Воспитатель

Автор: Людмила Вениаминовна Бурсина
Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
использование игровых технологий.docx

инструктор по физической культуре

Автор: Ольга Алексеевна Окунева
«Работа инструктора по физической культуре с детьми с РАС»

Нарушение крупной моторики является одной из главных причин, которая затрудняет формирование двигательных функций у детей с РАС. Формирует отрицательный результат не только их физического, но и психического здоровья. Поэтому основой на занятиях физической культуры для детей с аутизмом является развитие крупной и мелкой моторики. Крупная моторика — это такие действия, как ходьба, бег, прыжки, переворачивания, наклоны, ползание и прочие. Одна из наиболее тяжёлых проблем детей с аутизмом — это сложности с формированием осмысленного взаимодействия, касающиеся как внешней, так и внутренней среды. Наибольшие сложности в физическом развитии детей с аутизмом связаны обычно с нарушением у них ориентации в пространстве, равновесия, сложностью одновременных движений обоими сторонами тела (обеими руками, ногами). Поэтому их важно обучать упражнениям на развитие координации и ориентации в пространстве.( прыжки на батуте, спортивном мате, большом мяче-фитболе, ползание по тоннелю, гимнастической скамейке).Раскачивание на качелях, кувырки, тренажеры балансиры. стимулируют вестибулярный аппарат и связаны с различными положениями головы, что важно для мозгового кровообращения. Развитию согласованности движений разных сторон тела и их координации способствует ползание на четвереньках, игры в «классики», перепрыгивание предметов, имитация игры на музыкальных инструментах, броски и ловля мяча обеими руками, что развивает двухстороннюю интеграцию.На занятиях физической культуры ребёнок — аутист может приходить к отдельным вариантам осмысленного взаимодействия, с постепенным их развитием в качественном и количественном плане. Таким образом коррекция и развитие двигательных функций при помощи физического воспитания является обязательным и важным направлением коррекционно-развивающей работы, поскольку процесс физического воспитания оказывает значительное влияние на развитие личностных качеств ребенка с особенностями развития здоровья и его познавательной деятельности. Двигательная сфера детей с РАС характеризуется наличием стереотипных движений, трудностями формирования предметных действий и бытовых навыков, нарушениями мелкой и крупной моторики. Детям свойственны, в частности, нарушения в основных движениях: тяжелая, порывистая походка, импульсивный бег с искаженным ритмом, лишние движения руками или нелепо растопыренные руки, не принимающие участия в процессе двигательной деятельности, одноопорное отталкивание при прыжке с двух ног. Движения детей могут быть вялы или, наоборот, напряженно скованны с отсутствием пластичности. Для детей являются трудными упражнения и действия с мячом, что связано с нарушениями сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. У многих детей на занятиях физкультуры проявляются стереотипные движения: раскачивания всем телом, похлопывания или почесывания, машущие движения кистью и пальцами рук, движения руками, похожие на хлопанье крыльями, ходьба на цыпочках, кружения вокруг своей оси и другие движения, которые связаны с отсутствием самоконтроля. У детей отмечаются нарушения регуляции мышечной деятельности, своевременно не формируется контроль над двигательными действиями, возникают трудности в становлении целенаправленных движений, страдает пространственная ориентировка.
На занятиях физической культуры ребёнок не только может получить знания, умения и навыки, а также быть ориентированным на их практическое применение, но в наибольшей степени получает навыки коммуникации, социализации.
Форма организации занятий должна учитывать специфику ребёнка в том плане, что такой ребёнок не может длительно концентрировать внимание, быстро утомляется, а потому продолжительность занятия во многом зависит от самочувствия и активности, демонстрируемых ребёнком.
Что касается содержания занятий, то основной сложностью здесь является создание такого занятия, которое включало бы широкий спектр разнообразных упражнений, нацеленных в первую очередь на общефизическое развитие. При этом, для каждого из упражнений должна быть возможность для его усложнения при сохранении общей привычной формы. Это связано с тем, что для ребёнка с аутизмом очень важны постоянство, выполнение некой стабильной последовательности действий. Такой последовательностью на занятиях физической культуры становится серия упражнений. Упражнения, привычные по форме, но с постепенно усложняющимся содержанием становятся для ребёнка значительно меньшим стрессом, чем совершенно новые упражнения.
Важно также, чтобы каждое отдельное упражнение, каждый блок движений имел цель, и эта цель была понятна ребёнку. Обязательна медленная, последовательная демонстрация отдельных движений с обозначением их целей. Однако следует при этом помнить, что цели надо ставить очень чётко, они должны быть реальными, и быть правильно понятыми ребёнком.
Несомненно, основой на занятиях физической культуры для детей является развитие крупной и мелкой моторики. Под моторикой мы понимаем движения, выполняющие определённые задачи, сопровождающиеся последовательностью действий. Крупная моторика — это такие действия, как ходьба, бег, прыжки, переворачивания, наклоны, ползание и прочие. Развитие крупной моторики ребёнка с аутизмом проходит по общему принципу, становясь основой развития ребенка, на неё накладываются более тонкие и сложные движения мелкой моторики
Наибольшие сложности в физическом развитии связаны обычно с нарушением ориентации в пространстве, равновесия, сложностью одновременных движений обоими сторонами тела (обеими руками, ногами). Рассмотрим некоторые возможности для развития этих аспектов.
Ориентации человека в пространстве способствует проприоцептивная система(группа сигналов, посылаемых в центральную нервную систему специальными терминалами), обеспечивающая нам мышечно-суставное чувство, на основе которого определяется положение тела в пространстве и взаиморасположение его частей. Дети с РАС часто имеют недоразвитие этой системы, а потому их важно обучать упражнениям на развитие координации и ориентации в пространстве. Примеры таких упражнений: прыжки на батуте, спортивном мате, большом мяче-фитболе, ползание по тоннелю, гимнастической скамейке, наклонной доске.
Развитию согласованности движений разных сторон тела и их координации может способствовать ползание на четвереньках, перепрыгивание предметов, броски и ловля мяча обеими руками, что развивает двухстороннюю интеграцию. Развитию синхронности движений рук и моторной координации способствуют удары рукой по мячу, игры с мыльными пузырями, броски и ловля мяча, игры с воздушными шарами ,возможности коммуникации, социализации, предоставляемые на занятиях физической культуры, огромны. Физическая неприспособленность — характерный показатель для детей с РАС. Первоначально обязательным оказывается присутствие и помощь взрослого на занятиях физической культуры, а затем, с усвоением детьми совокупности упражнений и привыканием их к педагогу, дети могут проявить большую самостоятельность.
Занятия физической культуры дают широкие возможности для социализации, работы детей в группе. Ребёнок с аутизмом во многих случаях крайне негативно воспринимает прикосновения к себе других людей (в том числе, и педагога). В этом случае приучать ребёнка к прикосновениям следует, подходя к нему сзади — такие касания дети в меньшей степени рассматривают как агрессию. Постепенно ребёнок привыкает к прикосновениям, осознаёт их необходимость на занятиях физической культуры (поддержать, чтобы ты не упал, взять за руку, чтобы смог сохранить равновесие и т. п.). Объяснения необходимости прикосновений должны присутствовать, а также быть чёткими и подробными.
Особо значимы для ребёнка упражнения, позволяющие работать в группе. Полезно для этих целей перетягивание каната. В этом случае, несмотря на то, победила или проиграла его команда, ребёнок может почувствовать себя её частью. Желательным в этом случае является формирование ситуации успеха.
Поощрение, похвала — обязательный элемент на занятиях физической культуры. Дети с РАС сразу не способны достичь результата, поэтому педагогу необходимо искать любые возможности для похвалы (за то, что просто выполнил упражнение, даже за то, что приступил к выполнению, услышав педагога). Только тогда в перспективе возможны результаты. Также важно, чтобы ребёнок не осознавал собственной неуспешности. Например, при пояснении цели упражнения, следует заметить, что его, скорее всего, потребуется выполнить много-много раз, чтобы всё получилось хорошо.
Нормализация физического состояния и психофизического тонуса является одним из важных аспектов социализации детей с РАС. Поэтому таким детям необходимы постоянные физические нагрузки для поддержания психофизического тонуса и снятия эмоционального напряжения. Наряду со специальными занятиями по психомоторной коррекции и развитию двигательной сферы детям с РАС рекомендуются занятия адаптивным спортом. Работая с детьми с расстройствами аутистического спектра, специалисты ДОУ не только проводят коррекционно-развивающую работу с детьми, но и сопровождают их семьи. У родителей детей с РАС часто наблюдаются: – повышенная тревожность по отношению к своему ребенку; – трудности развития продуктивного взаимодействия и контакта с ребенком; – трудности подключения ребенка к какой-либо группе сверстников.
Целью работы стало развитие продуктивного взаимодействия между родителями и детьми. Были определены задачи: 1. Получение нового социального опыта для ребенка и родителя; 2. Расширение репертуара совместной деятельности (диада родительребенок); 3. Обучение родителей приемам и методам, направленным на развитие продуктивного взаимодействия с ребенком; 4. Развитие продуктивной деятельности детей с РАС в рамках детскородительской группы.
Исходя из поставленных задач, были определены следующие этапы работы: 1. Приветствие. Задачи данного этапа: развитие коммуникативных навыков, внимания к фронтальным инструкциям взрослого. Ритуал приветствия позволяет сплотить детей и родителей и создать атмосферу группового доверия. 2. Игры в кругу. Задачи данного этапа: развитие сенсорного, тактильного, цветового восприятия, развитие произвольной регуляции, внимания и коммуникации. 3. Свободная игра. Задачи данного этапа: развитие детско-родительских отношений и коммуникативных навыков в процессе свободной игровой деятельности. На данном этапе родитель и ребенок сами выбирают тип и вид игры, специалист лишь может направлять родителей для достижения более эффективного стиля коммуникации. 4. Занятие за столом. Задачи данного этапа: развитие зрительного восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, формирование сенсорных эталонов, развитие мелкой моторики, предметно-практическая деятельность (аппликация, лепка и т.п.). 5. Подвижная часть – полосы препятствий. Задачи данного этапа: развитие крупной моторики, общей координации, игры на развитие баланса, вестибулярных, тактильных ощущений, развитие самовосприятия на уровне тела. При выстраивании «дорожек с препятствиями» используются те предметы, которые, с одной стороны, стимулируют сенсорное развитие, с другой, – помогут формировать двигательные паттерны: ползание, перешагивание, прыжки, ходьба по разным покрытиям, по скамейке и т.д. 6. Прощание – ритуал, позволяющий закончить занятие без неадекватных эмоциональных проявлений детей. В групповых занятиях одновременно участвуют родитель ребенок. Важной составляющей занятий для детей с РАС является организация пространства и структуры занятия: как только дети с родителями входят в зал для занятий, они сразу попадают в пространство для игр в кругу и занятие начинается. С первого занятия вводятся ритуалы – ритуалы приветствия и прощания, начала занятия за столом – как часть структуры занятия. Каждая смена деятельности имеет внешнее обозначение: колокольчик и песенка. Кроме этого используются визуальные картинки, в которых обозначено, что будет происходить сначала, а что потом. За столом визуальные картинки помогают ребенку понять последовательность, количество заданий и момент окончания этого этапа занятия. Помещение для занятий представляет собой зал, в котором есть зоны для приветствия, работы за столом, игры, подвижной части и прощания. Среда зала подстраивается под различные этапы занятия, легко трансформируется. Так как среда не является обедненной, предусмотрены способы ее «упрощения» на определенных этапах занятия. Наличие интересных игрушек делает занятия для ребенка привлекательными, является естественным подкреплением, развивает инициативу ребенка во взаимодействии со взрослым во время свободной игры. По итогам групповых занятий были выявлены следующие положительные изменения: у детей и взрослых появился положительный эмоциональный настрой к занятиям, снизилась тревожность родителей. У детей возросли возможности удержания как структуры занятия в целом, так и отдельных инструкций. На занятиях дети начали интересоваться сверстниками, взаимодействовали с ними. Также возник качественно новый уровень взаимодействия между родителями и детьми в процессе игры и продуктивной деятельности, включающий получение новых положительных эмоций и проживание совместного удовольствия. Родители могут лучше организовать занятие с ребенком дома, используя структурированный подход, у них увеличился набор игр и упражнений, которые можно использовать в домашних условиях. Однако становится очевидным, что очень трудно оказать практическую помощь семье ребенка с РАС, проводя только лишь групповые занятия ребенок-родитель. Требуется эффективная и структурированная программа помощи родителям, позволяющая дать современную информацию о расстройствах аутистического спектра, а также дающая практические советы и рекомендации . Очевидно, что эффективная психолого-педагогическая помощь ребенку с РАС невозможна без подключения к такой работе его родителей. Именно поэтому представляется особенно важным групповая форма работы с родителями для обучения их эффективным способам взаимодействия с ребенком и понимания причин его поведения.

Дети с РАС.docx

Воспитатель

Автор: Соломенцева Елена Борисовна
1. Познакомить детей с художественной росписью.
2. Формировать у детей умение различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам.
3. Развивать умение применять полученные знания о декоративном искусстве, использовать стилевые особенности цвета, присущие русским росписям.
4. Воспитывать у детей эстетические чувства, художественный вкус.
5. Развивать творческий потенциал детей.
6. Развивать восприятие цвета, закреплять знания цветов.
7. Развивать интерес детей к изобразительной деятельности, русской художественной культуре.
8. Совершенствовать навыки использования инструментов и материалов для рисования (как держать кисть, ватную палочку промывать их, как набирать краску и т. д.).
9. Развитие элементарных естественно-научных представлений о земле, о природе, о населении нашей планеты.

План мероприятий- Лабораториума.docx

Экспериментально-исследовательская деятельность детей подготовительной группы «Непослушный песок»

Автор: Жилина Елена Владимировна
Задачи:
1.Образовательная
Закрепить знания у детей о свойствах песка сухой, сырой, из сырого песка можно лепить, на сухом песке отпечатки не остаются, а на сыром отпечатки остаются.
2.Развивающая
Способствовать развитию памяти, мышления, речи, внимания, воображению.
3.Воспитательная
Воспитывать умение помогать своим сверстникам.

Конспект Непослушный песок.docx

Практические занятия

Автор: ELENA TIKHONOVA
Методические рекомендации
для проведения практических работ по
МДК 01.02 Техническое обслуживание, ремонт и монтаж отдельных уз-лов системы водоотведения (канализации), внутренних водостоков, санитарно-технических приборов объектов жилищно-коммунального хозяйства

основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
по профессии

08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жи-лищно-коммунального хозяйства

МУ ПР МДК 01.02.docx

Методические рекомендации для проведения практических работ по МДК 01.02 Техническое обслуживание, ремонт и монтаж отдельных уз-лов в соответствии с заданием (нарядом) системы водоотведения (ка-нализации), внутренних водостоков, санитарно-технических приборов объектов жилищно-коммунального хозяйства

Автор: Тихонова Елена Григорьевна
Методические рекомендации
для проведения практических работ по
МДК 01.02 Техническое обслуживание, ремонт и монтаж отдельных уз-лов в соответствии с заданием (нарядом) системы водоотведения (ка-нализации), внутренних водостоков, санитарно-технических приборов объектов жилищно-коммунального хозяйства

основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
по профессии

08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жи-лищно-коммунального хозяйства

МУ ПР МДК 01.02.docx