«Развитие речевого творчеств детей младшего дошкольного возраста»

Автор: Захарова Ольга Андреевна
«Развитие речевого творчеств детей младшего дошкольного возраста»
Речь – это наиважнейшая функция, которая необходимая каждому человеку. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаём опыт, регулируем деятельность и поведение. Недаром народная мудрость гласит: «Умение общаться- значит в счастье купаться».

В последние годы наблюдается значительное снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связывают с ухудшением здоровья детей и другими причинами. В связи с этим вопросы развития речи очень актуальны в наше время.
Хорошая речь — это залог успешного обучения детей в школе.
Какие же формы совместной деятельности педагога с детьми по повышению речевой активности выбрать для работы с детьми младшего дошкольного возраста?
Чтобы ответить на этот вопрос, мною были проанализированы возрастные особенности детей данного возраста
У 3-4 леток речь развивается довольно-таки быстро. Обычно, ребенок к трем годам практически усваивает родной язык. Словарь трехлеток растет с каждым днем: в месяц в их обиход входит до 100 новых слов. Четырехлетний ребёнок уже имеет словарный запас из около 2 тысяч слов, который содержит все части речи. В основном они пользуются глаголами и существительными, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действия и состояния. И начинают активно употреблять прилагательные и местоимения. У детей этого возраста становится лучше звуковое оформление слов, фразы звучат более развернуто. Следует отметить, что не все дети развиваются одинаково.
В нашей группе 29 детей, из них 4ро детей совсем не разговаривают. 6ро детей говорят, но не все слова понятны. 19 детей – это 65% группы разговаривают понятно.
У некоторых ребятишек отмечается небольшое отставание в речи: они говорят нечётко, слова и отдельные звуки произносят неверно. Дети частенько сокращают слова, пропускают и переставляют звуки и слоги. Далеко не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже. Речь трехлетних детей однотипна и проста. Однако уже в таком раннем возрасте детишки проявляют интерес к словам.
Поэтому мы большее внимание уделяем активизации речи детей.
Как же активизировать речь ребенка?
Для успешного развития малыша нужно создать условия. Такие условия должны быть созданы как в дошкольном учреждение, так и в семье.
Развивающая среда обеспечивает разные виды активности младшего дошкольника (речевой, умственной, физической и игровой) и будет успешно формировать его самостоятельную речевую деятельность. На этом я останавливаться не буду, так как для каждого возраста, каждой программы – своя речевая среда.
Поэтому я остановлюсь на методах и приемах, которые способствуют активации речевой деятельности младших дошкольников.
Мы используем в своей работе следующие методы и приемы:
«Приговариваем» – это использование народных песенок, потешек, пословиц и поговорок, которые доставляют малышам большую радость.
Так младшие дошкольники улавливают ритм речи, вслушиваются в звуки и слова, постепенно осознавая смысл сказанного. Огромное количество устных народных произведений создано и для развития двигательной активности детей, что непосредственно связано с речевым развитием. Образность помогает запомнить слова и побудить к говорению.
«Имитация». Мы играем с детьми в такие игры, где можно представить себя в виде какого – то предмета и придумать, что может делать этот предмет. Уже в три года ребенок способен представить себя машиной, птичкой или самолётом и с радостью пытается описать всё, что может происходить.
Наши дети любят «Ролевые игры» они помогают выполнять элементарные сюжетно-ролевые действия.
Например, мы играем с помощью телефона, ребенок понарошку звонит сказочным персонажам, близким…. Эта игра стимулирует речь и коммуникативные навыки малышей, способствует формированию его уверенности в себе, фантазии.
Активизировать речь малышей можно, предложив им участвовать в музыкальных играх. Подпевать и пританцовывать. Дети приходят в восторг от народных игр или детских песенок, слова которых начинают повторять. Эту работу мы начинаем с музыкальным руководителем. Она знакомит их с новыми играми их правилами, музыкой. В группе мы продолжаем играть в такие игры.
Так как у дошкольников основной способ восприятия визуальный, то мы используем прием «Развиваем речь по картинкам»
Загадки – обманки – это веселые загадки с неожиданными ответами. Суть загадок – обманок в том, что ответ, который хочется дать в рифму, не является правильным. Нужно совсем немножечко подумать, чтобы догадаться, какое слово является разгадкой на самом деле. Подобные загадки – обманки учат ребенка думать и быть внимательным, не поддаваться на хитрый обман. А еще они развивают чувство юмора. Например
В будке во дворе живет, В магазин бегут старушки
На прохожих лает… Покупать себе….
(не кот, а собака) (не игрушки, не ватрушки и не подушки, а кефир)
Звукоподражание,
Рассматривание картин
Драматизации сказок эти методы известны всем педагогам, на них я заострять ваше внимание не буду.
Большую помощь нам оказывают развивающие дидактические игры. Например, такие, как: «Какой это предмет?», «Угадай, какая игрушка», «Опиши куклу», «Таинственная коробка», «Скажи, какой предмет», «Волшебный мешочек».
По данной теме включаем в работу родителей. Обращаем внимание на то, как ребенок говорит, что говорит, что рассказывает. Обучаем родителей приемам для активизации речевой деятельности.
Готовим консультации как устно, так и письменно. Предлагаем на выходные дни дидактические игры для речевого развития. И сейчас у нас в планах включать в работу видеоматериалы Щелкуновой Ольги Викторовны. В последнее время стали часто использовать видео зарисовки как играют наши дети, как общаются друг с другом.
Развивать речь детей в ДОУ необходимо гармонично, системно, в соответствии с их возрастом. Так как речевые упражнения сочетаются с двигательной и познавательной деятельностью малыша, то он развивается всесторонне. А настоящей наградой для нас станет грамотная, богатая, эмоционально окрашенная речь наших воспитанников.

раз.р.ppt