Главная Опубликованные материалы по рубрикам Начальное образование Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках русского языка

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках русского языка

4 августа, 2025

fgosonline

Ссылка для скачивания
Ваш подарок

Чек-лист
«Как успешно подготовиться к аттестации»

Подпишитесь на нашего бота в Telegram, чтобы забрать чек-лист

Получить чек-лист

Автор: Синченко Светлана Александровна
На сегодняшний день не выявлено общепринятого определения интеллекта. Исследователи трактуют его в зависимости от точки зрения на интеллект, от тех характеристик, которые его описывают, от методического подхода к рассмотрению интеллекта. Мы под интеллектом понимаем общую способность к познанию и решению проблем, влияющую на успешность любой деятельности и лежащую в основе других способностей, источником которой является мыслительная деятельность человека. Интеллект представляет собой систему всех познавательных способностей человека: ощущения, восприятия, памяти, представления, воображения и мышления, а также характеризуется эрудицией и способностью к мыслительным операциям, которые в стандарте относятся к группе познавательных УУД.
В педагогике интеллект выступает как общая умственная способность, так как он неразрывно связан с умственным развитием. Термин «способность» трактуется как индивидуально-психологические особенности личности, которые служат необходимым условием высококачественного выполнения конкретного вида деятельности. Когда мы говорим о способностях, то имеем в виду именно индивидуально-психологические особенности. В трудах отечественных психологов (Л.С. Выготский, Л.В. Занкович, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштей, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) отмечается ведущая роль обучения у младших школьников как основной стимул личностного развития. Проблема интеллектуального развития детей младшего школьного возраста актуальна и в наши дни, поскольку именно в данный период интеллект развивается особенно интенсивно. В исследованиях отечественных и зарубежных ученых, говорится о том, что в 9-10 лет у учащихся происходят изменения в психических процессах – они усложняются и совершенствуются. Д.Б. Эльконин отмечает, что в данный период «память становится мыслящей, а восприятие думающим». У детей формируются способности к саморегуляции, произвольности, рефлексии. Зачастую, если данные новообразования не формируются, то в дальнейшем это приводит к сложностям в учебной деятельности. «Развитие и успешность ребёнка в большей степени будет зависеть не только от получения новых разнообразных знаний, новых сведений, − отмечал Д.Б. Эльконин − но и от поиска общих закономерностей, и самое главное, от освоения самостоятельных способов добывания этих новых знаний» [8, с. 72]. В своей теории становления и развития высших, специфических, человеческих, психических функций у детей Л.С. Выготский говорит о том, что содержание обучения не должно соответствовать уже существующему уровню развития обучающегося, а должно быть сложнее, и требовать от учащегося новых умственных усилий, более высокой формы мысли. Его тезис «Обучение ведёт за собой развитие» в нише время имеет особую важность в современной педагогической практике [2]. М.Ф. Морозов провел исследования, которые показали следующее: первоклассники увлечены теми занятиями, на которых требуются активная умственная деятельность; обучающихся привлекают задания с постепенным усложнением; интересы обучающихся направлены по большей части на отдельные факты и события; для учащихся 3-4-х классов важны объяснения фактов, в следствия чего они могут установить причинно-следственные связи. «Все наши наблюдения, − пишет М. Ф. Морозов, − свидетельствуют, что в тех случаях, когда учитель ведёт урок, всё время, усложняя материал, школьники работают с неослабевающим интересом и не нуждаются в том, чтобы содержание урока было разбавлено занимательными материалами».
Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках русского языка.docx

Назад

Только сегодня

ТРЕТИЙ ДИПЛОМ В ПОДАРОК!

Оформите 3 наградных документа за любые мероприятия на нашем портале, а заплатите только за 2!

Создать диплом
  • На базе ФЗ «Об образовании» и ФГОС
  • Подходят для профессионального портфолио
Получить свидетельство
о публикации
Опубликовать статью Создать диплом
Ваш подарок

Чек-лист
«Как успешно подготовиться к аттестации»

Подпишитесь на нашего бота в Telegram, чтобы забрать чек-лист

Получить чек-лист
Топ 15 курсов повышения квалификации
Топ 15 курсов переподготовки
До конца распродажи:
0 Дней
23 Часа
59 Минут
59 Секунд
Дистанционное обучение
Внедрение ФОП дошкольного образования
-42%
1700 ₽
От: 894 ₽
Подробнее
Показать всё
Дистанционное обучение
Воспитание детей дошкольного возраста
-42%
5850 ₽
От: 3394 ₽
Подробнее
Дистанционное обучение
Менеджмент в образовании
-42%
5850 ₽
От: 3394 ₽
Подробнее
Дистанционное обучение
Специалист по работе с молодёжью
-42%
5850 ₽
От: 3394 ₽
Подробнее
Дистанционное обучение
Практическая психология
-42%
5850 ₽
От: 3394 ₽
Подробнее
Дистанционное обучение
Пожарная безопасность
-42%
5850 ₽
От: 3394 ₽
Подробнее
Показать всё
×

«Портфолио — убийца: как
НЕ надо оформлять документы»

Подпишитесь на Telegram бота и получите
памятку БЕСПЛАТНО