Актуальность, основы и привлекательность педагогической системы М. Монтессори

Автор: Крижевская Анна Михайловна

 

Актуальность, основы и привлекательность

 

педагогической системы М. Монтессори

 

 

 

Говоря о педагогических системах, необходимо учитывать, что каждая из них имела на себе отпечаток того времени, когда она формировалась и разрабатывалась. Объединяет все педагогические системы их ориентированность на воспитание такого человека, который готов и способен жить в современном обществе. При этом каждая система имеет свои интересные идее и подходы к обучению и воспитанию детей.

 

В настоящее время одной из наиболее востребованных систем является система Монтессори. Многие современные детские сады и центры развития ребенка работают по этой системе. Она подразумевает, что с детьми одновременно проводится серьезная работа и увлекательная игра, одновременно сочетается свобода и дисциплина.

 

Автором рассматриваемой системы является Мария Монтессори – итальянский врач и педагог. По мнению самой М. Монтессори, ее система – «это метод свободного саморазвития ребенка в условиях подготовленной среды». То есть ее система строится на идее того, что ребенок самостоятельно способен развиваться, если для этого создать соответствующую среду. При этом каждый ребенок рассматривается с самого рождения как личность, причем личность уникальная. И каждому ребенку должна быть предоставлена возможность самостоятельно развиваться и двигаться. Под этим положением понимается то, что это происходит спонтанно, и могут возникать случаи, когда ребенку необходима помощь взрослого. И он эту помощь, безусловно, получает. Но основная роль взрослого в этой системе – это роль организатора среды для развития ребенка. Но ребенок в этой среде уже движется и развивается сам.

 

При этом правильная среда определяется как среда, соответствующая потребностям ребенка, его физиологическим и психологическим особенностям. Ребенка должны окружать такие предметы, которые соответствуют его росту и силе. Ребенок должен иметь свободный доступ ко всем предметам и материалам. Также ребенку предоставляется возможность свободного выбора вида деятельности, ее формы и продолжительности. В этом и заключается отличие системы Монтессори от других систем, которое отражается в ключевом принципе «Помоги мне сделать это самому».

 

Также, по мнению М. Монтессори, ребенка необходимо научить чувствовать, что очень важно для его духовного развития. При этом необходимо понимать, что мир взрослого и мир ребенка – это абсолютно разные миры. Взрослому необходимо наблюдать за ребенком, принимать его таким, какой он есть, а не навязывать представления из «взрослого» мира. В этой ситуации основной задачей воспитателя становится задача понимания мира ребенка и предоставление возможности раскрыться этому миру в жизни ребенка во всем его многообразии через сохранение уникальности его процессов и форм. И это является довольно сложной задачей для взрослых. Но необходимо представить, насколько сложнее ребенку войти во «взрослый» мир. Поэтому именно взрослому необходимо первоначально определить, что интересует ребенка, а затем в соответствии с этим создать ему среду для развития и научить его пользоваться ей. 

 

В системе Монтессори главной идеологией является идеология личностного развития ребенка. Неверно считать, что дети должны к определенному возрастному периоду достигнуть определенных результатов развития и обучения. Это зачастую противоречит и не учитывает особенностей природы детей, а также определяет авторитарный характер воспитания, когда взрослый на основе своих «взрослых» представлений и убеждений единолично определяет, что нужно ребенку. В этой ситуации взрослый очень часто «давит» на ребенка. Но ребенок – это личность, и он сам может определить, что ему нужно. Задача взрослого услышать и понять это. Особое значение в системе отдается воспитанию и развитию ребенка в целом. Нет цели, точного соблюдения учебного плана. Некоторые исследователи и практики видят в этом недостатки системы, но этого говорит о том, что сегодня до конца не понимается сущность индивидуального подхода к развитию и воспитанию ребенка. У каждого ребенка свой план развития, и он не должен единолично определяться взрослым. Этот план выстраивается на основе наблюдения за каждым ребенком, на основе определения уникальных интересов и потребностей каждого ребенка. И, на наш взгляд, это гораздо более сложная задача для воспитателя, нежели точное следование определенному учебному плану.

 

Также привлекает и результат, который достигается при реализации системы Монтессори в воспитании детей. Дети при таком подходе достигают довольно высокого уровня развития творческих способностей, уровень академических знаний. Они открыты к самостоятельной исследовательской деятельности и к получению знаний. Они любознательны, их отличает определенная независимость и свобода. Эти дети ориентированы на изначально заложенное в каждом стремление к саморазвитию. Тем самым каждый ребенок реализует свой индивидуальный путь развития, что повышает продуктивность педагогической системы.  

 

Список использованной литературы:

 

1.                  Монтессори М. Помоги мне это сделать самому. – М.: Изд-во Карапуз, 2006.

 

2.                  Монтессори М. Как развить внутренний потенциал человека – СПб.: Благотворительный фонд «Волонтеры», 2011.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *