Автор: Казакова Галина Николаевна
ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ СВОЕГО НАРОДА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПО ТЕМЕ:
«НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ»
Воспитатель СП «Детский сад № 17» ГБОУ СОШ «Образовательный центр» им. Е.М. Зеленова п.г.т. Новосемейкино Казакова Галина Николаевна
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны
Главной целью ДОУ в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания.
В воспитании чувств патриотизма у дошкольников, педагоги должны использовать различные формы и методы организации деятельности детей. В своей работе педагоги могут использовать следующие методы:
1. Целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам, в краеведческий музей и т. д;
2. Рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и родного города, посёлка;
3. Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь взрослых, изменения в облике города, района, посёлка, улицы, воздвигаемых новостройках и т. п.);
4. Демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций;
5. Знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми;
6. Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников;
7. Посещение тематических выставок или их самостоятельная организация;
8. Участие в посильных общественно-полезных работах (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. п.);
9. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой посёлок, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания);
10. Знакомство с народным творчеством, вышивкой, росписью.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину — задача особенно актуальная сегодня, и не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
«Мини — музей» — это одна из форм приобщения детей к предметам народного быта и старины. Знакомит дошкольников с изделиями народных промыслов, с символикой русского декоративного искусства и её значением.
Знакомство детей с бытом и традициями русского народа имеет важное значение в нравственном и патриотическом воспитании дошкольников как полноправных граждан России. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которого оно является.
Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства.
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.
Вся работа, выстроенная в определённую систему, позволяет сформировать у дошкольников элементарные, необходимые и доступные для дошкольного возраста представления о родном крае, о русской народной культуре в целом.
Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности народов России: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. Народное искусство обладает большими воспитательными возможностями. И этому вопросу сейчас вновь уделяется немало времени. И здесь, как и в любом другом вопросе педагогам, нельзя обойтись без помощи семьи и родителей.
Детей следует как можно раньше приобщать к народной культуре. Овладевая специальными знаниями и умениями, дошкольники с увлечением включаются в изготовление предметов декоративно-прикладного искусства. Это благоприятно сказывается на их общем художественном развитии, формировании творческого начала, приучает к старательному, добросовестному труду.
Народное искусство богато и разнообразно. В дошкольном возрасте начинается знакомство детей Хохломой, Гжелью, Городецкой и Жостовской росписями и Дымковской игрушкой. Эти виды декоративно — прикладного искусства проходят через все возрастные группы, они расширяются в содержании, усложняются элементы их украшения, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности и традиции.
Народное искусство воздействует на мир ребёнка. Оно помогает детям увидеть красоту окружающего мира и формирует желание участвовать в творческой деятельности, и умение сохранить то, что сделано до них.
Контакт с родителями и семьей имеет большое значение в решении задач нравственно-патриотического воспитания.
В рамках проектной деятельности общими усилиями детей, родителей и педагогов были созданы тематические альбомы по росписям: «Гжель», «Хохлома», «Городецкая роспись», «Дымковская роспись», «Жостовская роспись» народных мастеров России.
Заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
«О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов».
Маханёва М. Д.
Список литературы
1. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М.: Сфера, 2007.
2. Корчажинская С. Воспитываем патриотов //Дошкольное воспитание. – 2006. № 6. – С. – 27.
3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Управление ДОУ. – 2005. — № 1. – С. 36 -46.
4. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
5. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». М.: – Мозаика – Синтез, 2014.