«ХОРОВОЕ ПЕНИЕ В ДШИ. РОЛЬ ХОРОВОГО ПЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ».

Автор: Конкина Мария Владимировна

«Как гимнастика выпрямляет тело,

так музыка выпрямляет душу   человека.»

                                                                                                                                           /В. Сухомлинский/

 

Хоровое пение — активная форма музыкальной деятельности, в которую включены все важнейшие психофизиологические системы человека, что определяет огромные возможности этого вида искусства в процессе становления личностных качеств человека. Оно может и должно решать важные и актуальные задачи художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения.

«Голос в России — это основной музыкальный инструмент, поэтому все музыкальное воспитание связано именно с этим инструментом, доступным всем и каждому. У всех есть этот инструмент, не надо специально покупать рояль, не надо ходить доставать скрипку — у тебя все при себе, и всегда в России понимали, что именно через этот инструмент, через голос идет все воспитание».

Хоровое пение объединяет людей, даёт им душевный подъём и чувство братского согласия, когда голоса сливаются в унисоне или сложных гармонических аккордах, человек чувствует, что он не одинок, что все люди – братья, что родство со всей вселенной – не пустые слова.

«В самых пафосных эпизодах развития того или иного народа, нации, всей человеческой культуры в целом на первое место выступает хор «а капелла» — говорит Юрий Анатольевич Евграфов, профессор московской консерватории. Чтобы найти себя в хоре, совсем не обязательно обладать выдающимися певческими способностями от природы — многие хормейстеры убеждены, что научить петь можно практически любого человека (конечно, если он не глухонемой), было бы желание…

В толковом словаре Владимира Даля хор определяется как собрание певчих для согласного пения. Собрание определенного круга музыкантов для коллективной музыки. Бывает женский хор, мужской и смешанный, а также детский и любительский. Таким образом, хор – это некое собрание поющих людей, идеальная звучность которого достигается за счет ансамблевого единства с выверенным строем и художественно выработанными нюансами.

Хор — это особая «ячейка общества», как большая семья, где каждый, обладая своим уникальным голосом, вкладывает частичку в создание общей гармонии. Хор учит познавать себя и чувствовать окружающих. пение в хоре не случайно так повсеместно распространено. В хоре голоса людей сливаются, рождая чувство согласия в главном, растворяя мелкие несогласия, которые возникают в жизни.

Это чувство общности людей рождает атмосферу творчества и сотрудничества, способность трудиться в команде.
Пение в хоре развивает творческие способности в любой области жизни, жизненно необходимые каждому.

Не случайно многие успешные люди в детстве пели в хоре.
Врачи говорят о том, что дети, которые поют в хоре, гораздо реже болеют, кроме того, пение снимает стресс, даёт человеку расслабиться.

Педагоги говорят о том, что пение развивает владение речью, устраняет проблемы логопедии, помогает изучению математики и иностранных языков.
пение в хоре — это культурный досуг, эстетическое развитие, раскрытие творческих способностей в любой области жизни, важная часть здорового образа жизни.

 

 «Хор – это прообраз идеального общества, основанного на едином устремлении и слаженном дыхании, общества, в котором важно услышать другого, прислушаться друг к другу, общества, в котором индивидуальность не подавляется, но раскрывается в полной мере».
                                                        Георгий Александрович Струве

 

Тысячу раз прав Борис Тараканов со своим девизом: «Человек, певший в хоре, уже никогда не будет полностью несчастным».

Музыкальное искусство возникло в глубокой древности. Известно, что еще на заре человеческой истории люди каменного века изготовили свои первые примитивные музыкальные инструменты, сохранившиеся до наших дней: колотушки, различные трубы из морских раковин или костей и рогов животных. Тогда же сложили люди и свои первые песни, исполняемые одновременно с телодвижениями во время различных обрядовых действий. В музыке древних людей было много звукоподражания. В своих песнях первобытные люди стремились передать звуки окружающего мира — крики птиц, диких зверей. Постепенно люди научились отбирать из огромного количества звуков наиболее музыкальные, научились осознавать их различие по высоте, их соотношение.  

В эпоху Античности наиболее высокую ступень развития общества и его культуры представляло государство Древней Греции, состоящее в то время из множества малых городов-государств (полисов), сохранявших самостоятельность в политических, культурных и правовых вопросах.  Большое место в общественной жизни греков занимала музыка. Обучение музыке составляло неотъемлемую часть общего гражданского воспитания юношества. Пение и игра на музыкальных инструментах входили в программу спортивных и художественных (мусических) состязаний. Существовали даже объединения певцов, музыкантов и танцоров, называемые коллегиями. Наиболее значительные достижения в музыке относятся к гомеровскому и классическому периодам развития древнегреческой культуры (с ХII по V вв. до н. э.). Формируются основные роды и жанры искусства. Возникли основные термины, которыми мы привычно пользуемся, говоря о музыке: лады, гармония и мелодия, ритм и метр, хор и оркестр, рапсодия и симфония. Даже само слово «музыка» греческого происхождения.

Хоровое пение с давних времён существует в России как часть жизни. Люди пели в моменты отдыха и за работой, во время торжеств все пели огромным хором, даже цари пели в хоре. Пела вся Россия, пели рабочие и учёные, пели на заводах и фабриках, в университетах и дворцах, в городе и деревне, пели везде.

Со времен самых древних цивилизаций людям известна целительная сила звуков, произносимых собственным голосом. Современная медицина давно уже обратила внимание на то, что пение, особенно профессиональное занятие вокалом, оказывает благотворное влияние на здоровье человека. Пение – тот самый необходимый инструмент, позволяющий найти не только радость жизни, но и значительно улучшить свое здоровье. По образному выражению ученых гортань – второе сердце человека. Голос, оздоравливаясь в процессе вокальной тренировки, оздоравливает весь организм. Беременным женщинам рекомендуют больше слушать классическую музыку, спокойные колыбельные песни рекомендуют петь самим будущим мамам. Полезно не только слушать музыку, но еще полезнее петь самим, так как во время пения звуковые частоты активизируют развитие ребенка, влияя на его головной мозг.

Пение помогает избавляться от стрессов. Ученые обнаружили, что в мозге во время пения вырабатываются эндорфин, вещество, благодаря которому человек ощущает радость, умиротворение, прекрасное настроение и повышенный жизненный тонус. Таким образом, с помощью пения можно вызвать и выразить те или иные чувства. При помощи пения можно привести в порядок легкие, улучшить кровообращение и цвет лица, исправить осанку, улучшить дикцию и постановку разговорной речи, даже исправить такой дефект, как заикание.

Голос, данный человеку с самого рождения, является уникальнейшим музыкальным инструментом. Голос человека всегда вибрирует во время звучания, даже если человек кричит или разговаривает шепотом. Вибрация голоса весьма положительно влияет на человеческий организм. Когда звучит наш голос, то каждый звук сопровождается колебаниями более высоких частот – обертонов. Тут свою роль играет близкое соседство гортани, в которой происходят колебания, и мозга. Обертоны резонируют с костями черепа и с головным мозгом, отвечающим за иммунную систему. Благодаря этому стимулируется иммунитет, и поющий ребенок значительно меньше простужается, чем ребенок, лишенный этого занятия. Зная о таком воздействии вибрации на организм доктора и специалисты, хормейстеры работают с глухонемыми детьми для коррекции и развития слуха. Вокал – это уникальное средство самомассажа внутренних органов, который способствует их функционированию и оздоровлению. ученые считают, что каждый из внутренних человеческих органов имеет свою определенную частоту вибраций. При заболевании частота органа становится другой, вследствие чего и возникает разлад в работе всего организма. Пением человек вполне может воздействовать на больной орган, возвращая здоровую вибрацию. Дело в том, что, когда человек поет, только 20% звука направляется во внешнее пространство, а 80% внутрь, в наш организм, заставляя более интенсивно работать наши органы. Звуковые волны, попадая в резонансные частоты, соответствующие тому или иному органу, вызывают его максимальную вибрацию, оказывая на этот орган непосредственное воздействие.

Во время пения активно работает диафрагма, тем самым массируя печень и предотвращая застой желчи. В то же время улучшается работа органов брюшной полости и кишечника. Воспроизведение некоторых гласных заставляет вибрировать гланды, железы и помогает очищать организм от шлаков. Есть звуки, которые могут полностью восстановить кровообращение и устранить застойные явления. Такую звукотерапевтическую практику давно знали, и до сих пор используют в Индии и Китае.

Положительное действие пения на человека, использовалось нашими предками для излечения с самыми разнообразными заболеваниями. известно давно, что пение – как сольное, так и хоровое – испокон веков использовалось для лечения душевных недугов.

Аристотель и Пифагор рекомендовали пение при лечении душевных расстройств. На Тибете монахи до сих пор лечат нервные болезни пением.

В древней Греции с помощью хорового пения лечили от бессонницы.      В древности люди интуитивно угадывали наличие в пении большой оздоровительной силы, но не могли научно обосновать этот факт.

Искусство пения – это, прежде всего искусство правильного дыхания, которое является важнейшим фактором нашего здоровья. тренируется диафрагмальное дыхание, дыхательная мускулатура, улучшается дренаж легких. при бронхиальной астме, пневмонии и бронхитах идет перевозбуждение симпатической системы. вдох и последующая задержка на вдохе воздействуют на симпатический отдел нервной системы, который отвечает за активизацию внутренних органов. Есть методики лечения бронхиальной астмы с помощью обучения пению и в хоровой практике многих преподавателей – хоровиков были случаи полного прекращения у больных детей приступов бронхиальной астмы. И когда при диагнозе “бронхиальная астма” врачи прямиком направляют ребенка петь в хоре, это уже давно не вызывает ни у кого удивления. Пение не только снимает приступ бронхиальной астмы, но и излечивает этот недуг.

Вокальные занятия являются профилактикой в первую очередь простудных заболеваний. Вокал нужен, чтобы “прокачивать” все наши трахеи и бронхи. Вокальная работа – отличная тренировка и вентиляция легких. Это очень важно для растущего организма ребенка. У людей, которые систематически занимаются пением, увеличивается жизненная емкость легких и добавляет организму запас прочности.

Во время пения человек вдыхает воздух быстро, а выдыхает медленно. в результате в крови снижается содержание кислорода, и соответственно увеличивается доза углекислого газа. Углекислый газ в данном случае является раздражителем, активизирующим внутренние защитные силы организма, которые во время заболевания начинают работать в усиленном режиме. Знаменитый метод Бутейко по лечению астмы основан на базе вышеупомянутого утверждения.

Таким образом, пение является отличной профилактикой простудных заболеваний. Американские ученые провели исследования среди певцов одной оперной группы. Оказалось, что пение не только хорошо развивает легкие и грудную клетку (как хорошо развита грудная клетка у профессиональных певцов), но и укрепляет сердечную мышцу. продолжительность жизни подавляющего большинства профессиональных певцов значительно выше средней. Обратите внимание – хорошие оперные певцы – люди физически здоровые и, как правило, долгожители.

Занятия вокалом совершенствуют речевую функцию организма. Те люди, которые страдают заиканием, очень полезно начать заниматься пением.

Особенно это касается детей. Чем раньше заикающийся ребенок начнет заниматься пением, тем больше у него есть шансов избавиться от этого недостатка. Одно из препятствий, которое стоит перед заикающимся, это произношение первого звука в слове. В пении одно слово перетекает в другое и как бы льется вместе с музыкой. Ребенок слушает, как поют другие, и старается попадать в такт. При этом происходит сглаживание акцента.

Уже доказано, что легкая степень заикания может устраниться полностью, если человек занимается пением регулярно. Во всем мире с помощью хорового пения детей успешно лечат от легкой формы заикания. Главное – это регулярные занятия. Для людей, страдающих средней или сильной степенью заикания, пение, к сожалению, не может помочь.

Психологи утверждают, что лучший способ повысить качество своей жизни – просто начать ей радоваться. Умело подобранная музыка оказывает положительное влияние на целенаправленную деятельность человека, способствуя такой ритмической настройке организма, при которой физиологические процессы протекают более эффективно. Даже простое прослушивание музыки изменяет настроение человека. Одни произведения успокаивают и умиротворяют, другие поднимают настроение.

Мелодичная, негромкая, умеренно медленная, минорная музыка оказывает успокаивающее действие. Часто стали использовать музыку для лечения врачи-психотерапевты, а также довольно часто можно услышать музыкальные произведения в кабинетах врачей-стоматологов. Положительные эмоциональные переживания при звучании приятных мелодий усиливает внимание, активизирует эмоциональную центральную нервную систему и стимулирует интеллектуальную деятельность.

Пение – отличный способ снятия стрессов, эмоциональной стабильности. Поющий человек всегда находится в позитиве, и если у него даже произошло горе, то во время пения испытывает значительное облегчение.

Особенно важно пение для детей. Невозможно переоценить влияние пения на здоровье ребенка. работая с голосовым аппаратом ребенка, преподаватель действует на укрепление здоровья своего ученика. Не случайно в нашей стране так много детских хоровых коллективов. Практически в каждой школе стараются организовать хор, так как коллективное пение — это не только польза для здоровья, но и формирование дружеских отношений. Дети, занимающиеся пением, отличаются от своих сверстников положительной эмоциональностью, самодостаточностью. Удовлетворение занимающимся делом – стимуляция хорошего настроения, и отсутствие желания поисков каких-либо других стимулирующих средств и поисков опасных удовольствий, в том числе и наркотиков.

Тренированный детский голос охватывает диапазон частот примерно от 70 до 3000 колебаний в секунду. Эти вибрации пронизывают весь организм поющего ученика, улучшают кровообращение, способствуют очищению клеток. Широкий диапазон частот колебаний человеческого голоса улучшает кровообращение сосудов любого диаметра. Высокие частоты способствуют микроциркуляции крови в капиллярах, а низкие – кровотоку в венах и артериях.

Большую ценность как дающую ключ к пониманию механизма психического развития подростка представляет культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, по которой ключевой проблемой этого периода называется проблема интересов подростка. Подобного изучения заслуживает процесс разрушения и отмирания прежних групп (доминант) интересов и развития новых. Появление новых интересов приводит каждый раз к преобразованию старой и возникновению новой системы мотивов, что меняет социальную ситуацию развития подростка. Смена социальной ситуации развития ведёт к смене ведущей деятельности, результатом которой становятся психологические новообразования подросткового возраста. В этот период кардинально меняется общественное положение подростков. Так на практических занятиях хора они сталкиваются с необходимостью осознания ответственности не только за себя, но и за других.

Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействует на человека уже в первые годы его жизни и занимает большое место в его общем культурном развитии.

Музыка — по выражению Стендаля, — является единственным искусством, проникающим в сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже переживания его дум.

Многие композиторы и музыковеды неоднократно подчёркивали, что работу по музыкально-эстетическому воспитанию надо вести систематически, что оно должно входить составной частью в ту деятельность, которую ведут педагоги по воспитанию гармонически развитого человека. В этом процессе особенно большое значение имеет музыкальная работа с детьми. Это — фундамент, без которого музыкальная пропаганда в массах никогда не будет давать полноценных результатов.

Уровень музыкальной культуры подрастающего поколения в настоящее время во многом зависит от решения проблем эстетического воспитания и образования. Недооценка роли музыкального искусства в формировании личности в годы застоя породила дисгармонию в формировании духовного мира молодёжи, отрицательно сказалась на развитии эмоциональной сферы, играющей важную роль в трудовой, общественной и личной жизни человека.

Музыкальное искусство — величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Оно сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию.

Но не только разнообразная по своему содержанию музыка может оказывать различное воздействие на человека. Одно и то же музыкальное произведение часто действует по-разному на людей и даже на одного и того же человека при неодинаковых условиях. Конечно, во многом это зависит от подготовленности человека к восприятию музыки, от уровня развития его слухового опыта, эстетического вкуса, общей культуры.

В произведениях классической русской литературы – Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.С. Тургенева, В.Г. Короленко очень ярко показана сила воздействия музыки на человека, её способность в определённые моменты сближать людей в едином настроении, переживании, порыве, вызывать чувства любви, веселья, торжества, гордости, печали, ненависти.

Музыка, в отличие от пространственных искусств (живопись, скульптура и т.п.), которые обладают средствами объективного изображения действительности, представляет собой искусство выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей. В связи с этим содержанием музыки прежде всего является эмоциональная сторона психических переживаний человека, и только через эти переживания происходит отражение образов окружающей действительности. Музыка углубляет эти образы и ярко раскрывает их содержание.

Музыкальные образы создаются при помощи комплекса средств музыкальной выразительности и являются эмоциональным отражением образов реального мира.

Особенностью музыки, её эмоциональная сила заключается в способности показать богатый мир чувств человека, возникших под воздействием окружающей жизни.

Психолог Б.М. Теплов говорит по этому поводу: «музыка прежде всего путь к познанию огромного мира человеческих чувств. Лишённая своего эмоционального содержания музыка перестаёт быть искусством». Музыка проникает в самые глубокие тайники человеческого духа, пробуждает чистые благородные чувства.

Воздействуя на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительности и помогает её преобразованию, изменению. При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.

Приобретая определённые знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Необходимо добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не явилось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т.е. элементов музыкально-эстетического сознания.

Развивая эмоции, интересы, вкусы ребёнка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основы. Но помимо нравственного аспекта музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств.

Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребёнок познаёт эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие и исполнение произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.

В «письмах об эстетическом воспитании» Острогорского выдвинута идея необходимости раннего приобщения детей к музыкальному искусству.

Целесообразность этого обоснована тем, что музыкальные впечатления, полученные в детстве, «…никогда не изглаживаются в памяти ребёнка и поселяют в нём на всю жизнь. Любовь и вкус к музыке и пению, облегчают для него впоследствии само их изучение».

Острогорский первым в отечественной педагогике столь определённо поставил вопрос об эстетическом, музыкальном воспитании подрастающего поколения, выдвинул, обосновал идею, показал пути раннего приобщения детей к музыке, поставил вопрос о необходимости непрерывного музыкального образования (дошкольного и школьного), указал на ценность не только уроков хорового пения, но и других форм музыкального образования и просвещения учащихся.

В наше время вокальное воспитание детей осуществляется в детской музыкальной школе, в хоровых студиях, в общеобразовательной школе (на уроках музыки) в центрах эстетического воспитания. 

Определяя роль музыкального искусства в эстетическом воспитании подростка выявились основные задачи музыкального воспитания: развивать в процессе музыкальной деятельности художественный вкус; сформировывать начала музыкальной культуры; способствовать формированию общей культуры.

Пение оказывает положительное влияние на развитие личности. Запоминание большого количества мелодий и текста способствуют развитию памяти. В течение хоровых уроков у детей расширяется представление об окружающем мире, увеличивается словарный запас, улучшается внимание и память.

Коллективное пение помогает неуверенным и замкнутым детям почувствовать свою значимость, первые успехи в певческой деятельности формируют и укрепляют положительную самооценку ребёнка. Постепенно появляется желание быть лучше, солировать. в результате формируются и лидерские качества: целеустремлённость, настойчивость, уверенность.

На хоровых занятиях у детей формируется и сценическая культура: умение держаться на сцене во время исполнения одного и нескольких произведений, умение выйти на сцену, встать на своё место, уйти со сцены после выступления, а также уважительное поведение по отношению к зрителям и выступающим на празднике или на концерте. Помогает развивать внутренний музыкальный слух, музыкальную память, способствует развитию координации между слухом и голосом, улучшает звуковысотную интонацию.

Приобретая в процессе хоровых уроков определенные знания о музыке, умения и навыки, дети младшего школьного возраста приобщаются к музыкальному искусству.

 Важно, чтобы в процессе музыкального воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.

В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну из форм музыкотерапии, воздействующей на возникновение различных эмоциональных состояний. Пение способно улучшать настроение, умиротворять, успокаивать. У поющих детей вырабатывается стрессоустойчивость, формируется уравновешенный характер.

Благодаря пению, у детей улучшается произношение, увеличивается словарный запас, развивается приятный тембр голоса.
Занятия хоровым пением позволяют создать среду для проявления и развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста: музыкального слуха, памяти, чувства ритма, интонации.

Пение способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством, хоровое пение выполняет важнейшую социальную функцию.

Посредством хорового пения дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе хоровой деятельности у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор, дети становятся чуткими к красоте в искусстве и в жизни.

Младший школьный возраст важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально — эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития, духовного становления.
Таким образом занятия хоровым пением способствуют гармоничному физиологическому и психическому развитию ребёнка младшего школьного возраста.

Концертно-исполнительская деятельность — важнейшая часть творческой работы хорового коллектива. Она является логическим завершением всех репетиционных и педагогических процессов. Публичное выступление хорового коллектива на концертной эстраде вызывает у исполнителей особое психологическое состояние, определяющееся эмоциональной приподнятостью, взволнованностью.

Таким образом именно формирование личности ребёнка становится важнейшей педагогической задачей и целью хоровой деятельности.

Эффективность работы в этом направлении может быть обеспечена только всесторонним изучением своеобразия личности каждого ребёнка: его темперамента, характера, круга интересов, уровня интеллектуального развития, своеобразия эмоциональной сферы, наличия и характера художественных потребностей, специфики способов общения, условий быта ребёнка, его семьи и т.д.

Адекватное представление учителя о каждом ребёнке, его духовном мире, переживаниях и устремлениях даёт возможность построить работу в коллективе как дифференцированный, индивидуализированный процесс общения с детьми посредством общения с музыкальным искусством.

Такой подход позволяет переосмыслить иерархическую позицию: «учитель — ученик», с присущей ей определённым диктатом учителя, в позицию диалога единомышленников, равно участвующих в процессе сотворчества.

Ключевое значение в работе с детским коллективом приобретает реализация потребности в общении, в процессе которого формируется личность ребёнка. Если для учащегося младшего школьного возраста, у которого меняется стиль мышления (от монолога — к диалогу), общение с взрослыми — социальная потребность, то подросток ставит себя в ситуации взрослого, и с этой точки зрения формируются его жизненные ценности, происходит активное формирование «я-концепции», рефлексии.

Хоровой коллектив в школе искусств предоставляет подростку возможность удовлетворить свою потребность в общении: здесь и референтная группа детей и, чаще всего, близкие друзья и, конечно, взрослый, которому подросток верит и доверяет.

Внутри хора общение организовано на разных уровнях: самоуправление хора, личное шефство старших над младшими, сильных над слабыми, опытных певцов над новенькими; общие хоровые праздники; сохранение традиций коллектива.

Подобные формы общения создают возможность самоутверждения, самореализации подростка, способствуют высокой самооценки. Уже само участие в музыкально-творческой деятельности позволяет ему осознать некоторые необычные, по сравнению с другими, неординарные качества своей личности.

Хоровой коллектив становится для подростка своеобразным социумом, в котором он моделирует свои отношения с людьми. Обстановка доброжелательности, взаимопонимания и взаимоуважения, определённая духовная комфортность способствует наиболее полному раскрытию духовного мира, формированию положительных нравственных и этических качеств личности, поэтому успех или неуспех коллектива воспринимается как событие личной жизни.

Хор — идеальное место для развития детей.

Именно из учащихся, которые успешно сочетали учёбу в школе и занятия в развивающем хоре, часто вырастают высокоорганизованные и трудолюбивые люди с крепким характером, чувством цели, интересные и разносторонние личности.

В любой профессиональной деятельности вне зависимости от специальности важно владеть искусством общения — друг с другом и с руководством, — особенно в условиях рыночной экономики. Уметь слушать, уметь спорить, убеждать, поощрять, уступать, давать отпор, не задевая достоинство оппонента. Хор — прекрасное место для выработки всех этих навыков.

Если ребёнок поёт в хоре, то есть надежда на то, что он вырастет умным, интеллектуально и духовно развитым человеком.

Дети, лишённые возможности петь в хоре, несут потери не только в интеллектуальном, но и в эмоциональном развитии.

На ребёнка воздействует и творческая атмосфера в хоре — атмосфера совместного преодоления трудностей, товарищества, добра, открытости, стремления к красоте.

Работа в хоре — это постоянная интеллектуальная и физическая тренировка. Занимаясь пением, ребёнок погружается в купель комплексного и многоступенчатого преобразования своей внешности и внутреннего мира. многие осознают всё, что с ними происходило в детстве, только став взрослыми, и начинают ценить, хотя и с опозданием.

Работа в художественном коллективе, где ставятся интересные и трудные, но выполняемые задачи, несомненно, способствует воспитанию трудолюбия. Направленность, интерес, поисковая активность и стремление к достижению отдалённых, не сиюминутных, результатов формируют и тренируют волю, доведению начатого до конца.

Именно хор — самый массовый, демократичный, доступный и материально малозатратный из всех художественных жанров. В итоге идёт успешная социализация личности на уровне художественного коллектива, которая способна со временем помочь социализации и оздоровлению нашего общества.

Таким образом, хоровому пению как коллективной музыкально-исполнительской деятельности, активно влияющей на развитие как личностных качеств, так и общей культуры учащихся, свойственны следующие положительные особенности:

— участие в общем деле формирует у школьника умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные, так и поведенческие;

— работая в хоре, ученик формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе, учится применять свои силы, музыкальные способности и умения с пользой для себя и для хора;

— хоровая деятельность, активная и социально-ценная, представляет существенный фактор, обеспечивающий становление в сознании ученика необходимости единства слова и дела, полезного намерения и личностных средств его осуществления;

— в процессе коллективного хорового творчества развиваются самостоятельность и чувство локтя, инициатива и другие волевые качества, так необходимые ученику, музыкальная деятельность переключает его внимание на полезное дело, значимое и для него, и для остальных участников коллектива;

— в хоровом пении согласуются и объединяются разнообразные музыкально-воспитательные средства, положительно воздействующие на ученика, что усиливает познавательные влияния и нейтрализует отрицательные;

— в хоровом, коллективном пении можно с большой степенью достоверности выявить подлинную структуру межличностных отношений учащихся, социальный статус основной массы членов малых групп в хоре, их отношений с «верхушкой» группы, с её лидером.

— в хоровом пении, наконец, успехи и недостатки явственно могут быть прослежены и соответствующим образом отмечены поощрением или замечанием; кстати, участники хора самым положительным образом оценивают успех сверстника, если он был достигнут упорным трудом и волей; значительно меньшим энтузиазмом хористы встречают поощрения и награды, полученные лишь благодаря природным данным.

Особенности развития современного российского общества показывают, что самосознанию нового поколения присущи ценности, не имеющие внутреннего смыслового единства. в свою очередь, неопределенность ценностей рождает в юных душах путаницу, нигилизм и цинизм. Растущее пренебрежение к культуре и культурным традициям лишает молодых людей необходимой духовно-нравственной основы для эффективного самоопределения, позитивного самоутверждения.

Известно, что гармонизация личности возможна лишь на основе приятия высоко эстетических ценностей.

Общение с высоким искусством способно ориентировать молодежь на высокие художественные ценности, облагораживает душу, совершенствует систему ценностных ориентаций. Об этом свидетельствуют опыт отечественного эстетического воспитания и исследования ученых в нашей стране и за рубежом.

   Как форма духовной культуры и специфический вид художественной деятельности человека хоровое искусство обладает большим социокультурным потенциалом, определяющим его значение в жизнедеятельности современного общества, влияя на все стороны сознания и деятельности человека, улучшая, совершенствуя и облагораживая его внутренний духовный мир.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренаж».

2. БулановВ.Г. Как пение способствует развитию различных и весьма полезных качеств личности» Екатеринбург. 2003г.

3. Струве Г.А. Школьный хор   Москва, Просвещение,1981г.

4. http:уроки – sibbha.ru

5. www.youtube.com. 2013г.” Аргументы и факты.”

6. Litterref.ru Влияние музыки на развитие духовного мира личности на примере хорового пения.

7.Пожигайло П. «Я считаю, что хоровое пение в стране – это основа ее безопасности…» // Губернские новости хорового общества. – 2013. – №1. – С.1. – URL: http://www.sevhor.ru/download/gazeta_inet.pdf. – Дата обращения – 2 февраля 2014

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *