Игры на развитие эмоционально-волевой сферы, способствующие коррекции настроения, поведения и психомоторики детей.

Автор: Корсакоыва Вера Николаевна

 

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы, способствующие коррекции настроения, поведения и психомоторики детей.

 

Цели:

1. Образовательная.

а) познакомить с основными эмоциями: интерес: радость, удивление, грусть, гнев, страх,  стыд;

б) учить распознавать  эмоциональные  проявления других людей  по различным
признакам (мимика, пантомимика, интонация);

в) обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные
эмоции, чувства, настроения, их оттенки.

2. Воспитательная.

а) способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка;

б) способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально — приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими);

в) отреагировать    имеющиеся    отрицательные    эмоции    (страх, гнев  и   др.),
препятствующие полноценному личностному развитию ребенка.

Методические приемы:

1.  Словесные, настольно-печатные и подвижные игры.

1.   Рисование эмоций.

2.   Проигрывание этюдов на передачу различных эмоций и чувств.

ИГРЫ

1. «Угадай эмоцию»

На столе картинкой вниз выкладываются схематическое изображение эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка — по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

На первых порах взрослый может подсказать ребенку возможные ситуации, но надо стремиться к тому, чтобы ребенок сам придумал (вспомнил) ту ситуацию, в которой возникает эмоция.

Остальные дети — зрители должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его сценке.

2.  «Лото настроений»

Материал: наборы картинок,  на которых изображены животные с различной мордочкой. Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции (или изображает сам, описывает словами, описывает ситуацию и т.д.). Задача детей: в своем наборе отыскать животное с такой же эмоцией.

3.  «Пиктограммы»

Материал: 2 набора карточек, один целый, другой нарезанный.

а) определить по пиктограмме, какой человек: веселый или грустный, сердитый или
добрый и др.;

б) по второму набору пиктограмм (разрезанному): разрезанные шаблоны
перемешиваются между собой, детям предлагается найти и собрать шаблоны;

в) игра в парах: у каждого участника свой набор пиктограмм. Один участник берет пиктограмму и,не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную своим партнером. После этого 2 выбранные картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.

4. «Как ты себя сегодня чувствуешь?»

Материал: карточки с разными оттенками настроения.

Он должен выбрать ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы, друга, кошки и т.д.

5. «Классификация чувств»

Материал: карточки с разными оттенками настроения.

Разложить карточки по следующим признакам: какие нравятся, какие не нравятся.

 

Затем назвать эмоции, изображенные на карточках, поговорить. Почему он их так разложил.

6. «Встреча эмоций»

Использовать разложенные на 2 группы карточки и попросить представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится, и так, которая неприятна.

Ведущий изображает «хорошую», ребенок «плохую». Затем они берут карточки из противоположной кучки и так меняются. Объяснить: какое выражение лица будет при встрече 2-х эмоций, как их можно помирить.

7.  «Испорченный телефон»

Все участники игры, кроме 2-х закрывают глаза («спят»). Ведущий молча показывает первому участнику (именно он не закрывают глаза) какую-либо эмоцию при помощи мимики и/или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит»третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.

Ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что «телефон» был полностью исправен.

Вопросы при обсуждении:

1.  «По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?»;

1.   «Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?»;

2.   «Трудно ли было тебе понять другого участника?»;

3.   «Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?».

8. «Снимается кино»

Среди детей выбирается сценарист и режиссер. Они ищут исполнителя главной роли. Всем претендентам дается задание: сценарист называет какого-нибудь сказочного героя, а режиссер называет любое настроение (эмоцию). Актер должен произнести какую-нибудь фразу от лица этого персонажа с заданной интонацией.

9. «Рисуем настроение»

Это задание очень многогранно по своим целям и способам воплощения. Вот некоторые варианты заданий:

1.  Выполнение рисунка на тему: «Мое настроение сейчас».

1.   Каждый  рисует  эмоцию,   какую  он  хочет.  После  выполнения  задания  дети обсуждают, какое настроение пытался передать автор.

2.   Каждый ребенок вытягивает карточку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить.

Рисунки могут быть сюжетные («нарисуй Бармалея, от которого сбежали всеигрушки, или ситуацию из твоей жизни, когда ты очень удивился»), так и абстрактные, когда настроение передается через цвет, характер линий (плавные илиугловатые, размашистые или мелкие, широкие или тонкие и пр.), композицию различных элементов. Последние («абстрактные рисунки») в большей степени способствуют отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения),развитию воображения, самовыражения.

10.    «Рассматривание картинки»

Материал:   сюжетные   или  предметные   картинки  с   изображением различных настроений.

Вопрос: «Какое настроение испытывает девочка на одной и на другой картинке?».

11. Один ребенок называет какое-нибудь животное, а другой — любую эмоцию

(например: «слон» и «радость»). Третий ребенок должен пройтись по комнате так, как ходит животное, переживающее это чувство.

12. Ребенок называет любое число от 1 до 7. Другой ребенок изображает чувство, которое соответствует названному числу.

Материал: карточки, на одной стороне которых написаны цифры, на другой -названия эмоций.

1. Страх. 2. Удивление. 3. печаль. 4. Радость. 5. Интерес. 6. Гнев. 7. Вина.

13.»Зеркало»

Один ребенок «зеркало», другой изображает какую-либо эмоцию (например: гнев губы сжаты, брови нахмурены; удивление — рот чуть-чуть приоткрыт, кончики бровей приподняты, глаза широко открыты), а другой придает своему лицу то же самое выражение.

14. «Тренируем эмоции»

Попросите ребенка нахмуриться — как:

—         осенняя туча,

—         рассерженный человек,

—         злая волшебница.

улыбнуться, как:

—         кот на солнце,

—         само солнце,

—         как Буратино,

—         как хитрая лиса,

—         как радостный ребенок,

—         как будто ты увидел чудо.                                              

позлись, как:

—         ребенок, у которого отняли мороженое,

—         два барана на мосту,

—         как человек, которого ударили.

испугайся, как:

—         ребенок, потерявшийся в лесу,

—         заяц, увидевший волка,

—         котенок, на которого лает собака.

устань, как:

—         папа после работы,

—         муравей, поднявший тяжелый груз,

отдохни, как:

—         турист, снявший тяжелый рюкзак,

—         ребенок, который много потрудился, но помог маме,

—         как уставший воин после победы.

—          

—         УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СЛОВАРНОГО ЗАПАСА.

—         1.  «Назови похожее»

—                     Цель: активизировать словарный запас за счет слов,  обозначающих различные эмоции.

—         Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение, или разыгрывает сам), а дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию. Можно разделить детей на две команды. Представители каждой команды по очереди называют синонимы. Выигрывает та команда, которая последней назвала слово.

—         2.  Рассматривание картинки и картины, где изображены люди, лица, отгадываем и

—         называем, какое настроение у этого человека, предполагаем, почему оно такое.Словарь: веселое, хорошее, сердитое, плохое, печальное, угрюмое, подавленное.

—         3.  Пытаемся определить и назвать какое выражение глаз.

—                                            Словарь: насмешливое, хитрое, озорное, бесшабашное, печальное, обиженное, злое, злобное, безумное, испуганное, жалкое, умоляющее, просящее, жалостливое.

—         4.Подобрать слова к картинке, на которой изображены веселящиеся дети.

—          Словарь: радость, веселье, праздник, восторг, ликование.

—         5.Подбираем слова к картине с печальным сюжетом.

—                   Словарь: грусть, тоска, печаль, уныние, горе, хандра.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ, ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ЭМОЦИЙ

—         1.»Кто скажет о нем (имя) хорошее».

—         (ребенок, не сумевший «вписаться» в отношения со сверстниками).

—         2.»Кто может найти добрые, хорошие слова для …» (ребенка, воспитателя, куклы, книги и т.п.).

—         3.»Кто расскажет о себе хорошее».

—         Вариант: упражнение с зеркалом. Начало: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи, я ль на свете всех милее …», а дальше нужно придумать «гимн» себе, или другу, маме, папе, бабушке, дедушке.

 

Задачи:

1.  Мальчик заходит в комнату и говорит тихим голосом: «Мама, иди посмотри, там вода разлилась». Почему мальчик говорит тихо? Что ему скажет мама?

1.   Девочка увидела новую куклу у подруги и стала просить: «Дай мне твою куклу, дай я возьму ее домой, немного поиграю и отдам!» Почему она стала так просить? Что скажет ей девочка?

2.   Девочка пришла из детского сада без пуговицы. Мама ее спросила: «Ты потеряла пуговицу!» Девочка ответила: «Нет, приходил бегемот и съел мою пуговицу».Почему девочка так сказала? Что ответила ей мама?

3.   Мальчик очень не хотел вставать рано утром, и идти в садик. Он сказал маме: «Я заболел, у меня болит животик». Мама забеспокоилась и предложила ему горькое лекарство. Что сказал мальчик маме? Что сделала мама?

4.   Девочки поссорились и стали говорить друг другу: «Уходи, я не хочу с тобой играть! » — «Ну и уйду, не буду с тобой дружить!» Почему они так говорили? Как можно было еще говорить? Как бы ты сказал?

5.   Ребята разговаривают так: «Я был в космосе и видел там Большую медведицу»— «А я был на Луне и играл там с лунятами!» Как ты думаешь, почему они так говорили?

6.   Сын огорчил маму, она сказала ему: ‘»Я не могу любить такого мальчика!» Что ответил ей мальчик?

7.   Девочка укладывает спасть своих кукол и поет им песню. Брат кричит ей:«Перестань, надоело слушать!» Почему он так кричит? Что ответила ему девочка?

10. «Купи мне мороженое» — кричал и плакал мальчик. Почему он так делал? Что говорила ему мама?

11. Бабушка читает газету, а внук ей мешает. Почему он так делает? Что скажет ему бабушка?

12. Дедушка похвалил внука за помощь, а внук ответил: «Ерунда, не стоит благодарности!» Почему он так ответил? Что ему сказал дед?

13.Мальчик с мамой едет в автобусе. Все места у окон заняты, а мальчик просит:«Хочу к окошку…» Почему он так просил? Что ему ответила мама?

14. Мальчик сделал маме подарок, но нечаянно уронил его и испортил. Он огорчился и заплакал. Что ему сказала мама? Почему она так сказала? Что ответил ей мальчик?

15.Девочка вошла в ванную чистить зубы, но ей не хотелось этого делать. Она посидела в ванной и вышла оттуда. Мама спросила: «Ты почистила зубы?» Как ты думаешь, что ответила девочка?

16. Мама вошла в комнату сына и у нее от удивления брови полезли вверх. Как ты считаешь, почему это могло произойти?

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *