ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Докладчик: Мяки Наталья Геннадиевна,
учитель-логопед МКОУ «Лахденпохская СОШ»

 

Повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей школьного возраста – одна из задач логопедии.

Цель использования ИКТ: быстрое и качественное устранение причин потенциальной неуспеваемости детей с речевыми нарушениями в школе и снижение риска их дезадаптации в новых социальных условиях.

Применение в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Компьютерные технологии в наши дни становятся необходимым и важным средством оптимизации процесса коррекции речи.

Направления деятельности:

– диагностика средствами ИКТ;

– эффективное использование ИКТ на индивидуальных и фронтальных занятиях;

– консультационная и просветительская поддержка родителей и эффективное использование ИКТ.

 

Организация диагностики и мониторинга средствами ИКТ

Используем программу MS PowerPoint для создания тематических слайдов: О.Б. Иншаковой Альбом для логопеда. Москва «Владос» 2003.

 

Пример использования пособия при обследовании звукопроизношения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пример использования пособия при обследовании связной речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пример использования пособия при обследовании лексико-грамматического строя речи

 

 

 

Демонстрация картинного материала в электронном варианте заинтересовывает ребенка в правильном ответе и помогает создать условия оказания дозированной помощи в ходе выполнения диагностических заданий.

Используем программу MS Exce

Данная программа позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях.

Чаще используется для оформления диагностик, отчетов.

 

 

Пример оформления диагностики по методике Фотековой

Используем цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)

Ресурс расширяет возможности творческой подачи материала:

–  при развитии артикуляционной моторики “Артикуляционная гимнастика”;

– в ходе автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи;

– при развитии мелкой моторики “Пальчиковая гимнастика”;

– формировании навыка дифференциации звуков слогах, словах, предложениях и связной речи;

Например: Определение места звука в слове. Классификация звуков по звонкости/глухости, твердости/мягкости.

 

 

 

 

 

 

 

Требования к работе с компьютером

Занятие с использованием компьютера  проводится 1-2 раза в неделю.

Продолжительность занятия 10-15 минут.

В целях профилактики зрительного утомления используются специальные упражнения для глаз.

 

Значение ИКТ в логопедической работе

Учитель-логопед имеет большое количество дидактических и демонстрационных материалов в бумажном варианте. Нужно отметить, что очень часто бумажные носители информации быстро приобретают неопрятный вид. Персональный компьютер и программное обеспечение позволяют логопеду разработать демонстрационные и обучающие авторские цифровые образовательные ресурсы (далее ЦОР). Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет совмещать процедуры контроля и тренинга.

Использование ИКТ на логопедических занятиях в школе помогает добиться устойчивого внимания и поддержания интереса школьника. И это немаловажно, если учесть, что категория детей, имеющих те или иные речевые нарушения, характеризуется нестабильным психоэмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью.

Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

Важно отметить, что использование ИКТ в системе работы логопеда позволяет существенно усилить мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, сократить время, необходимое для коррекции и автоматизации ряда речевых навыков, формировать у ребенка активную позицию субъекта обучения; систематизировать работу логопеда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *