Логоритмика как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

Автор: Карпенко Ирина Дмитриевна
Термин «Культура речи» и «Логоритмика» относится к сфере языковедения. С позиции современного языковедения «культура речи» включает владениями нормами устного и письменного литературного языка: правилами произношения, ударения, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, в соответствии с целями и содержанием речи. Термин «логоритмика» относится к сфере коррекции речи, она помогает детям более правильнее понять речевое произношение слов при помощи музыки и ритмических движений. А также, является формой активной терапии и представляет собой систему двигательных упражнений, связанных с речевой активностью.
Актуальность темы обусловлена тем, что логоритмика является составной частью речевой культуры. Интерес к проблеме методических основ педагогической работы в «логоритмике» как средства воспитания звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста связана, прежде всего, с важностью развития произносительной стороны и интонационной выразительности речи. Речевое общение создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности и социализации в целом. Овладев речью, ребёнок в дальнейшем осознаёт, планирует и регулирует своё поведение.
Новизна исследования заключается в попытке обобщить и систематизировать современную литературу по проблеме; теоретически выявить оптимальные условия реализации заявленной системы работы, способствующей повышению качества воспитанию звуковой культуры речи посредством логоритмических упражнений.
Термин «логоритмика»– это игровой метод работы с детьми, при котором используются музыкальные, двигательные и словесные элементы.
Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия: когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, как правило, перестает работать весь механизм. Задача логоритмики – сделать так, чтобы все работало слаженно и без сбоев. Кроме того, логопедическая ритмика отлично развивает моторику, координацию движений и речевое дыхание и способствует нормализации мышечного тонуса. Занятия логоритмикой тренируют память, внимание и восприятие (особенно слуховое) и весьма благотворно влияют на физическое состояние малыша, помогая ему сформировать правильные двигательные навыки.
Важны занятия для детей с недоразвитием речи, при котором страдает фонетика и смысловая сторона речи. Дети с таким диагнозом быстро устают, сложно усваивают материал. С помощью логоритмики, педагоги помогают детям преодолеть психологический барьер и адаптироваться в социальном плане.
Особенность логоритмики в том что, все существующие задания без проблем может выполнить человек, не имеющий никакой специальной подготовки. Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает – ребенок повторяет.
Упражнения по логоритмике включают в себя различные движения, слова, песни, звуки.
Ходьба является обязательным упражнением на каждом занятии.
Ритмичные движения с произношением слов помогают справиться с аномалиями речевого развития у дошкольников. Дети должны научиться маршировать по кругу, в паре, тройке, усвоить встречный шаг. Ходьба учит детей ориентироваться в пространстве, развивает правильную осанку. Упражнения на укрепление тонуса мышц помогают дошкольникам справиться со своими движениями, учат контролировать мышечный тонус.
Логоритмические упражнения для дыхательного аппарата укрепляют и сердечно-сосудистую систему. Выполнение этих заданий способствуют укреплению диафрагмального дыхания, тренируют продолжительность вдоха и выдоха.
Задания на развитие голоса заключаются в произнесении гласных и согласных звуков на выдохе. Тем самым у детей развивается сила, выразительность голоса. Танцевальные элементы в заданиях позволяют развивать моторику, чувствовать такт музыки.
Разнообразные речевые задания могут быть в сопровождении музыки, тогда ребенок должен научиться произносить строки в соответствии с музыкальным тактом. Это хорошо тренирует память, развивает выразительность речи. Практически все задания по логоритмике построены на игре.
Логоритмика позволяет преодолеть речевые патологии с помощью эстетического воспитания, корректирования двигательных навыков, сочетая при этом музыку, слова.
Логоритмика формирует и развивает:
 слуховое внимание;
 музыкальный, тембровый, динамический слух;
 ориентацию в пространстве;
 мелкую, общую моторику, мимику;
 кинестические ощущения;
 навык правильного употребления звуков в разных формах;
 согласование типа музыки с ее движениями, понимание ритма.
Объект исследования: развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: логоритмика как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить теоретические основы организации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста посредством логоритмических упражнений и воспитанием звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.
Гипотеза: воспитание звуковой культуры речи посредством логоритмики у дошкольников будет успешным если:
– выбраны эффективные методы развития речевого аппарата;
– использованы эффективные средства воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста;
– выбраны эффективные формы воспитания звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.
Исходя из определения цели в исследовании были поставлены задачи:
1. Рассмотреть сущность понятий «логоритмика», «звуковая культура речи» детей дошкольного возраста;
2. Описать программные задачи по теме воспитание звуковой культуры речи;
3. Изучить «логоритмику» как метод развития звуковой культуры речи детей дошкольного возраста;
4. Рассмотреть организацию работы по развитию звуковой культуры речи средствами логоритмики;
5. Подобрать диагностический материал по развитию звуковой культуры речи средствами логоритмики.
Для достижения поставленных задач использовали следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение и обобщение опыта педагогов практиков, сравнительный метод, анализ, синтез, сопоставление.

научно-исследовательская работа.docx