Автор: Пикмулова Алена Николаевна
ТЕХНОЛОГИИ ОТСМ-ТРИЗ-РТВ В ДЕТСКОМ САДУ.
Основной особенностью внедрения ТРИЗ-технологий в разных возрастных группах является ограниченность во времени и необходимость в сжатые сроки дать возможность детям освоить необходимые компетенции. Работу по технологии ТРИЗ в своей группе мы начали со старшего возраста. В своей деятельности опирались на маршрутные листы, разработанные авторским составом международной ассоциации ТРИЗ общественной организации «Волга-ТРИЗ» во главе с научным руководителем Т.А. Сидорчук, предназначенные для детей 4-5 лет (средняя группа). Так как именно этот маршрутный лист содержит основные компетенции, которые необходимо развить у детей в ходе работы по данной технологии. Педагогический процесс в данном направлении начался в новом учебном году. Первые две недели этого месяца работа с детьми не проводилась, так как это время является адаптационным для всех дошкольных учреждений. В этот период происходил подбор и изготовление основных необходимых пособий для работы с детьми. 45 С третьей недели мы начали знакомить детей с анализаторами и эмоциями – «помощниками умной головы». Анализаторы вводились нами постепенно. Сначала мы познакомили детей с тактильными и эмоциональными анализаторами – руки и сердце, затем – зрительными – глаза, слуховыми – уши; последними вводились обоняние и вкус – нос и язык. В связи со сжатыми сроками нами сразу были пройдены четыре этапа ознакомления с «помощниками умной головы». Предлагаю рассмотреть алгоритм работы по ознакомлению с анализаторами на примере тактильного, т.е. рук. Детям предлагалось показать свои руки, воспитателем проговаривалась фраза «У нас есть руки, и ими можно трогать объекты. Руки могут ощущать». Затем были организованы процессы обследования объектов руками. Детям было предложено повторять фразы «Руки – помощники умной головы», «Руки трогают, а голова понимает признаки объектов». Затем на универсальном пособии у незнайки дети находили руки и самостоятельно рассказывали об их возможностях. В режимных моментах нами закреплялось понятие о том, что у человека есть руки и они могут дать информацию умной голове о значениях признаков. Параллельно проводилась работа по ознакомлению детей с именами признаков. Причем знакомство с признаками для удобства восприятия происходило раньше во временном пространстве, чем с анализаторами. Для того чтобы избежать путаницы и повторов в своих действиях, воспитатели нашей группы разграничили свою деятельность, разделив между собой ознакомление детей с анализаторами и признаками. Таким образом, параллельно, двумя педагогами проводилась согласованная работа разной направленности. Так же вводятся остальные имена признаков : — начиная с 3 недели сентября, параллельно с влажностью – имя признака «действие», — с 4 недели – «температура» и «цвет», — с 5 недели «звук», «часть», «место», — с 6 недели «вкус», «запах», — с 7 недели «размер», «количество», «форма», — «рельеф», «вес», «направление», «материал», «время». После ознакомления с именами признака мы приступили к формированию умений задавать различные типы вопросов. Работу начали с вопросов восполняющего типа, т.е. начинающиеся со слов «какой, какие». Для работы с вопросами нами было изготовлено пособие. Работа началась с демонстрации значка вопроса. Детям было объявлено название этого вопроса «Какой? Какие?». Значок вопроса поместили на глазах детей в ячейку пособия. Затем дети самостоятельно поставили любую картинку, изображающую объект по своему усмотрению. Рядом с ним знак имени признака. Совместно с детьми прочитали получившийся вопрос. В течение недели в свободное время побуждали детей самостоятельно выкладывать знаки и читать вопросы. Со следующей недели составляли и читали вопросы, меняя карточки местами, выбирая наиболее благозвучные варианты. Остальные типы вопросов вводились в следующем порядке: 1. Описательный, начинающийся со слов «что», «где», «как», «кто». 2. Каузальный (почемучкин вопрос), начинающийся со слов «почему», «отчего», «зачем». 3. Оценочный, начинающиеся ср слов «что хорошего», «что плохого». 4. Воображаемый, начинающиеся со слов «что было бы если», «что случилось бы если». 5. Уточняющий, начинающийся со слов «верно ли», «правда ли», «должен ли». Параллельно с работой по формированию умения задавать вопросы вторым педагогом проводилась работа по освоению детьми способов преобразования признаков объектов. Данный вид деятельности начинали с приема увеличение – уменьшение (с волшебника увеличение – уменьшение). В начале первой недели познакомили детей с волшебником 46 увеличение – уменьшение, познакомили с его возможностями. Схему преобразователя поместили на универсальное пособие. В течение этой же недели проводились игры на нахождение одинаковых объектов, разных по размеру, обсуждались проблемы, которые появляются в связи с этим явлением. Отмечали при чтении литературных произведений на волшебные преобразования: мальчикс-пальчик, великаны, Дюймовочка и т.д. Обсуждали проблемы, которые возникают в связи с данными явлениями. Начиная со следующей недели приступили к играм на увеличение или уменьшение отдельных признаков. Искали подобные примеры в литературе и обсуждали проблемы и их решения, возникающие в соответствии с этим. Аналогично вводились остальные преобразователи в следующей последовательности в соответствии с маршрутным листом: 1. Статики – динамики (волшебник оживления – окаменения) Слайд с волшебником 2. Дробление – объединение (волшебник «Дробления – объединения») Слайд с волшебником 3. Специализация – универсализация («Могу все – могу только») Слайд с волшебником 4. Наоборот (волшебник «Наоборот») 5. Приемы преобразования времени (волшебники «Зеркало времени», «Машина времени», «Быстрых минут», «Медленных минут», «Остановки времени», «Обратного времени», Перепутывания времени). Во время прогулок проводилась работа над развитием наблюдательности. Были изготовлены пособия для наблюдения – кольца наблюдений. Работа проводилась в соответствии с алгоритмом работы. Методы морфологического анализа и системный оператор прекрасно помогают раскрыть, проанализировать и изучить многие явления и объекты, с которыми программа обязывает нас знакомить детей. При этом активно развивая любознательность и интерес к поисковой деятельности. Метод маленьких человечков просто незаменим на занятиях экспериментальной направленности, он позволяет лучше усвоить самостоятельно полученные опытным путем знания о веществах, и лучше понять природу вещей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что выбранный нами алгоритм работы имеет свои положительные результаты. Возможно, мы не всегда проводили работу строго по маршрутному листу, который наметили заранее, но все направления работы, намеченные в начале года, были пройдены