Формирование естественно – научной грамотности младших школьников с использованием проектной деятельности на внеурочных занятия

Автор: Мальцева Алина Павловна
Современное образование ориентировано не только на передачу знаний, но и на формирование ключевых компетенций, необходимых человеку для успешной жизни в быстро меняющемся, технологически развитом и информационно насыщенном мире. Одной из важнейших таких компетенций является естественно-научная грамотность, предполагающая умение понимать и объяснять явления окружающего мира, применять научные знания в повседневной жизни, формулировать обоснованные выводы и принимать решения на основе анализа информации [2].
В условиях нарастающих экологических, энергетических, биологических и технологических вызовов, развитие естественно-научного мышления у подрастающего поколения становится особенно актуальным. Школьники должны не просто усваивать факты, но и учиться видеть взаимосвязи, мыслить критически, задавать вопросы и находить на них аргументированные ответы. Именно поэтому развитие естественно-научной грамотности должно начинаться уже с начального звена образования, когда закладываются основы восприятия мира, формируются мотивация к обучению и базовые навыки познавательной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) подчеркивает необходимость формирования у младших школьников основ научного мировоззрения, развития познавательной активности, исследовательских и коммуникативных умений, что требует пересмотра традиционных методов обучения. Однако практика показывает, что классно-урочная система и репродуктивные формы учебной деятельности зачастую не в полной мере способствуют формированию указанных качеств. Это делает необходимым внедрение инновационных подходов, ориентированных на активное участие обучающихся в образовательном процессе [1].
В этом контексте все большую значимость приобретает проектная деятельность во внеурочное время, которая позволяет организовать обучение в форме, способствующей формированию личного опыта ребенка, развитию его самостоятельности, инициативности, умения работать в команде и принимать ответственность за результат своей деятельности. Проектная деятельность дает возможность интегрировать знания из разных областей, видеть их практическое значение, а также применять полученные знания для решения реальных задач.
Особое внимание в этом процессе следует уделить учащимся 3 класса, так как именно на этом возрастном этапе наблюдается активное развитие познавательных интересов, формируется внутренняя мотивация к обучению, потребность в самовыражении и самостоятельном поиске информации. Это возраст, когда дети начинают задавать больше осмысленных вопросов, стремятся к экспериментированию, проявляют живой интерес к природе и окружающему миру. Организация внеурочной проектной деятельности с опорой на естественно-научную направленность предоставляет богатые возможности для создания продуктивных образовательных ситуаций, в которых дети могут самостоятельно открывать, исследовать, анализировать и делать собственные выводы.
Диплом.docx