Автор: Корсакоыва Вера Николаевна
Игры на развитие эмоционально-волевой сферы, способствующие коррекции настроения, поведения и психомоторики детей.
Цели: 1. Образовательная. а) познакомить с основными эмоциями: интерес: радость, удивление, грусть, гнев, страх, стыд; б) учить распознавать эмоциональные проявления других людей по различным в) обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные 2. Воспитательная. а) способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка; б) способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально — приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими); в) отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и др.), Методические приемы: 1. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры. 1. Рисование эмоций. 2. Проигрывание этюдов на передачу различных эмоций и чувств. ИГРЫ 1. «Угадай эмоцию» На столе картинкой вниз выкладываются схематическое изображение эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка — по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. На первых порах взрослый может подсказать ребенку возможные ситуации, но надо стремиться к тому, чтобы ребенок сам придумал (вспомнил) ту ситуацию, в которой возникает эмоция. Остальные дети — зрители должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его сценке. 2. «Лото настроений» Материал: наборы картинок, на которых изображены животные с различной мордочкой. Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции (или изображает сам, описывает словами, описывает ситуацию и т.д.). Задача детей: в своем наборе отыскать животное с такой же эмоцией. 3. «Пиктограммы» Материал: 2 набора карточек, один целый, другой нарезанный. а) определить по пиктограмме, какой человек: веселый или грустный, сердитый или б) по второму набору пиктограмм (разрезанному): разрезанные шаблоны в) игра в парах: у каждого участника свой набор пиктограмм. Один участник берет пиктограмму и,не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную своим партнером. После этого 2 выбранные картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения. 4. «Как ты себя сегодня чувствуешь?» Материал: карточки с разными оттенками настроения. Он должен выбрать ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы, друга, кошки и т.д. 5. «Классификация чувств» Материал: карточки с разными оттенками настроения. Разложить карточки по следующим признакам: какие нравятся, какие не нравятся.
Затем назвать эмоции, изображенные на карточках, поговорить. Почему он их так разложил. 6. «Встреча эмоций» Использовать разложенные на 2 группы карточки и попросить представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится, и так, которая неприятна. Ведущий изображает «хорошую», ребенок «плохую». Затем они берут карточки из противоположной кучки и так меняются. Объяснить: какое выражение лица будет при встрече 2-х эмоций, как их можно помирить. 7. «Испорченный телефон» Все участники игры, кроме 2-х закрывают глаза («спят»). Ведущий молча показывает первому участнику (именно он не закрывают глаза) какую-либо эмоцию при помощи мимики и/или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит»третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры. Ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что «телефон» был полностью исправен. Вопросы при обсуждении: 1. «По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?»; 1. «Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?»; 2. «Трудно ли было тебе понять другого участника?»; 3. «Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?». 8. «Снимается кино» Среди детей выбирается сценарист и режиссер. Они ищут исполнителя главной роли. Всем претендентам дается задание: сценарист называет какого-нибудь сказочного героя, а режиссер называет любое настроение (эмоцию). Актер должен произнести какую-нибудь фразу от лица этого персонажа с заданной интонацией. 9. «Рисуем настроение» Это задание очень многогранно по своим целям и способам воплощения. Вот некоторые варианты заданий: 1. Выполнение рисунка на тему: «Мое настроение сейчас». 1. Каждый рисует эмоцию, какую он хочет. После выполнения задания дети обсуждают, какое настроение пытался передать автор. 2. Каждый ребенок вытягивает карточку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить. Рисунки могут быть сюжетные («нарисуй Бармалея, от которого сбежали всеигрушки, или ситуацию из твоей жизни, когда ты очень удивился»), так и абстрактные, когда настроение передается через цвет, характер линий (плавные илиугловатые, размашистые или мелкие, широкие или тонкие и пр.), композицию различных элементов. Последние («абстрактные рисунки») в большей степени способствуют отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения),развитию воображения, самовыражения. 10. «Рассматривание картинки» Материал: сюжетные или предметные картинки с изображением различных настроений. Вопрос: «Какое настроение испытывает девочка на одной и на другой картинке?». 11. Один ребенок называет какое-нибудь животное, а другой — любую эмоцию (например: «слон» и «радость»). Третий ребенок должен пройтись по комнате так, как ходит животное, переживающее это чувство. 12. Ребенок называет любое число от 1 до 7. Другой ребенок изображает чувство, которое соответствует названному числу. Материал: карточки, на одной стороне которых написаны цифры, на другой -названия эмоций. 1. Страх. 2. Удивление. 3. печаль. 4. Радость. 5. Интерес. 6. Гнев. 7. Вина. 13.»Зеркало» Один ребенок «зеркало», другой изображает какую-либо эмоцию (например: гнев —губы сжаты, брови нахмурены; удивление — рот чуть-чуть приоткрыт, кончики бровей приподняты, глаза широко открыты), а другой придает своему лицу то же самое выражение. 14. «Тренируем эмоции» Попросите ребенка нахмуриться — как: — осенняя туча, — рассерженный человек, — злая волшебница. улыбнуться, как: — кот на солнце, — само солнце, — как Буратино, — как хитрая лиса, — как радостный ребенок, — как будто ты увидел чудо. позлись, как: — ребенок, у которого отняли мороженое, — два барана на мосту, — как человек, которого ударили. испугайся, как: — ребенок, потерявшийся в лесу, — заяц, увидевший волка, — котенок, на которого лает собака. устань, как: — папа после работы, — муравей, поднявший тяжелый груз, отдохни, как: — турист, снявший тяжелый рюкзак, — ребенок, который много потрудился, но помог маме, — как уставший воин после победы. — — УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СЛОВАРНОГО ЗАПАСА. — 1. «Назови похожее» — Цель: активизировать словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции. — Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение, или разыгрывает сам), а дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию. Можно разделить детей на две команды. Представители каждой команды по очереди называют синонимы. Выигрывает та команда, которая последней назвала слово. — 2. Рассматривание картинки и картины, где изображены люди, лица, отгадываем и — называем, какое настроение у этого человека, предполагаем, почему оно такое.Словарь: веселое, хорошее, сердитое, плохое, печальное, угрюмое, подавленное. — 3. Пытаемся определить и назвать какое выражение глаз. — Словарь: насмешливое, хитрое, озорное, бесшабашное, печальное, обиженное, злое, злобное, безумное, испуганное, жалкое, умоляющее, просящее, жалостливое. — 4.Подобрать слова к картинке, на которой изображены веселящиеся дети. — Словарь: радость, веселье, праздник, восторг, ликование. — 5.Подбираем слова к картине с печальным сюжетом. — Словарь: грусть, тоска, печаль, уныние, горе, хандра. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ, ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ЭМОЦИЙ — 1.»Кто скажет о нем (имя) хорошее». — (ребенок, не сумевший «вписаться» в отношения со сверстниками). — 2.»Кто может найти добрые, хорошие слова для …» (ребенка, воспитателя, куклы, книги и т.п.). — 3.»Кто расскажет о себе хорошее». — Вариант: упражнение с зеркалом. Начало: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи, я ль на свете всех милее …», а дальше нужно придумать «гимн» себе, или другу, маме, папе, бабушке, дедушке.
Задачи: 1. Мальчик заходит в комнату и говорит тихим голосом: «Мама, иди посмотри, там вода разлилась». Почему мальчик говорит тихо? Что ему скажет мама? 1. Девочка увидела новую куклу у подруги и стала просить: «Дай мне твою куклу, дай я возьму ее домой, немного поиграю и отдам!» Почему она стала так просить? Что скажет ей девочка? 2. Девочка пришла из детского сада без пуговицы. Мама ее спросила: «Ты потеряла пуговицу!» Девочка ответила: «Нет, приходил бегемот и съел мою пуговицу».Почему девочка так сказала? Что ответила ей мама? 3. Мальчик очень не хотел вставать рано утром, и идти в садик. Он сказал маме: «Я заболел, у меня болит животик». Мама забеспокоилась и предложила ему горькое лекарство. Что сказал мальчик маме? Что сделала мама? 4. Девочки поссорились и стали говорить друг другу: «Уходи, я не хочу с тобой играть! » — «Ну и уйду, не буду с тобой дружить!» Почему они так говорили? Как можно было еще говорить? Как бы ты сказал? 5. Ребята разговаривают так: «Я был в космосе и видел там Большую медведицу»— «А я был на Луне и играл там с лунятами!» Как ты думаешь, почему они так говорили? 6. Сын огорчил маму, она сказала ему: ‘»Я не могу любить такого мальчика!» Что ответил ей мальчик? 7. Девочка укладывает спасть своих кукол и поет им песню. Брат кричит ей:«Перестань, надоело слушать!» Почему он так кричит? Что ответила ему девочка? 10. «Купи мне мороженое» — кричал и плакал мальчик. Почему он так делал? Что говорила ему мама? 11. Бабушка читает газету, а внук ей мешает. Почему он так делает? Что скажет ему бабушка? 12. Дедушка похвалил внука за помощь, а внук ответил: «Ерунда, не стоит благодарности!» Почему он так ответил? Что ему сказал дед? 13.Мальчик с мамой едет в автобусе. Все места у окон заняты, а мальчик просит:«Хочу к окошку…» Почему он так просил? Что ему ответила мама? 14. Мальчик сделал маме подарок, но нечаянно уронил его и испортил. Он огорчился и заплакал. Что ему сказала мама? Почему она так сказала? Что ответил ей мальчик? 15.Девочка вошла в ванную чистить зубы, но ей не хотелось этого делать. Она посидела в ванной и вышла оттуда. Мама спросила: «Ты почистила зубы?» Как ты думаешь, что ответила девочка? 16. Мама вошла в комнату сына и у нее от удивления брови полезли вверх. Как ты считаешь, почему это могло произойти? |