Опытно-экспериментальная деятельность в процессе экологического воспитания дошкольников

Автор: Паныч Оксана Александровна

Опытно-экспериментальная деятельность в процессе экологического воспитания дошкольников

Исследовательское поведение для дошкольника — главный источник получения представлений о мире.

Наша задача — помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными:

• при выборе объекта исследования;

• при поиске метода его изучения;

• при сборе и обобщении материалов;

• при доведении полученного продукта до логического завершения — представления результатов, полученных в исследовании.

Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую

они получают от воспитателя. Следовательно, необходимо использовать практические методы.

Детское экспериментирование в условиях ДОУ:

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем, — опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельностиОпыт — это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях.

В организации и проведении опытов можно выделить несколько этапов:

1. Постановка проблемы (задачи).

2. Поиск путей решения проблемы.

3. Проведение опытов.

4. Фиксация наблюдений.

5. Обсуждение результатов и формулировка выводов.

Познавательная задача эксперимента должна быть ясно и четко сформулирована. Ее решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах

наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются

способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное

значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей.

Очень важно, что в процессе проведения опытов задействован каждый ребенок. Особенно интересно детям экспериментировать с предметами живой природы. Так, посадив лук дети наблюдают. Результаты наблюдений мы заносим в специально разработанный календарь. Дети фиксируют в строке «Погода» каждодневные ее изменения с помощью символов (тучи, солнце, дождь и пр.).

В процессе проведения исследовательской деятельности мы развиваем экологическую грамотность детейвоспитываем активную природоохранную позицию.

Исследуются и объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, магнит и пр.

Для того чтобы наглядно проследить изменения в живой и неживой природе, происходящие от сезона к сезону, мы используем различные модели календарей наблюдений.

Для того чтобы научить малышей выделять простейшие связи в наблюдаемых природных процессах, работу с ними мы начинаем с 4 лет.

В этом возрасте развиваем у детей представление об отдельных, часто встречающихся явлениях неживой природы (осадки — снег, дождь, град; свойства песка, воды; утро — вечер, день — ночь и т. д., а также знакомим с объектами живой природы — комнатными и дикорастущими растениями, дикими и домашними животными. В результате дети приобретают определенный багаж знаний о мире природы. У них возникает познавательный интерес к объектам природы, желание узнавать новое о свойствах вещей, активно исследовать их. Они задают вопросы: «Почему осенью улетают птицы? Где зимой живут жучки и бабочки? Почему снег в комнате тает?» В этом возрасте внимание детей становится более устойчивым, они могут довольно долго наблюдать за животными и растениями.

Сущность наблюдений заключается в чувственном познании природных объектов через различные формы восприятия — зрительную, слуховую, тактильную, кинестетическую, обонятельную и др. Детей знакомят с небольшим количеством растений в помещении и на участке. Рассматривая их, наблюдая за их ростом и развитием в разных условиях внешней среды, дошкольники учатся различать растения, правильно называть, ориентируясь на характерные признаки — форму, размер, окраску листьев, плодов, цветов, стеблей. Помимо содержания чрезвычайно важно определить организационно-методические формы проведения наблюдений за объектами природы.

Педагогический процесс должен быть построен таким образом, чтобы интерес детей постоянно расширялись.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *