актуальность речевого развития

Автор: Галиева Гузалия Равилевна

«Актуальность проблемы речевого развития детей  дошкольного развития».

 Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является одной из главных потребностей. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации.

 В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделена как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

 Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста — это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей.

 Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым. Следует отметить, что речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития.  

В целях развития речи детей используются игры и занятия, которые включают:

— Потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками, игры — инсценировки, звукоподражательные и др. Они полезны тем, что речь взрослого слушается детьми при опоре на собственные их действия и движения с включёнными повторами слов. По мере овладения он начинает самостоятельно играть в эти игры. В звукоподражательных играх развивается фонетический слух, отрабатывается чёткость произношения. Игры с сюжетными игрушками, игры — инсценировки способствуют развёртыванию диалога, обогащению словарного запаса.

— Чтение и рассказывание сказок, стихов, историй.

— Рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы.

— Игры-занятия с предметными и сюжетными картинками.

— Разгадывание простых загадок.

— Игры, направленные на развитие мелкой моторики. Они включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые несложной речью. Упражнения кистей и пальцев рук способствуют развитию физиологической основы овладения ребёнка речью.

 

 Говоря о стратегии работы педагогов по развитию речи, нельзя ни сказать о том, что обучение родному языку часто строится по принципу:  «Посмотри — послушай — повтори, что сказал взрослый!».

 По мере взросления детей происходит всё больший переход от диалогической речи к монологической.

 Что такое диалогическая и монологическая речь?

 Диалог — это разговор между двумя или несколькими лицами, собеседниками, это сменяющиеся вопросы и ответы на них. Диалогическая речь предшествует формированию монологической речи, готовит почву для неё. 

 Формирование речи начинается в диалоге, когда говорящий и слушающий всегда меняются ролями. Первый партнёр ребёнка в диалоге — взрослый. Необходимо «провоцировать» ребёнка на высказывание, на ответ. Поощрять речевую реакцию ребёнка надо в любом случае — как с правильным, так и с неправильным звуковым оформлением.

Что помогает развитию диалога?

 Это — инсценировки, театрализованная деятельность, вопросы.

Вопросы используют в любой совместной деятельности, во время режимных моментов, на прогулке, при рассматривании картин и т.д.

 Следует помнить, что по своему характеру и степени сложности выделяют три вида вопросов.

 1.Репродуктивные (констатирующие) вопросы. Например, «Кто это?» — Мальчик, «Что он делает?» — Играет.

 2.Поисковые вопросы. Они более сложные и предполагают использование в ответах полных распространённых предложений. Отработка моделей ответов начинается с последнего слова вопроса. Это облегчает ребёнку ответ и является своего рода подсказкой: Где спит кот? — Кот спит на диване.

 3.Проблемные вопросы. Начинаются вопросительными наречиями почему? зачем? и т.д. Это вопросы сложнее по содержанию, так как требуют определённой мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, связаны с развитием логического мышления.

Для речевого развития надо также приобщать детей к культуре чтения художественной литературы. Дети с удовольствием слушают рассказы, сказки, разбирают эти произведения по вопросам.

 Выделены  факторы успешного речевого развития детей, которые являются своеобразной памяткой для родителей:

— Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения.

— Создавать условия для общения с другими детьми.

— Речь взрослого — пример для подражания.

— Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи.

— Совместные игры взрослого и ребёнка.

— Чтение художественной литературы, разучивание стихов.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *