Автор: Свиридонова Ольга Михайловна
ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ УСЛУГ
Свиридонова О.М.
ГБПОУ НСО «Новосибирский торгово-экономический колледж»
Главной задачей подготовки выпускников среднего профессионального образования к трудовой деятельности является формирование у них профессиональных качеств в процессе обучения. В педагогической практике, применяемой в ГБПОУ НСО «Новосибирский торгово-экономический колледж» можно выделить значительное количество активных методов профессиональной подготовки специалистов среднего звена. С нашей точки зрения, наиболее эффективным, является метод деловых игр. Применение, которого позволяет достичь высокого уровня профессиональной подготовки специалистов экономического профиля, обеспечить их конкурентоспособность на рынке труда.
Активная игровая деятельность оказывает влияние на стиль мышления и особенности поведения обучающегося, стимулирует проявление инициативы, творческой активности и сознательности. Поэтому данный метод набирает признание у педагогов-практиков в сфере профессиональной подготовки специалистов в различных областях народного хозяйства.
На наш взгляд, наиболее подходящие определение деловой игры – это определение М.М. Бирштейн и Я.М. Бельчикова, так как в нем раскрываются основные аспекты данного метода: «деловая игра – метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диало- говом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информацион-ной неопределѐнности».
Деловая игра это инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределенности и многофакторности, с ее помощью можно моделировать различные аспекты деятельности. Это способствует формированию четкого представления о профессиональной деятельности в избранной специальности и развитию навыков управления реальными процессами, в том числе с помощью современных технических средств. Одной из главных особенностей данного метода активного обучения является то, что он всегда носит явно выраженный профессиональный характер, то есть, предназначен для развития творческого мышления, формирования практических навыков и умений, выработки индивидуального стиля общения и поведения при коллективном решении задач.
Использование деловых игр в обучении на базе ГБПОУ НСО «Новосибирский торгово-экономический колледж» позволяет достичь следующих целей:
— формирование профессиональных мотивов и интересов;
— передача целостных представлений о профессиональной деятельности и ее фрагментах с учетом эмоционально-личностного восприятия;
— обучение навыкам коллективно мыслительной и практической деятельности;
— формирование умений и навыков общения и социального взаимодействия, индивидуального и совместного принятия решений.
Деловая игра выступает средством и методом адаптации и подготовки обучающихся к социальным контактам и трудовой деятельности.
В искусственно созданных условиях человек проигрывает разные жизненные и производственные ситуации, что является необходимым для его развития, изменения его социальных позиций, ролей в обществе, для формирования профессиональных интересов, потребностей и навыков, что подтверждает эффективность использования метода деловой игры при подготовки специалистов сферы услуг.
Сфера услуг в большей степени предполагает работу с людьми, поэтому специалисту необходимо владеть теоретическими знаниями в области менеджмента, психологии, социологии и других наук, но владение знаниями не ведет напрямую к умению и навыкам практической деятельности. Деловая игра выступает эффективным средством профессиональной подготовки будущих специалистов и оказывает существенное влияние на формирование у них профессиональных качеств. Среди основных критериев проведения игры можно отметить выделение базовых профессионально-значимых качеств специалиста и определения способов их формирования в процессе проведения игр; создание ситуаций в ходе деловой игры, требующих от обучающихся привлечения ранее сформированных знаний и навыков; обязательное наличие методики проведения деловой игры с учетом специфики учебной дисциплины, индивидуальных особенностей обучающихся учебной группы.
При оценивании эффективности деловых игр как активной формы обучения будущих специалистов в сфере услуг можно отметить следующие:
— основным доказательством использования эффективности метода является экономия времени, за относительно непродолжительный отрезок времени у участников деловой игры вырабатываются навыки и качества, которые невозможно наработать традиционными методами обучения;
— интерес к новой форме проведения занятия обеспечивает эффективность обучения, активизирует умственную деятельность и тем самым способствует интенсивному запоминанию и усвоению необходимой информации, связанной с профессиональной подготовкой специалистов;
— сокращается время на проведение текущего контроля полученных знаний. Анализ качества знаний, приобретаемых в ходе игры, значительно повышает уровень успеваемости и способствует формированию готовности обучающихся к будущей профессиональной деятельности.
Следовательно, применение деловых игр в профессиональной подготовке специалистов сферы услуг является оправданным. Данный метод обладает рядом преимуществ: эмоциональная вовлеченность, заинтересованность. Моделирование реальной профессиональной деятельности способствует высокой степени усвоения материала, приобретению навыков работы в условиях информационной неопределенности и конфликтных ситуаций, возможности оценки личностных и профессиональных качеств обучающихся, что позволяет приобрести будущим специалистам знания, умения и навыки профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Бороздина Г.В. Психология делового общения. Учебник / Г.В. Бороздина. – М.: ИНФРА-М, 2008. -224 с.
2. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: учеб. пособие / Н.В. Борисова. – М., 2000.-100 с.
3. Буйлова Л.Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт / Л.Н. Буйлова. – М., 2002.-69 с.
4. Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения / А.К. Быков. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-160 с.
5. Вачков И.В. Психология тренинговой работы / И.В. Вачков. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.