Автор: Синина Наталья Симионовна
Мастер –класс для педагогов « Нетрадиционные пальчиковые игры
как средство развития речи дошкольников»
Актуальность
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.
Цель
Познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе; формирование речевых навыков у детей посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр
Задачи
1. Раскрыть актуальность пальчиковой гимнастики
2. Определить сущность взаимосвязи пальчиковых игр с речевым развитие детей дошкольного возраста
3. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики у детей
Ход мастер – класса
Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада видеть вас на своем мастер –классе. Сегодня мы с вами поговорим о нетрадиционных пальчиковых играх как средство развития речи дошкольников.
Ученые давно установили, что развитие речи находиться в прямой зависимости от тонких движений пальцев. Поэтому развитию мелкой моторики у детей уделяется большое внимание. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребенка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.
Самый благоприятный период для развития речи –до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе речь ребенка. Основным видом деятельности дошкольника является игра. В связи с этим заниматься развитием пальцев рук ребенка желательно в форме игры.
Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть
традиционными и нетрадиционными.
Традиционные это: пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением
и без; самомассаж (поглаживание, разминание); игры — конструкторы,
мозаика, шнуровка, игры с вкладышами и т. д.; кукольные театры:
пальчиковый, перчаточный, театр теней; игры с бумагой, песком, водой; лепка
из глины, теста, пластилина; игры на развитие тактильных ощущений
«гладкое – шершавое», «чудесный мешочек» и т. д, и т. п
Нетрадиционные: самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими
орехами, карандашами, массажными щётками; пальчиковые игры, с
использованием разнообразного материала: бросовым, природным,
хозяйственно-бытовым.
Сегодня я предлагаю Вам поиграть в нетрадиционные пальчиковые
игры, которые использую в своей работе:
1. Пальчиковая игра « Башмачки»
Берем пластмассовые крышки от бутылок ( 2 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательный и средний пальцы, « идем» пальцами, как ножками, не отрывая « обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. Это игра с речевым сопровождением.
После каждого двустишия – смена рук.
Катя туфли потеряла
Долго плакала, искала
( другая рука)
В крышки пальчики обула
Смела в них вперед шагнула.
( другая рука)
Пошла Катя на прогулку
По кривому переулку.
2. Пальчиковая игра « Мальчик –пальчик»
Мы знаем, что есть мячик Су –Джок, для массажа ладоней, но мы будем с вами использовать кольцо Су -Джок для массажа каждого пальчика. Предлагаю взять кольцо и последовательно надевать его на каждый пальчик с помощью речевого сопровождения:
— Мальчик –пальчик,
— Где ты был ( надеваем кольцо Су Джок на большой палец)
— С этим братцем в лес ходил, ( надеваем кольцо Су Джок на указательный палец)
— С этим братцем щи варил, ( надеваем кольцо Су Джок на средний палец)
— С этим братцем кашу ел ( надеваем кольцо Су Джок на безымянный палец)
— С этим братцем песни пел ( надеваем кольцо Су Джок на мизинец)
То же самое повторяем и пальчиками другой руки.
3.Игра с массажным ковриком « Травка»
С помощью этой игры я предлагаю провести массаж всей ладони.
Кладем коврик перед собой , ладонями на коврик и делаем на нем движения соответственно тексту:
На полянке, на лужайке
Целый день скакали зайки ( прыгаем всеми пальцами по коврику)
И катались по траве,
От хвоста до головы ( протыкаем ладони от основания к кончикам пальцев)
Долго зайцы так скакали,
Но напрыгались, устали ( «попрыгать» и «лечь» ладонями на коврик)
Мимо змеи проползали,
« С добрым утором!» — им сказали ( ладони по очереди ползут как змеи)
Стала гладить и ласкать,
Всех зайчат зайчиха –мать. ( ладони поочередно гладят коврик)
Еще один необычный способ нетрадиционных пальчиковых игр – пальчиковые шаги и сенсорные дорожки. Данная методика хорошо представлена в книге Тимофеевой Е.Ю. и Черновой Е.И. «Пальчиковые шаги». Взяв за основу данную методику, сшила сенсорные дорожки.
Предлагаю вам попробовать эту методику.
1. Ползу я по дорожке
Перебираю ножки
Мечтаю бабочкою стать
Чтоб по цветам легко порхать
( Каждым пальчиком левой руки « проползти» по дорожке, потом каждым пальчиком правой руки)
2. Домовенок Кузя
Ищет новый дом
Хочет быть хозяином
Поселиться в нем
( прошагать пальчиками правой руки, затем левой руки)
Пальчиковые шаги и сенсорные дорожки — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Ребенок вместе со взрослым проговаривает или слушает короткие стишки или рифмованные строчки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковые шаги как игру и с удовольствием выполняет все.
Детям очень нравятся «ходилки-шагалки». А чтобы было еще интересней, у нас есть такие «шагающие» игрушки. Сзади у них пришита бельевая резинка, куда продеваются указательный и средний пальчики. Такие игрушки легко «оживают» и с ними шагать веселее.
Предлагаю также попробовать наши « ходилки –шагалки»:
Разноцветный мячик
По дорожке скачет.
Прыгает, не бьется,
В руки не дается!
Я хочу подвести итог нашей встречи словами Василия Александровича Сухомлинского: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
РЕФЛЕКСИЯ.
Сегодня мы говорили о пальчиковых играх. Предлагаю попрощаться с помощью пальчиковой игры:
Мы (руки к груди)
славно (руки вперед)
потрудились (кулак на кулак),
Мы (руки к груди)
многое (руки вперед)
узнали (руки к голове),
Чуть-чуть (руки «щепоткой»)
добрее (руки к сердцу)
стали (руки вперед)
И дружно (руки в замок)
поиграли ( аплодисменты).
А сейчас прошу вас выразить свое ощущение от мастер-класса. Я вам раздам изображение ладони. Каждый палец отмечен своим настроением.
Большой палец – палец Радости,
Указательный – палец Недоумения,
Средний — Воодушевление,
Безымянный – Разочарования,
Мизинец – Удовольствия.
Прошу вас отметить тот палец, который совпадает с вашим настроением.
Всех благодарю за внимание и активное участие.