ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Докладчик: Мяки Наталья Геннадиевна,
учитель-логопед МКОУ «Лахденпохская СОШ»
Повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей школьного возраста – одна из задач логопедии.
Цель использования ИКТ: быстрое и качественное устранение причин потенциальной неуспеваемости детей с речевыми нарушениями в школе и снижение риска их дезадаптации в новых социальных условиях.
Применение в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Компьютерные технологии в наши дни становятся необходимым и важным средством оптимизации процесса коррекции речи.
Направления деятельности:
– диагностика средствами ИКТ;
– эффективное использование ИКТ на индивидуальных и фронтальных занятиях;
– консультационная и просветительская поддержка родителей и эффективное использование ИКТ.
Организация диагностики и мониторинга средствами ИКТ
Используем программу MS PowerPoint для создания тематических слайдов: О.Б. Иншаковой Альбом для логопеда. Москва «Владос» 2003.
Пример использования пособия при обследовании звукопроизношения
Пример использования пособия при обследовании связной речи
Пример использования пособия при обследовании лексико-грамматического строя речи
Демонстрация картинного материала в электронном варианте заинтересовывает ребенка в правильном ответе и помогает создать условия оказания дозированной помощи в ходе выполнения диагностических заданий.
Используем программу MS Exce
Данная программа позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях.
Чаще используется для оформления диагностик, отчетов.
Пример оформления диагностики по методике Фотековой
Используем цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)
Ресурс расширяет возможности творческой подачи материала:
– при развитии артикуляционной моторики “Артикуляционная гимнастика”;
– в ходе автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи;
– при развитии мелкой моторики “Пальчиковая гимнастика”;
– формировании навыка дифференциации звуков слогах, словах, предложениях и связной речи;
Например: Определение места звука в слове. Классификация звуков по звонкости/глухости, твердости/мягкости.
Требования к работе с компьютером
Занятие с использованием компьютера проводится 1-2 раза в неделю.
Продолжительность занятия 10-15 минут.
В целях профилактики зрительного утомления используются специальные упражнения для глаз.
Значение ИКТ в логопедической работе
Учитель-логопед имеет большое количество дидактических и демонстрационных материалов в бумажном варианте. Нужно отметить, что очень часто бумажные носители информации быстро приобретают неопрятный вид. Персональный компьютер и программное обеспечение позволяют логопеду разработать демонстрационные и обучающие авторские цифровые образовательные ресурсы (далее ЦОР). Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет совмещать процедуры контроля и тренинга.
Использование ИКТ на логопедических занятиях в школе помогает добиться устойчивого внимания и поддержания интереса школьника. И это немаловажно, если учесть, что категория детей, имеющих те или иные речевые нарушения, характеризуется нестабильным психоэмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью.
Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.
Важно отметить, что использование ИКТ в системе работы логопеда позволяет существенно усилить мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, сократить время, необходимое для коррекции и автоматизации ряда речевых навыков, формировать у ребенка активную позицию субъекта обучения; систематизировать работу логопеда.