Автор: Калашникова Юлия Николаевна
«Технологии инклюзивного образования в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Использование методов мнемотехники
в обучении и развитии связной речи
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях учителю необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегрированных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно — развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.
Качество жизни детей с ОВЗ в первую очередь зависит от их поведенческих навыков, социальной включенности, коммуникативных способностей и меняется с возрастом. Необходимо, используя все возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, ориентироваться в окружающем мире.
В настоящее время проблеме социализации ребенка с ОВЗ посвящено значительное количество исследований. Отмечается ограниченность знаний и представлений о социальной действительности, склонность к социальному иждивенчеству, дети поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства.
Анализ процесса социализации как педагогического явления позволяет представить его содержание в виде структуры, включающей ряд взаимосвязанных компонентов:
коммуникативный компонент – овладение языком и речью;
познавательный компонент – освоение определенного круга знаний об окружающей действительности;
поведенческий компонент – усвоение человеком модели поведения;
ценностный компонент – отношение человека к ценностям общества.
Совершенно ясно, что процесс социализации детей с ограниченными возможностями значительно отличается от процесса социализации прочих учащихся. И он всегда будет актуален, потому что, жизнедеятельность ребенка с ограниченными возможностями особенна и требует специального подхода со стороны взрослых.
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
В рамках инклюзивного образования именно лингвистические умения играют решающую роль в социальной адаптации обучающихся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).
У детей с ОВЗ особенности речевого развития проявляются не только в запаздывании речи, но и в характере её проявления. Наиболее важными причинами бедности словарного запаса у этих детей является низкий уровень их умственного развития, ограниченность представлений и знаний об окружающем мире, несформированность интересов, снижение потребности в речевых и социальных контактах, а также слабость вербальной памяти.
Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в разговор с окружающими, он может понятно выражать свои мысли, желания, задавать вопросы, делиться впечатлениями. И, наоборот, неясная речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоотношения с окружающими. Поэтому необходимо, чтобы дети научились говорить правильно и внятно.
Нарушение речи – это отклонения от нормы, общепринятой в языковой среде.
Недостатки речи часто отображаются на характере ребёнка – он чувствует себя неуверенно, становится застенчивым, молчаливым, мучительно переживает насмешки товарищей.
Речь не является врождённой способностью человека, она формируется у ребёнка с его ростом и развитием.
Невозможность полноценного речевого общения, бедный словарный , и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребёнка. У детей могут возникнуть замкнутость, неуверенность в себе, негативизм.
Интеллектуальное недоразвитие ведёт к более позднему формированию фонематического слуха, звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. Нарушение усвоения значений слов отрицательно сказывается на развитии фонематического слуха и тем самым задерживает формирование речи. Общее моторное недоразвитие умственно отсталого ребенка играет также определенную роль в замедленном развитии речи.
Фонетические недостатки речи умственно отсталых детей затрудняют овладение грамотой, усугубляют нарушения интеллектуального и эмоционального развития, отрицательно влияют на все стороны личности ребенка, способствуют возникновению речевой замкнутости, нерешительности, излишней застенчивости, неуверенности в своих силах. В процессе учебной, логопедической и специально организованной коррекционно-воспитательной работы у учащихся значительно развиваются как отдельные функции, так и виды речи.
На основе речевого опыта ребёнка с помощью системы специальных упражнений создаются необходимые условия для углублённой работы над словом.
Предполагаемая последовательность упражнений даёт возможность учителю формировать у ребёнка ряд мыслительных операций над словом, развивать внимательное отношение к речи.
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
К.Д.Ушинский
Мнемотехника-технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание.
Примером может служить всем знакомая фраза, которая помогает запомнить цвета радуги:
Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан
Мнемотехника-это искусство запоминания, история которого насчитывает более 2500 лет.
Мнемотаблица — это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию.
Цели обучения мнемотехнике
· формирование ассоциативного мышления;
· развитие зрительной и слуховой памяти;
· развитие зрительного и слухового внимания;
· развитие воображения.
Задачи мнемотехники
• совершенствование восприятия, зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния;
• формирование у детей навыков запоминания научить детей управлять своим вниманием, сделать его «послушным»;
• стимулирование интеллектуального развития ребенка;
• учить запоминанию любой информации.
Методы мнемотехники:
Метод «крокирования» (от франц. croquis— чертеж, схема, набросок);
Метод, использующий образное мышление (эйдетизм или эйдотехника);
Метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»);
Метод трансформации (превращения);
Метод Цицерона (увязка информации в пространстве);
Метод опор (число-буквенный метод)
Общие задачи для всех видов мнемотаблиц
• Развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания)
• Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать
• Развитие логики
• Развитие образного мышления
• Формирование умения связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию
• решение дидактических, образовательных задач
• Развитие смекалки
• Тренировка внимания
• Формирование навыка правильного графического изображения
Структура мнемотехники
Виды мнемотаблиц
Развивающие Обучающие
Этапы работы с мнемотаблицами:
• 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
• 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
• 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ материала по заданной теме.
Коллажи
Это-учебный материал, выполняющий следующие задачи:
• Закрепление различных методов запоминания;
• Развитие фотографической памяти;
• Расширение словарного запаса, образного восприятия;
• Развитие связной речи;
Главная задача коллажа- соединить, т.е. связать все картинки между собой. Таким образом идёт обработка сюжетного метода запоминания.
Заучивание стихов и потешек с использованием мнемотехники
Для того, чтобы пробудить у детей интерес используем прием мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление детей.
Например, учим с детьми стихотворение про весну А.Н.Плещеева.
Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит.
Таким образом, под влиянием школьного обучения речь умственно отсталых детей начинает успешно развиваться. Увеличивается словарный запас, улучшается произношение, обогащается, становится вес более развернутым грамматический строй речи, увеличивается потребность в словесном общении. Дети слушают речь учителя, стремятся понять ее, беседуют друг с другом, стараются найти точные формулировки для того, чтобы успешнее ответить урок. Но все же нельзя забывать о том, что то орудие мышления, которое у здоровых детей оказывается сформировавшимся задолго до поступления в школу, у умственно отсталых возникает и совершенствуется лишь после поступления в школу.
Учитывая особенности обучающихся с ОВЗ, необходимо: предлагать небольшое количество материала, неоднократно повторять показ действий с тем или иным материалом, заканчивать упражнение при достижении первого результата, так как ребёнок быстро истощается, не может долго работать.
Дети с нарушениями в развитии выбирают упражнения, которые могут выполнить, а упражнения, вызывающие затруднения, игнорируют, хотя иногда и испытывают интерес. Важно не упустить этот момент интереса и помочь ребёнку в овладении упражнением: достижение успеха приводит к самоуважению и возникновению дальнейшей потребности в развитии.
ВЫВОД:
• Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов- памяти, внимания, образного мышления и сокращает время обучения связной речи детей с ОВЗ .
• Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
• Но использование мнемотехники не заменяет самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти- традиционное заучивание текстов наизусть