«Коллекционирование, как одна из форм организации совместной деятельности взрослых и детей дошкольного возраста.»

Автор: Веретенникова Любовь Ивановна

 «Коллекционирование, как одна из форм организации совместной  деятельности взрослых и детей дошкольного возраста.»

В любом возрасте дети  любознательны  и, задают взрослым множество вопросов. Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого.

Немногие педагоги  используют коллекционирование как форму познавательной деятельности. Однако коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.

Коллекционирование –это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь.

Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого. В процессе коллекционирования развиваются: внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать

 

Цель: Сочетать коллекционирование с разными формами познавательной деятельности  детей дошкольного возраста .

Задачи:

  • Познакомить с коллекционированием как способом собирания интересных вещей, разъяснить понятие «Коллекция»;
  • Вызвать интерес к коллекционированию; показать способы коллекционирования;
  • Обогатить представление о различных видах коллекций;
  • Поддерживать эмоционально-положительное отношение к теме.

В младшем возрасте у детей наблюдается чистое «собирательство», которое лежит в основе будущего коллекционирования. И если сравнивать «сокровищницы» малышей 3 лет, то можно обнаружить у мальчиков: машинки, пружинки, колесики,  а у девочек это куколки, заколки, резинки, пузыречки.

Ярких проявлений индивидуальности нет, но при этом хорошо просматривается половая принадлежность.

В среднем возрасте объекты собирательства становятся более концентрированными вокруг интересующей ребенка темы. И связано, это с проявлением первых познавательных предпочтений детей, (фигурки из киндер – сюрпризов, камушки, ракушки, листики, фантики от конфет, модельные машинки, магниты на холодильник, игрушки, наклейки).

В старшем дошкольном возрасте с развитием индивидуальных
познавательных интересов детское увлечение приобретает вид коллекционирования.
Ребенок собирает, изучает, систематизирует интересующие объекты, многократно возвращается к ним, любуется, рассматривает, демонстрирует (сверстникам, друзьям, взрослым) отдельные экспонаты «коллекции».

Коллекции могут быть самыми разнообразными по тематике.

 Это темы, связанные:

— с живой природой (мир растений, животных);

— с не живой природой (виды минералов (камни), фантики, картинки с  видами  местности (природные ландшафты)

— с явлениями социальной жизни (виды строительных сооружений,  профессий, транспорта.

Виды коллекций:

 Коллективные (групповые) это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог.

Домашниеэто коллекции собранные дома или с помощью родителей.
Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки.

Индивидуальные это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и  значимость для ребенка.

Коллекционирование как форма работы с детьми и родителями включает в себя несколько этапов:

1 этап (подготовительный)

-Накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей,

-индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей;

2 этап  (основной)

-Побуждение детей к  получению информации об объектах
коллекционирования;
-чтение художественно познавательной литературы,
-включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми;
-работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции.                                          

     3 этап (заключительный) 

-организация выставок коллекций; выставок творческих работ детей;
-презентация отдельных экспонатов коллекций или коллекции в целом.

    Чтобы работа с родителями была результативной  нужно строить её  поэтапно исходя из принципов:
— доверительность отношений – этот принцип предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность воспитателя,

— личностная заинтересованность родителей — определяя этот принцип мы исходим из постулата педагогической деятельности, согласно которому «никого ничему нельзя заставить научиться, человек, должен сам захотеть именно этому и именно у меня научиться»;
— подход к родителям не как к объектам воспитания, а как к активным участникам ,они для нас не ученики, а партнёры, и мы им помогаем, а не учим воспитывать их собственных детей и то, что мы им предлагаем должно быть интересно и полезно.

Задача педагога :

-составить перспективный план, согласно которому один раз в месяц предполагается создание коллекций по теме в соответствии с планированием образовательной деятельности.

В группе нужно определить место для хранения коллекции

она должна быть доступна для детей, чтобы в любой момент

ребенок имел возможность полюбоваться предметами,

пообщаться со сверстниками.
 Стойкость пытливого отношения детей к коллекционированию зависит от того, как взрослые относятся к собирательству или  равнодушны к нему. Но коллекционированием надо управлять, а вначале поддерживать и направлять познавательную деятельность ребенка. Следовательно, помощь родителей просто необходима.

Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное, но в то же время серьезное и кропотливое, им была предложена консультация, направленные на формирование положительного отношения к данному виду деятельности .

Проводимая с детьми работа по коллекционированию способствует развитию таких важных качеств творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *