование объектов по признаку цвет. Дети находят в группе, приносят из дома все объекты красного цвета. Это может быть всё, что угодно: кусочки ткани, игрушки, бросовый материал.
Ароматные баночки. Цель: узнать объект по запаху, пополнение словарного запаса (душистый, ароматный, шоколадный, слабый, резкий). Внутри каждой баночки находится объект, имеющий запах (фрукты, чеснок, веточка ели, шоколад и т.д.).Глаза завязаны , работает только обоняние, нос. Некоторые дети пытаются подключить тактильный анализатор- руки.
«Волшебные очки». Цель: найти в ближайшем окружении объекты, совпадающие по цвету очков и (или) по форме прорезей. Посмотрим на фотографии. Было дано задание детям- найти объекты, чтобы цвет и форма совпали с выбранным образцом очков. На первой фотографии ребёнок нашел объект верно: у него совпали оба признака – и цвет, и форма. У другого — совпадает форма, а цвет нет.
«Шумовые коробочки и объекты»- игра на исследование объектов по признаку «звук». Объекты дети не видят, только уши могут дать голове информацию о значениях признаков звука.
«Коробочка ощущений». В этой игре работает тактильный анализатор – руки. В коробочке находится объект, который исследуется по признакам. Ребенок должен понять, что не все признаки можно ощутить руками. Он не может сказать, что объект такого- то цвета, потому что он его не видит, а цвет ощущают глаза.
5. Ежедневная образовательная ситуация. Перед детьми конкретный объект — пожарная машина. Каждый выбрал себе значок признака , по которому он
будет объект характеризовать. И тут они уже понимают, что для определения признаков влажность , температура и рельеф объект надо потрогать руками, для определения признака цвет или части посмотреть глазами, для определения запаха – понюхать носом. Дети перенимают способ действия. Не может сказать ребёнок, что машина мокрая , пока её не потрогает руками. Машина кажется мокрой, такую информацию даёт зрительный анализатор. Надо потрогать рукой, чтобы убедиться в обратном: машина сухая, но блестящая. Фиксируется обман зрения , рука – контролёр правильности воспринимаемых ощущений. Таким образом, меняя ежедневно конкретный объект, добавляя систематически вновь пройденные признаки, дети формируют навык научного способа познания – исследование любого объекта по его признакам. Умения и навыки исследователя, полученные ребенком в раннем возрасте, закладывают общую модель его мышления – системное, способное видеть общее в конкретном и выделять из конкретного общие черты. Здесь закладывается модель мышления человека будущего!