Мнемотаблицы как средство развития связной речи дошкольников.

Автор: Артонова Наталья Петровна
В зависимости от возраста ребенка – ему предлагается уже заполненная таблица (квадраты), либо таблица составляется совместно с ребенком, либо ребенок заполняет квадраты самостоятельно и пользуется их содержанием при рассказе.

Использование мнемотаблиц способствует развитию навыка обобщения, что позволяет формировать базу для совершенствования образного мышления, воображения, памяти, способности к замещению и пространственному моделированию. Эта способность является фундаментальной особенностью человеческого ума. В связи с этим, для развития у ребенка воображения, способности к различным преобразованиям, умения находить взаимосвязи, необходимо учить его «читать» графическую аналогию .Детям легче усвоить ассоциативные связи с любимыми известными и понятными сказочными героями, выполнить игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию ребенка. С учетом возрастных особенностей детей, работу необходимо начинать с простых, известных сказок: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок».

Рассмотрим работу по мнемотаблице в средней группе на примере сказки «Курочка Ряба». Детям рассказывается или читается сказка, выделяются главные герои, их действия. Затем воспроизводятся образы сказки рисунком в точной последовательности в девяти квадратиках, составляющих мнемотаблицу. Затем детям предлагается рассмотреть «волшебные квадраты» и послушать сказку еще раз с опорой на рисунки в квадратиках. Жили-были дед (нарисован в первом квадратике) и баба (во втором квадратике). И была у них курочка Ряба (третий квадратик здесь можно изобразить курочку или «заменитель» – две куриные лапки). Снесла курочка яичко. Да не простое, а золотое (четвертый квадратик). Дед бил-бил, не разбил. Баба била-била, не разбила (пятый квадратик – удар изображается символично стрелками вниз). Мышка бежала, хвостиком махнула (шестой квадратик – можно нарисовать мышку или длинный хвостик). Яичко упало и разбилось (седьмой квадратик). Плачет дед и плачет баба (восьмой квадратик – изображение слезинок). А курочка Ряба им говорит: «Не плачь, дед, не плачь, баба. Я снесу вам другое яичко. Не золотое, а простое» (девятый квадратик – нарисовать курочку и рядом простое белое яичко). Затем детям предлагают рассказать сказку на основе представленных по порядку картинок. От рисунка к рисунку, предложение за предложением ребенок учится рассказывать и пересказывать текст сказки. План пересказа в картинках помогает детям запомнить сюжет сказки и воспроизвести его самостоятельно.

Затем детям предлагают рассказать сказку на основе представленных по порядку картинок. От рисунка к рисунку, предложение за предложением ребенок учится рассказывать и пересказывать текст сказки. План пересказа в картинках помогает детям запомнить сюжет сказки и воспроизвести его самостоятельно. Для закрепления навыка связного высказывания рекомендуется дома рассказывать.

20200928_102958[1].jpg