Использование методов мнемотехники

Автор: Калашникова Юлия Николаевна

«Технологии инклюзивного образования в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Использование методов мнемотехники

в обучении и развитии связной речи

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях учителю необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегрированных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно — развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении  и воспитании.

Качество жизни детей с ОВЗ в первую очередь зависит от их поведенческих навыков, социальной включенности, коммуникативных способностей и меняется с возрастом. Необходимо, используя все возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, ориентироваться в окружающем мире.

В настоящее время проблеме социализации ребенка с ОВЗ посвящено значительное количество исследований. Отмечается ограниченность знаний и представлений о социальной действительности, склонность к социальному иждивенчеству, дети поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства. 

Анализ процесса социализации как педагогического явления позволяет представить его содержание в виде структуры, включающей ряд взаимосвязанных компонентов:

коммуникативный компонент – овладение языком и речью;

познавательный компонент – освоение определенного круга знаний об окружающей действительности;

поведенческий компонент – усвоение человеком модели поведения;

ценностный компонент – отношение человека к ценностям общества.

Совершенно ясно, что процесс социализации детей с ограниченными возможностями значительно отличается от процесса социализации прочих учащихся. И он всегда будет актуален, потому что, жизнедеятельность ребенка с ограниченными возможностями особенна и требует специального подхода со стороны взрослых.

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В рамках инклюзивного образования именно лингвистические умения играют решающую роль в социальной адаптации обучающихся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

У детей с ОВЗ особенности речевого развития проявляются не только в запаздывании речи, но и в характере её проявления.  Наиболее важными причинами бедности словарного запаса у этих детей является низкий уровень их умственного развития, ограниченность представлений и знаний об окружающем мире, несформированность интересов, снижение потребности в речевых и социальных контактах, а также слабость вербальной памяти.

Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в разговор с окружающими, он может понятно выражать свои мысли, желания, задавать вопросы, делиться впечатлениями. И, наоборот, неясная речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоотношения с окружающими. Поэтому необходимо, чтобы дети научились говорить правильно и внятно.

Нарушение речи – это отклонения от нормы, общепринятой в языковой среде.

Недостатки речи часто отображаются на характере ребёнка – он чувствует себя неуверенно, становится застенчивым, молчаливым, мучительно переживает насмешки товарищей.

Речь не является врождённой способностью человека, она формируется у ребёнка с его ростом и развитием.
          Невозможность полноценного речевого общения, бедный словарный , и другие нарушения    отражаются на формировании самосознания и самооценки ребёнка. У детей могут возникнуть замкнутость, неуверенность в себе, негативизм.

      Интеллектуальное недоразвитие ведёт к более позднему формированию фонематического слуха, звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. Нарушение усвоения значений слов отрицательно сказывается на развитии фонематического слуха и тем самым задерживает формирование речи. Общее моторное недоразвитие умственно отсталого ребенка играет также определенную роль в замедленном развитии речи.

Фонетические недостатки речи умственно отсталых детей затрудняют овладение грамотой, усугубляют нарушения интеллектуального и эмоционального развития, отрицательно влияют на все стороны личности ребенка, способствуют возникновению речевой замкнутости, нерешительности, излишней застенчивости, неуверенности в своих силах. В процессе учебной, логопедической и специально организованной коррекционно-воспитательной работы у учащихся значительно развиваются как отдельные функции, так и виды речи.

На основе речевого опыта ребёнка с помощью системы специальных упражнений создаются необходимые условия для углублённой работы над словом.

Предполагаемая последовательность упражнений даёт возможность  учителю формировать у ребёнка ряд мыслительных операций над словом, развивать внимательное отношение к речи.

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

                      К.Д.Ушинский

Мнемотехника-технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание.

  Примером может служить всем знакомая фраза, которая помогает запомнить цвета радуги:

Каждый  Охотник  Желает  Знать Где Сидит  Фазан

Мнемотехника-это искусство запоминания, история  которого насчитывает  более 2500 лет.

Мнемотаблица — это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию. 

Цели обучения мнемотехнике

·        формирование ассоциативного мышления;

·        развитие зрительной и слуховой памяти;

·        развитие зрительного и слухового внимания;

·        развитие воображения.

 

Задачи мнемотехники

         совершенствование восприятия, зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния;

          формирование у детей навыков запоминания научить детей управлять своим вниманием, сделать его «послушным»;

         стимулирование  интеллектуального развития ребенка;

         учить запоминанию любой информации.

                    

Методы мнемотехники:

Метод «крокирования» (от франц. croquis— чертеж, схема, набросок);

Метод, использующий образное мышление (эйдетизм или эйдотехника);

Метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»);

Метод трансформации (превращения);

Метод Цицерона (увязка информации в пространстве);

Метод опор (число-буквенный метод)

 

Общие задачи для всех видов мнемотаблиц

         Развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания)

         Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать

         Развитие логики

         Развитие образного мышления

         Формирование умения связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию

          решение дидактических, образовательных задач

         Развитие смекалки

         Тренировка внимания

         Формирование навыка правильного графического изображения

Структура мнемотехники

Виды мнемотаблиц

Развивающие                                                 Обучающие

                       

Этапы работы с мнемотаблицами:

         1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней    изображено.

         2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

         3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ материала по заданной теме.

 

Коллажи

Это-учебный материал, выполняющий следующие задачи:

         Закрепление различных методов запоминания;

         Развитие фотографической памяти;

         Расширение словарного запаса, образного восприятия;

         Развитие связной речи;

Главная задача коллажа- соединить, т.е. связать все картинки между собой. Таким образом идёт обработка сюжетного метода запоминания.

Заучивание стихов и потешек с использованием мнемотехники

    Для того, чтобы пробудить у детей интерес используем прием мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление детей. 

Например, учим с детьми стихотворение про весну А.Н.Плещеева.

 

Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит.

 

Таким образом, под влиянием школьного обучения речь умственно отсталых детей начинает успешно развиваться. Увеличивается словарный запас, улучшается произношение, обогащается, становится вес более развернутым грамматический строй речи, увеличивается потребность в словесном общении. Дети слушают речь учителя, стремятся понять ее, беседуют друг с другом, стараются найти точные формулировки для того, чтобы успешнее ответить урок. Но все же нельзя забывать о том, что то орудие мышления, которое у здоровых детей оказывается сформировавшимся задолго до поступления в школу, у умственно отсталых возникает и совершенствуется лишь после поступления в школу.

Учитывая особенности обучающихся с ОВЗ, необходимо: предлагать небольшое количество материала, неоднократно повторять показ действий с тем или иным материалом, заканчивать упражнение при достижении первого результата, так как ребёнок быстро истощается, не может долго работать.

Дети с нарушениями в развитии выбирают упражнения, которые могут выполнить, а упражнения, вызывающие затруднения, игнорируют, хотя иногда и испытывают интерес. Важно не упустить этот момент интереса и помочь ребёнку в овладении упражнением: достижение успеха приводит к самоуважению и возникновению дальнейшей потребности в развитии.

ВЫВОД:

         Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает  в развитии основных психических процессов- памяти, внимания, образного мышления и сокращает время обучения связной речи  детей с ОВЗ .

         Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

         Но использование мнемотехники не заменяет самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти- традиционное заучивание текстов наизусть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *