Организация игровой деятельности

Автор: Хозяшева Валентина Викторовна

 

Содержание

 

1.  Игра: понятие, значение игры в психосоциальном,

психофизическом развитии детей раннего и дошкольного возрастов.           3

2. Подходы к классификации игр.                                                                 4

3. Планирование игр в воспитательно-образовательной работе ДОУ.           6

4. Организация предметно-игровой среды и ее влияние на развитие

игровых умений детей среднего дошкольного возраста.                          10

 

 

 

 

1.

Игра: понятие, значение игры в психосоциальном, психофизическом развитии детей раннего и дошкольного возрастов.

 

Игра – одна из форм проявления активности личности, один из видов деятельности. Игра детская – способ воспроизведения детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности.

В период дошкольного детства ребёнок включается в разные виды деятельности. Но игра – особый вид деятельности по тем возможностям, которые она открывает для ребенка.

Игра – важнейшая сфера самовыражения ребенка, развития его «самости». Игра в полной мере выполняет свои развивающие функции, когда является самостоятельной детской деятельностью. Игра создает благоприятные возможности для развития у ребенка самоутверждения и самооценки.

В игре ребенок начинает осознавать себя как члена определенного коллектива, впервые появляется чувство единения, формируется понятие «мы». Дети начинают оценивать друг друга, появляется общественное мнение. Соответственно, благодаря игре детская группа развивается как коллектив.

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета — он дает заместителю новое игровое название, в соответствии с которым и действует. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

 

2.

Подходы к классификации игр.

 

А. В. Запорожец и А.П. Усова разработали следующую классификацию:

— Игры творческие и их разновидности: игры — драматизации и строительные игры;

— подвижные игры;

— дидактические игры

Несколько другой подход к классификации игры у Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой. Они предлагают следующий вариант:

1. Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них — решение поставленной задачи, соблюдение правил. Игры с правилами можно разделить: подвижные, дидактические.

В практике воспитания наибольшее значение приобрели следующие группы с готовыми правилами:

— строительные, конструкторские, трудовые игры;

— дидактические, познавательные, интеллектуальные игры;

— игры под музыку, ритмические, хороводные;

— игры — упражнения, игры — занятия, тренировочные;

— игры — шутки, игры — забавы;

— подвижные и спортивные игры.

Во многих из этих игр содержание обучения как бы вплетается в игровой сюжет, интересный и близкий детям по их жизненному опыту. Предлагаемый игровой сюжет (тема игры, последовательность событий) предусматривает такое поведение детей, которое обеспечивает не только помощь в адаптации, но и усвоение знаний, умений, нравственных правил. Дети, действуя в воображаемой ситуации, решая игровые задачи в пределах заданного игрового сюжета, незаметно для себя усваивают заложенный в них учебный материал.

2. Сюжетно — ролевые игры.

Творческие игры различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры — драматизации -разыгрывание сказок и рассказов, строительные.

Особый подход в классификации педагогической игры сделан Г.К. Селевко. Автор классифицирует педагогические игры по следующим параметрам игровых технологий:

— по области деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические)

— по характеру педагогического процесса (обучающие, тренинговые, контролирующие, диагностические, профориентационные и т.д.)

— по игровой методике (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации)

 — по предметной области (математические, химические и т.д.)

— по игровой среде (без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные и т.д.).

Таким образом, рассматривая разные подходы в классификации игр, необходимо уяснить, что игра — это не только детская деятельность или «деловая» игра. Она носит возвратно — перманентный характер и явно выражена в поведении большинства взрослых людей

 

3.

Планирование игр в воспитательно-образовательной работе ДОУ. Приложить план работы воспитателя на неделю (с указанием возрастной группы, лексической темы).

 

Главное место отводится игровой деятельности детей: созданию условий для развёртывания творческих игр, организации спокойных игр (хороводных игр, со строительными материалами и конструкторами, настольно-печатных, игр-забав) игр малой подвижности, дидактические игры. В плане пишется название и цель игры (если имеется картотека, то указывается номер карточки).

  В утренний отрезок времени воспитатель планирует и организует свободную игровую деятельность детей: конструирование из строительного материала, бумаги, бросового и природного материала, альбомы для раскрашивания, лепка, рисование.

Планирование прогулки.

 В режиме дня каждой возрастной группы предусматривается проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приёма детей на воздухе). Основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной деятельности: сюжетно-ролевые игры, подвижные, дидактические игры, труд, наблюдение.

На прогулке воспитатель планирует не только условия для возникновения и развития сюжетно-ролевых игр детей, но и сам играет с детьми. В подвижной игре принимает участие вся группа. Она планируются с учётом сезона, состояния погоды, определяется цель игры.

Планирование второй половины дня.

Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей. Планирование работы по организации сюжетно-ролевых игр для детей младших групп имеет свои отличительные особенности по сравнению с планированием игр для детей старших групп. В планах младших и средних групп отражается не только создание условий для развёртывания сюжетно-ролевых игр, но и показ детям конкретных игровых действий. По мере овладения детьми элементарными игровыми действиями воспитатель планирует условия и приёмы, способствующие переводу детей от игр, организованных воспитателем, к играм по собственному замыслу, от игр рядом к играм вместе.

Воспитатель планирует игры со строительным материалом, игры-драматизации, подвижные, дидактические (новые настольно-печатные с объяснением правил игры), развлечения: кукольный, настольный и теневой театры, концерты, спортивные, музыкальные и литературные досуги.

 

 

 

 

 

 

План для старшей группы.

ПН

Вт

Ср

Чт

Пт

 

«Солнышко и дожди»

(учить детей бегать врассыпную и не сталкиваться друг с другом. Действовать по сигналу воспитателя)

«Уголки»

(По сигналу занимать углы)

«Караси и щука»

(По сигналу перебегают с одной стороны комнаты в другую. Развитие ловкости)

 

«Лиса в курятнике»

(Одна лиса, остальные куры. Лиса пытается утащить курей к себе)

«У медведя во бору»

(дети гуляют на опушке леса. Медведь ловит их)

Физкультура

«Опасно-неопасно»

(Закрепление знаний о типичных опасных ситуациях.

Учить соблюдать правила поведения в разных ситуациях)

«Раз, два, три, что может быть опасным – бери!»

(Закрепить представление об опасных предметах в быту, о правилах пользования ими.

 Закреплять знания детей о правильности хранения опасных предметов.

 

«Как избежать неприятностей»

(Учить ребёнка беречь свою жизнь и здоровье, избегая опасных ситуаций)

 

«Я иголки (другие предметы) не боюсь»

(Закреплять умение безопасного обращения с иглой. Развитие мелкой моторики, внимания, усидчивости)

 

 

 

Безопасность

 

 

«Снежная королева»

(развитие умения давать доброжелательную оценку другому человеку)

«Телеграф»

(развитие умения устанавливать «обратную связь» при взаимодействии с другими людьми)

«Мост дружбы»

(развитие эмпатии у эмоционально отгороженных и эгоистичных детей, преодоление нерешительности, скованности у застенчивых детей.)

«Радио»

(развитие устойчивого интереса к сверстнику)

«Чемодан».

(развитие способности к установлению положительных взаимоотношений с другими людьми)

«Подарки»

(развитие эмпатиии творчества в общении, способности предвидеть желания другого, утверждать свое позитивное «Я»)

 

Социализация

 

«Кинолента»

(развитие невербальных средств общения, развитие памяти)

«Пальцы — звери добрые, пальцы — звери злые»

(развитие эмоциональной сферы, коммуника­тивных навыков)

«Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай»

(развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания)

Клубочек

(развитие коммуникативных навыков.)

“Ладонь в ладонь»

(развитие коммуникативных навыков, полу­чение опыта взаимодействия в парах, преодоление бо­язни тактильного контакта.)

Коммуникативная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Разработать и защитить проект организации игровой среды группы (возраст на выбор).

 

Организация предметно-игровой среды и ее влияние на развитие игровых умений детей среднего дошкольного возраста.

 

Проект 1.

Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребёнок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

Прежде чем начать играть в сюжетно – ролевые игры мы подготовили предметно-игровую среду в старшей группе, ориентируясь на цели развития и воспитания детей, исходя из сущности требований современной педагогики, активной роли ребенка и взрослого в этом процессе.

Предметно-игровая среда в старшей группе была организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, что позволяло детям объединяться подгруппами по общности интересов.

При организации предметно-игровой среды учитывалось проявление интереса у детей к проблемам, выходящим за рамки их личного опыта. Для многих сюжетно-ролевых игр вносилось оборудование и игрушки, расширяющие личный опыт детей. Предметно-игровая среда организовывалась так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных и др. Созданная игровая среда, на наш взгляд, будила познавательную активность, самостоятельность, ответственность и инициативу.

Сюжетно-ролевые игры носят отражательный характер, в них ребенок творчески воссоздает заинтересовавшие его стороны действительности, отношения между людьми, события. В связи с этим для детей старшей группы была разработана примерная тематика сюжетно-ролевых игр на год: бытовые («Семья», «В гости к бабушке», «Новогодний праздник», «День рождения» и др.), производственные, отражающие профессиональную деятельность взрослых («Больница», «Повар», «Парикмахерская», «Магазин», «Юный строитель» и др.), игры по сказкам.

Для каждой темы игры были определены цели и содержание. Например, цель игры «Юный строитель»: отображать в игре знания об окружающей жизни, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, конструкторы, строительные материалы, справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры. А содержанием этой игры будут: выбор объекта строительства, строительного материала, способов его доставки на строительную площадку, строительство. Была спланирована предметно-игровая среда и спроектирована перспектива ее развития. Так же большое внимание уделялось организации предметно-игровой среды для новых и современных тематик игр, а именно Телевидение, Супермаркет.

Большая часть оборудования для сюжетно-ролевых игр комплектовалась по коробкам, где была надпись с названием игры и картинка, обозначающая ее тематику. Таким образом, дети имели возможность выбирать игру по своим интересам. Игры, развернутые детьми, оставались на определенный период времени, до тех пор, пока к ним сохранялся интерес. Затруднения, а иногда и конфликтные ситуации, использовались для того, чтобы учить детей разрешать их сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно.

Дети принимали активное участие в игровой деятельности, сюжеты которой самостоятельно развивались на основе наблюдений окружающей жизни, а также знаний, полученных на занятиях, при чтении литературных произведений, просмотре диафильмов, в полной мере используя предметно-игровую среду.

Для того чтобы можно было подвести итоги, свидетельствующие об эффективности проделанной нами работы по созданию предметно-игровой среды и развитию игровых умений у детей, нами была проведена повторная оценка предметно-игровой среды группы и диагностика уровня развития сюжетно-ролевой игры. Анализ игровых умений показал, что выросли проявления инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре. Дети используют различные атрибуты, предметы-заместители, самоделки. В играх появились нестандартные сюжеты на основе личных впечатлений, проявляется инициатива в развитии сюжетных логических эпизодов.

Кроме того, организация предметно-игровой среды должна отвечать следующим требованиям: учитывать закономерности развития игровой деятельности,

соответствовать педагогическим задачам воспитания детей различных возрастов, носить развивающий характер, соответствовать потребностям и уровню развития когнитивной сферы ребенка, т. е. быть неисчерпаемой, информативной, удовлетворять потребностям в новизне и преобразовании.

Если ребёнок не играет, значит, у него не развивается социальная мотивация, не формируются социальные позиции. А это, в свою очередь, ведёт к снижению и недоразвитию познавательных способностей, неумению общаться. И наоборот, овладев социальными позициями и смыслами в игре, дошкольник способен к преодолению трудности в учёбе и общении.

 

План по развитию сюжетных игр в старшей группе.

Магазин

Сентябрь-октябрь

1. Изучение лексики по темам «Фрукты», «Овощи», «Продукты».

2. Целевая прогулка к овощному магазину.

3. Дидактическая игра и упражнение на тему «Овощи».

4. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» на название, различение овощей и фруктов.

5. Дидактическая игра «Узнай вкус».

6. Экскурсия в магазин. Наблюдение за работой продавца.

7. Дидактическая игра «Магазин продуктов».

8. Рассмотрение предметов необходимых для работы продавца.

9. Рассмотрение картины «Продавец» из серии «Кем быть».

10. Посильное участие детей в изготовлении атрибутов для игры.

 

Повар

Ноябрь

1. Экскурсия на кухню с целью знакомства с оборудованием кухни.

2. Занятие по развитию речи. Дидактическая игра «Сварим из овощей вкусный суп». «Будем учиться заваривать чай».

3. Дидактическая игра «Кому что нужно».

4. Наблюдение за работой повара.

5. Чтение стихотворения «Маша обедает».

6. Рассматривание картины «Повар» из серии «Кем быть».

 

 

 

Больница

Декабрь

1. Экскурсия в медицинский кабинет детского сада.

2. Рассматривание медицинского инструмента.

3. Повторная экскурсия с целью «Наблюдение за приемом больных».

4. Дидактическая игра «Вылечим мишку».

5. Чтение стихотворений Максакова «Я сегодня медсестра», Виеру «Доктора не бойтесь дети».

6. Посильное участие в изготовлении атрибутов для игры.

 

Шофер

Январь-февраль

1. Целевая прогулка «Знакомство с улицей».

2. «Рассказ воспитателя о средствах передвижения». Рассматривание картины «Едем в автобусе».

3. Наблюдение за работой шофера.

4. «Рассказ воспитателя о труде взрослых».

5. Рассматривание грузового автомобиля -/ непосредственно образовательная деятельность/.

6. Наблюдение (на прогулке) за тем, как шофер ухаживает за машиной, заботится о ней

7. Чтение Павловой «На машине».

8. Чтение стихотворения «Шофер». Рассмотрение иллюстраций из книги.

10. Изготовление атрибутов игры в присутствии детей.

 

Парикмахерская

Март

1. Экскурсия в парикмахерскую. Цель: знакомство с общим видом.

2. Наблюдение за работой парикмахера.

3. Рассмотрение инструментов необходимых парикмахеру.

4. Рассматривание картины «Парикмахер» из серии «Кем быть».

5. Посильное участие детей в изготовлении атрибутов.

 

Детский сад

Апрель-май

1. Непосредственно образовательная деятельность: «Рассказ воспитателя о труде няни».

2. Наблюдение за трудом няни.

3. Рассказ воспитателя о труде взрослых в детском саду.

4. Дидактическая игра «Кому что надо для работы?».

 

 

 

 

Проект 2.

Краткая аннотация проекта.

 

Участники проекта:

— Зам.зав по УВР

— Педагоги ДОУ

— Обслуживающий персонал.

Задачи проекта:

1. изучить новые подходы в организации развивающей предметно — игровой среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников

2. организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов;

3. создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);

4. содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно — игровой среды в ДОУ.

Сроки реализации проекта: два года.

 

Актуальность проблемы

В детском саду создана предметно-игровая среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального государственного образовательного стандарта и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести.

Цель и задачи проекта

Цель проекта: Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствием требованиям ФГОС ДО.

Задачи проекта:

1. изучить новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников

2. организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов;

3. создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);

4. содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-игрой среды в ДОУ.

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты реализации проекта

 

1. Педагогами изучены новые подходы в организации развивающей предметно-игровой среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников

2. Организована развивающая предметно-игровой среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов

3. У педагогов сформированы понятия: развивающей предметно-игровая среда, принципы функции развивающей предметно-игровой среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно-игровой среды в ДОУ.

 

 

 

 

 

Этапы и мероприятия реализации проекта.

 

Подготовительный этап

сентябрь  — декабрь.

— Изучение нормативных документов и игровых материалов.

— Изучения современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста.

— Анализ развивающей предметно-игровой среды в группах ДОУ. Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.

— Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности.

— Защита педагогами проектов организации группового пространства.

— Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами.

— Анализ материальной базы ДОУ для усовершенствования развивающей среды.

— Общее собрание коллектива: определение цели и задач проекта

— Разработка плана проекта.

— Составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц.

Реализационный этап

 январь  — март

— Проведение педагогического часа на тему: «Предметно-развивающая среда, как основа развития детей дошкольного возраста».

— Консультации на темы:

— «Нормативно-правовая основа принципов построения предметно-игровой среды ДОУ в соответствии с требованиями к учебно-материальному обеспечению»

— «К проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада»

— «Понятия «Развивающая среда»»

— «Общие рекомендации по построению игровой среды в современном дошкольном образовательном учреждении»

— «Организация уголков активности детей дошкольного возраста в групповых ячейках ДОУ».

— Организация в методическом кабинете выставки методической литературы и пособий по созданию развивающей предметно-игровой среды в ДОУ.

— Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков.

Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам построения развивающей предметно-игровой среды.

Создание развивающей предметно-игровой среды в групповых комнатах в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими нормам.

Проведение смотров-конкурсов групповых помещений.

Оформление территории детского сада.

Заключительный этап

апрель  — сентябрь

— Написание и оформление проекта.

— Описание опыта построения развивающей предметно-пространственной среды педагогами групп.

— Написание протокола педагогического совета «развивающая предметно-­пространственная среда, как основа развития детей дошкольного возраста».

— Написание конспектов консультация для педагогов:

— «Нормативно-правовая основа принципов построения развивающей предметно-­пространственной среды ДОУ в соответствии с требованиями»

— «К проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада»

— «Понятия «Развивающая среда», «Средства обучения»»

— «Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном дошкольном образовательном учреждении»

— «Организация уголков активности детей дошкольного возраста в групповых ячейках ДОУ».

— Составление картотеки методической литературы и пособий по созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

— Заключительный смотр-конкурс на лучшую организацию развивающей предметно­-игровой среды в ДОУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении. — М., 1993

2. В.В. Давыдов, В.А. Петровский. Концепция дошкольного воспитания. — М., 1989

3. Закон Российской Федерации «Об образовании»

4. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003

5. Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»

6. ФГОС ДО

7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26

8. Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

Словарь:

«Игрушки-персонажи» — это разного рода куклы, фигурки людей и животных, ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника, красочный ремень ковбоя и т.п. (Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)).

«Маркеры (знаки) игрового пространства» — это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.). (Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)).

«Объекты для исследования в реальном действии (экспериментирования и упорядочивания)» —

широкий диапазон материалов, от специально созданных для развития ребенка до естественных природных и культурных объектов. (Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)).

«Предметы оперирования» — это игрушки, имитирующие реальные предметы, орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.п.). (Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)).

Безопасность материалов и оборудования — обеспечение ребенка такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность. (Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)).

Детская игра — вид непродуктивной деятельности ребенка, где основной мотив находится непосредственно в процессе самой деятельности. В соответствии с их специфическими характеристиками выделяются два основных вида игры — сюжетная и игра с правилами.

Игра с правилами — тип детской игры, характеризующийся наличием состязательных отношений, критериев установления выигрыша, неизменной повторяемостью, цикличностью завершаемого процесса деятельности. Для детей дошкольного возраста выделяются следующие культурные формы: игры на физическую или умственную компетенцию и шансовые (на удачу). (Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)).

Игрушка — предмет, используемый или специально изготовленный для игры. Классифицируются как в соответствии с сюжетообразующей функцией: атрибуты, обозначающие игровую роль (или фигурки-персонажи), предметы оперирования (обозначающие события-действия персонажа), маркеры пространства (обозначающие игровое пространство), так и с мерой условности. (Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)).

Нормативно-знаковый материал — материал языковых и числовых знаков, вводящий детей в новую форму репрезентации мира. Это разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т.п. (Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)).

Образно-символический материал — так называемые «наглядные пособия», репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений. (Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)).

Предметная развивающая среда — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования. (Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)).

Продуктивные виды детской деятельности — рисование, лепка, аппликация, конструирование и создание разного рода поделок, макетов из различных материалов.

Развивающая образовательная среда — та, которая «способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса». (Ясвин В.А.).

Развивающая предметная среда — совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка.

Развивающая предметная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно — через свое содержание и свойства — создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.

Среда — система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. (Новоселова С.Л.).

Среда — система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей. (Новоселова С.Л.).

Сюжетная игра — выполнение условных действий в воображаемой ситуации. Различается ролевая режиссерская сюжетная игра. (Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект))

Консультация для родителей

 

К проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада

 

Обращаясь к проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада, разведём два вопроса:

1. упорядочение, введение в систему множества материалов;

2. конкретное оснащение группового помещения.

Первый вопрос может быть решён только усилиями специалистов-исследователей, второй лежит в сфере компетенции воспитателей.

В решении вопроса упорядочения материалов сходятся интересы: педагогов, которым нужно рационально подобрать материалы для работы с детьми; проектировщиков, которым надо знать, что создавать; и торговых фирм, которые должны понимать, какие материалы нужны дошкольным учреждениям, чтобы продвигать их на рынке.

Раньше проблема упорядочения материалов не была столь актуальной. Единственная программа для детских садов предписывала форму и содержание образовательного процесса, а также материал, его «обслуживающий».

Условно весь материал делился на две как бы противопоставленные друг другу группы: 1) игрушки (для свободной деятельности детей), 2) дидактические пособия для занятий.

Дидактические материалы разрабатывались исследователями-педагогами и затем «превращались» в промышленные образцы или изготавливались самими воспитателями. Игрушки проходили обязательную экспертизу в Художественно-техническом совете Министерства просвещения. И что важно, в этом множестве материалов для детского сада можно было легко сориентироваться.

Сейчас ситуация радикально изменилась. Появившиеся в последнее десятилетие разные программы дают конкретные рекомендации относительно предметного оснащения образовательного процесса. Однако эти рекомендации впрямую связаны с содержанием занятий и оставляют открытым вопрос о предметном оснащении свободной самостоятельной деятельности детей. Чрезмерная конкретизация материалов и оборудования «под программу» уменьшает свободу действия воспитателя.

В последнее десятилетие Россия открыта для зарубежной игрушки: с одной стороны, дорогой и престижной, с другой стороны, дешёвой и не всегда качественной. Дошкольников «захлёстывают» волны игрушек, быстро сменяющие друг друга. Также появилось огромное количество отечественных производств, выпускающие игрушки, оборудование и полиграфическую продукцию для дошкольных учреждений. Воспитатели теряются в этом безбрежном море, не зная, что следует выбрать для детей. Конкретные ассортиментные перечни продукции — плохие помощники педагогу. Во-первых, они быстро устаревают (всё множество материалов невозможно охватить — в современном мире каждый день появляются новые образцы). Во-вторых, они дезориентируют и сковывают педагога, так как материалы в них представлены рядоположно (в длинных перечнях трудно уловить взаимозаменяемые эквивалентные образцы).

В этой ситуации необходимо создать систему упорядочения материалов, исходя не из конкретного ассортимента и не из конкретных программ, а из общих психолого-педагогических оснований.

Первое основание — виды деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская), из которых складывается образовательный процесс в детском саду, вне зависимости от конкретной программы. Второе основание — своеобразие возрастных этапов, т.е. особенности деятельности детей каждого возраста.

Из специфической структуры и развивающего значения каждого вида деятельности может быть выведена условная типология материалов.

Подбор конкретных материалов того или иного типа — в руках педагога. Ориентируясь на обобщённый тип материала, воспитатель может осознанно выбирать из множества взаимозаменяемых (схожих) промышленных образцов подходящие, более осмысленно и свободно работать с ассортиментными перечнями.

Ещё один важный момент при подборе материалов — учёт пространства группового помещения.

Предметные материалы во всей их совокупности должны не только обеспечивать целостный образовательный процесс, но и встраиваться в групповое помещение.

Воспитатель, руководствуясь интересами педагогической целесообразности, должен противостоять соблазнам «потребительской гонки».

К «искажению» среды может приводить чрезмерное увлечение материалами нового поколения по принципу «новое — значит хорошее».

Чтобы избежать этих перекосов, следует соблюдать следующие условия при оснащении группового помещения:

1. выбранные материалы и оборудование должны создавать насыщенную, целостную, многофункциональную среду;

2. материалы должны подбирать сбалансировано.

В вопросе оптимальной насыщенности предметной среды группового помещения следует придерживаться меры «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, чтобы в итоге дети имели материал, с которым можно действовать, но и пространство для этого действия.

 

 

 

 

 

Проект 3.

 

Цель проекта: разработка модели развивающей предметно-игровой среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.

Задачи:

1.              Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОУ с учетом требований ФГОС ДО;

2.              организовать развивающую среду, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;

3.              создать условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) с учетом гендерных особенностей воспитанников;

4.              содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды;

5.              приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

 

Принципы построения развивающей предметно- пространственной среды (по В.А. Петровскому):

— дистанции, позиции при взаимодействии –ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», установления оптимального контакта с детьми;

— активности, самостоятельности, творчества– возможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения;

— стабильности – динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;

— комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;

— эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном выборе стимулов по количеству и качеству;

— эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво);

— открытости – закрытости, т. е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию (реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и собственному «Я»);

— половых и возрастных различий как возможности девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Вид проекта: практико-ориентированный.

Участники проекта: администрация ДОУ, педагоги, родители.

Продолжительность проекта: 2016-2017г.

Обеспечение проекта:

       — материально-техническое;

       — учебно-методическое;

        — информационное.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. педагогами изучены новые подходы в организации развивающей предметно-игровой среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников;

2. организована развивающая предметно-пространственная среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов;

3. развивающая предметно-игровая среда организованна с учетом гендерных особенностей воспитанников;

4. родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно-игровой среды в ДОУ.

 

 

Рабочий план реализации проекта «Организация развивающей предметно-игровой среды ДОУ в период введения ФГОС ДО»

Наименование мероприятия

Исполнитель

Сроки реализации

Подготовительный этап

Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста, материала по истории и стилям дизайна.

Заведующий ДОУ, методист

Сентябрь-октябрь,2016

Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами: примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы»( под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Коморовой, М.А. Васильевой, 2010) и Концепцией дошкольного воспитания (В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989 г.)

Заведующий ДОУ, методист

Ноябрь , 2016

Общее собрание коллектива: определение цели и задач проекта.

Заведующий ДОУ, методист, воспитатели

Декабрь, 2016

Разработка проекта «Организация развивающей предметно-игровой среды ДОУ в период введения ФГОС ДО» Составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц.

Методист

Январь, 2017

Изучение особенностей групповых помещений, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.

Методист, воспитатели

Февраль,2017

Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности.

Методист, воспитатели

Март, 2017

Отбор лучших разработок для внедрения и публикации.

Методист, воспитатели

Март,2017

Деятельностный этап

Обучающий семинар для педагогов ДОУ по теме «Принципы построения предметно-игровой среды в детском саду»

Методист

Апрель,2017

Консультации на темы:

— «Возрастные особенности детей и стиль оформления группового помещения»;

— «Эстетические требования, предъявляемые к оформлению группы»;

— «Организация декоративно-оформительской работы»

— «Особенности работы педагогов по развитию поло-ролевой идентификации детей дошкольного возраста»

 

Методист, воспитатели

Апрель – май, 2017

Анкетирование педагогов и родителей: изучение их отношения к данной проблеме. Наличие у участников процесса четкого представления о необходимости внесения изменений в организацию и содержание деятельности

Методист

Июнь,  2017

Организация выставки методической литературы, искусствоведческой литературы и пособий по созданию развивающей среды в ДОУ (фотоматериалов, чертежей, публикаций из журналов по вопросам эстетического оформления помещений)

Методист

Август, 2017

Круглый стол на тему: «Эстетика быта детского сада – роскошь или необходимость?»

Методист

Сентябрь, 2017

Педагогическое просвещение родителей в вопросах гендерного подхода в воспитании детей.

Воспитатели 

Сентябрь, 2017

Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий и т.д.

Заведующий ДОУ, методист, родители

Сентябрь-ноябрь,2017

Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам 
построения игровой среды

Воспитатели

Октябрь,2017

Работа по созданию развивающей среды в групповых комнатах для решения 
задач, обеспечивающих полноценное развитие детей.

Педагогический коллектив

В течение всего срока

Создание развивающей среды в групповых комнатах в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими нормами и ФГОС ДО

Воспитатели

Сентябрь-ноябрь, 2017

Проведение смотров-конкурсов физкультурно-оздоровительных центров, центров сюжетно-ролевой игры, сенсомоторного развития, природы, краеведения.

Заведующий ДОУ, методист

Сентябрь– май, 2017-2018

Декоративное оформление коридоров и детского сада: информационные, познавательно-развивающие стенды и стенды достижений.

Методист, воспитатели

В течение всего срока

Заключительный этап

Заключительный смотр-конкурс на лучшую организацию предметно-развивающей среды в ДОУ

Заведующий ДОУ, методист

Май, 2018

Итоговая презентация «Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в период введения ФГОС ДО»: на сайтах, в средствах массовой информации. Участие в конкурсах.

Методист, воспитатели

Июнь, 2018

Обобщение положительного опыта работы. Представление результатов работы.

Методист

Июнь, 2018

 

 

Список литературы

1)              Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966. — № 6. – С. 62-76.

2)              Давидчук А. Н. Обучение и игра: Метод. пособие / А. Н. Давидчук. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 168 с.

3)              Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

4)              Современные технологии обучения дошкольников / авт.-сост. Е.В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 223с.

5)              Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1998.

6)              Н.П. Аникеева Воспитание Игрой – М., 1987.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *