Автор: Галиева Гузалия Равилевна
«Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного развития».
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является одной из главных потребностей. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации.
В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования “Речевое развитие” выделена как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.
Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста – это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей.
Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым. Следует отметить, что речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития.
В целях развития речи детей используются игры и занятия, которые включают:
– Потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками, игры – инсценировки, звукоподражательные и др. Они полезны тем, что речь взрослого слушается детьми при опоре на собственные их действия и движения с включёнными повторами слов. По мере овладения он начинает самостоятельно играть в эти игры. В звукоподражательных играх развивается фонетический слух, отрабатывается чёткость произношения. Игры с сюжетными игрушками, игры – инсценировки способствуют развёртыванию диалога, обогащению словарного запаса.
– Чтение и рассказывание сказок, стихов, историй.
– Рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы.
– Игры-занятия с предметными и сюжетными картинками.
– Разгадывание простых загадок.
– Игры, направленные на развитие мелкой моторики. Они включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые несложной речью. Упражнения кистей и пальцев рук способствуют развитию физиологической основы овладения ребёнка речью.
Говоря о стратегии работы педагогов по развитию речи, нельзя ни сказать о том, что обучение родному языку часто строится по принципу: “Посмотри – послушай – повтори, что сказал взрослый!”.
По мере взросления детей происходит всё больший переход от диалогической речи к монологической.
Что такое диалогическая и монологическая речь?
Диалог – это разговор между двумя или несколькими лицами, собеседниками, это сменяющиеся вопросы и ответы на них. Диалогическая речь предшествует формированию монологической речи, готовит почву для неё.
Формирование речи начинается в диалоге, когда говорящий и слушающий всегда меняются ролями. Первый партнёр ребёнка в диалоге – взрослый. Необходимо “провоцировать” ребёнка на высказывание, на ответ. Поощрять речевую реакцию ребёнка надо в любом случае – как с правильным, так и с неправильным звуковым оформлением.
Что помогает развитию диалога?
Это – инсценировки, театрализованная деятельность, вопросы.
Вопросы используют в любой совместной деятельности, во время режимных моментов, на прогулке, при рассматривании картин и т.д.
Следует помнить, что по своему характеру и степени сложности выделяют три вида вопросов.
1.Репродуктивные (констатирующие) вопросы. Например, “Кто это?” – Мальчик, “Что он делает?” – Играет.
2.Поисковые вопросы. Они более сложные и предполагают использование в ответах полных распространённых предложений. Отработка моделей ответов начинается с последнего слова вопроса. Это облегчает ребёнку ответ и является своего рода подсказкой: Где спит кот? – Кот спит на диване.
3.Проблемные вопросы. Начинаются вопросительными наречиями почему? зачем? и т.д. Это вопросы сложнее по содержанию, так как требуют определённой мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, связаны с развитием логического мышления.
Для речевого развития надо также приобщать детей к культуре чтения художественной литературы. Дети с удовольствием слушают рассказы, сказки, разбирают эти произведения по вопросам.
Выделены факторы успешного речевого развития детей, которые являются своеобразной памяткой для родителей:
– Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения.
– Создавать условия для общения с другими детьми.
– Речь взрослого – пример для подражания.
– Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи.
– Совместные игры взрослого и ребёнка.
– Чтение художественной литературы, разучивание стихов.