Автор: Криницына Галина Анатольевна
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А.Сухомлинский
Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики, которую начинаем проводить уже в начальной школе на основе наблюдений, изучении психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления детей и общения с родителями.
Определены следующие основные типы одаренности:
-интеллектуальный тип одаренности (дети с высокими общими и интеллектуальными способностями);
— академический тип одаренности (дети с признаками специальной умственной одарённости в той или иной области наук);
-художественный тип одаренности (дети с высокими творческими способностями);
-лидерская (социальная) одаренность (дети с высокими лидерскими способностями);
-спортивная одаренность (дети со спортивными способностями).
Главной моя задача как учителя помочь детям стать успешными. Для этого необходимо сформировать у них умение и желание учиться. Для достижения этой цели были поставлены задачи:
-построение предметно-пространственной среды, обеспечивающей развитие способностей каждого ребенка и реализацию творческого потенциала;
-развитие одаренности учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;
-стимулирование творческой и учебной деятельности способных детей.
Работа с одаренными детьми – приоритетное направление в моей деятельности.
В нашем классе определились 3 типа одарённости: интеллектуальный, художественный и спортивный.
Для развития этих видов способностей я использовала следующие принципы:
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности (учебные пособия, информационно-коммуникативные технологии)
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога.
принцип возрастания роли внеурочной деятельности
Индивидуализация обучения является одним из основных вариантов качественного изменения содержания образования способных детей. На уроках использую карточки индивидуальных разноуровневых заданий по математике, русскому языку, литературному чтению. В частности, на этапе обучения чтению на диске предложено чтение по слогам, небольшим предложениям и чтение текста. Разноуровневые контрольные работы, карточки с заданиями повышенной трудности, решением логических задач. Способные дети являются лидерами на разных этапах урока. Они активно участвуют в учебном процессе, готовят презентации по разным предметам, организуют работу ребят в группах, в парах во время учебного занятия. Активно создают «Синквейн», «Кластер» на уроках.
Много внимания уделяю проектной работе. Эта деятельность учит детей учиться, развивает УУД. В классе мы использовали индивидуальную, групповую и коллективную форму работы над проектами. Дети с интересом работали с проектами «Моя семья», «Школа кулинаров, «В словари за частями речи» и другими. В 3-4 классах проекты выполняли сразу на уроках. Работая в группах с проектом «Путешествие по разным странам» ребята готовили по плану буклет по одной из стран. Наиболее подготовленные школьники являлись консультантами, организовывали работу в группе, слабые выполняли задания по выбору. В конце урока проходила презентация проектов.
Важное значение в процессе обучения занимает развитие техники чтения. Умение читать помогает справиться с потоком информации, поступающей в учебной среде. Читающие дети работают в паре и выполняют роль наставника. Большое внимание уделяю умению задавать вопросы друг другу и давать полные ответы на них. Это способствует пониманию прочитанного и развивает коммуникативные умения. Ребёнок не только должен грамотно составлять предложения, но и учиться произносить их с нужной интонацией, читать стихи, в соответствии со знаками препинания. Частым упражнением по развитию этого умения является чтение предложения с разной интонацией. При отработке навыка выразительного чтения стихотворения дети прослушивают аудиозапись в исполнении диктора с музыкальным сопровождением, что впечатляет детей. Разбираем содержание стихов. Всегда даю пример своего чтения и дети копируют интонацию учителя. Важно и здесь заметить способных детей, умеющих владеть словом, передавая эмоции и чувства. В нашем классе почти все научены выразительному чтению, но две девочки одарены особым даром передавать эмоции при чтении. Они являются дипломантами 1 степени областных конкурсов чтецов «Лишь слову жизнь дана», «Воинская слава».
Работе в тетради придаю важное значение. Чистота, аккуратность, грамотность в записях большей части учеников нашего класса всегда радовала душу при проверке тетрадей. Думаю, что этому способствовала не только требовательность учителя, но и работа на электронной доске, где так доходчиво идёт показ написания букв. Каллиграфически и орфографически грамотное письмо удалось сохранить и в 4 классе, когда объём письма увеличивается.
В процессе обучения в нашей школе дети могут развивать свои способности используя весь приобретённый набор учебных пособий.
В каждом классе начальной школы теперь имеются компьютеры и интерактивные доски.
Через областные конкурсы наша школа получила кабинеты начальных классов. В них входят наглядные пособия по различным темам окружающего мира, русского языка, математики, литературного чтения.
В распоряжении начальных классов имеется передвижной компьютерный класс с помощью которого идёт формирование ИКТ-компетентности учащихся.
Дети являются инициаторами проведения внеклассных мероприятий, социальных проектов, экологических акций, благотворительных дел, творческих заданий.
В классе работали кружки «Умники и умницы», «Радуга», «Учусь создавать проект», «Школа здоровья», «Умелые руки». Дети имеют возможность заниматься в музыкальной школе. Часть ребят нашего класса являются участниками ансамбля «Сударушка». Группа детей занимается в спортивных секциях «Карате», «Художественная гимнастика», «Волейбол», «Пулевая стрельба»
На первом родительском собрании в 1 классе я ставлю перед родителями детей задачу определить основные направления развития своих детей, каким бы они хотели видеть своего ребёнка при выходе из начальной школы. Работа в связке «Учитель -ученик-родитель» направленная на единство целей привела к хорошим результатам.
Ребята нашего класса являются победителями районной олимпиады по математике,», «КИТ- информатика для всех», «Вятская шкатулка», «Человек и природа», «Астра –природоведение для всех» «Русский медвежонок», «Золотое руно» Было приятно ,что один из моих выпускников получил диплом 1 степени на областном конкурсе фестивале исследовательских работ и проектов «Я познаю мир» Участие в таких познавательных конкурсах даёт возможность углубить знания в разных предметных областях.
В нашем посёлке обучающиеся имеют возможность заниматься в спортивном комплексе, где проходят секции «Волейбол» и «Пулевая стрельба». Наши ребята выступают в составе сборных команд и получают награды областного уровня. Группа детей занимается в спортивных секциях г. Котельнича. Это секции «Карате», «Художественная гимнастика», где дети так же имеют награды
Часть детей нашего класса занимаются в Музыкальной школе , где также есть победитель областного конкурса игры на баяне. Дополнительное музыкальное развитие дети получают занимаясь в ансамбле «Сударушка» ,который являются дипломантом районных вокальных конкурсов.
Большая часть моих учеников творческие личности. Их руки создают красивые рисунки и поделки.
Из 27 выпускников 3 девочки имели низкую учебную мотивацию. Причины у каждой индивидуальны. Слабые умственные способности и учебные умения, низкий уровень памяти, внимания, восприятия, пропуски уроков.
При работе с данными детьми необходим
личностно-ориентированный подход
подбор дифференцированных заданий
постепенное введение новых знаний (не успевают усвоить большой объём материала),
многократное выполнение работы по алгоритму,
толерантность
Работать с такими детьми достаточно сложно, но необходимо. Успех приходится собирать «по крупинкам». Во время занятий подбираю задания по силам. На уроках усвоение учебного материала проходит не всегда, поэтому дополнительные занятия в послеурочное время не редкость. Использование наглядности и игровых заданий на компьютере с самопроверкой являются хорошей помощью в работе. Поддержка и своевременная похвала в каждом успешно выполненном задании стимулирует и вырабатывает стремление к работе. Такие дети могут быть успешными во внеурочной деятельности: занимаются спортом, рисуют, делают поделки
В школе существует Доска почёта, развёрнута Панорама почёта в системе дополнительного образования .В конце года проходит праздник «За честь школы». Дети получают Грамоты и Похвальные листы. Благодарственные письма вручаются и родителям обучающихся.
Дети нашего класса успешно справились со Всероссийскими проверочными работами. Подтвердили свои знания. Окончили учебный год с хорошими результатами. Из 27 обучающихся 5 отличников ,13 человек окончили 4 класс на «4» и «5». Дети подготовлены к переходу в среднее звено.
Система работы с одарёнными детьми и обучающимися.docx