Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Фенечка» Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации: 1 года
2 июля, 2025
fgosonline

Чек-лист
«Как успешно подготовиться к аттестации»
Подпишитесь на нашего бота в Telegram, чтобы забрать чек-лист
Получить чек-листАвтор: Халиулина Алена Николаевна
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образовательной программы 3-22
1. Пояснительная записка……………………………………………… 3-4
2. Цель и задачи дополнительной образовательной программы………………………3
3. Содержание программы…………………………….……………………………….…4
4. Планируемые результаты…………………………………………………………… 5
Раздел 2. Условия реализации программы ………………………………………… 5
1. Материально-техническое обеспечение……………………………………………………………………………….5
2. Кадровое обеспечение………………………………………………………………….6
3. Учебный (тематический) план дополнительной образовательной программы………………………………………………………………………………6-7
4.Календарный учебный график…………………………………………………………………………………….7
5. Оценочные материалы (диагностика, мониторинг)………………………………………………………………………….. 8
6. Методические материалы……………………………………………………………………………….10
7. Приложение (перспективный план) ……………………………………………. 11-22
Раздел I
Комплекс основных характеристик дополнительной образовательной программы
1. Пояснительная записка
1.1 Краткая характеристика предмета
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка художественно-эстетической направленности «Фенечка» разработана для дошкольников 6-7лет на основе техники плетения из узелков, способствующая когнитивному и творческому развитию дошкольника.
1.2. Актуальность
Макраме является одним из древнейших направлений декоративно-прикладного искусства. Считается, что искусство плетения узелков происходит из Китая и Японии, но плетеные изделия были найдены и в других странах, например в египетских пирамидах, им более четырех тысяч лет.
Как в древнем мире, так и теперь, узелковое плетение применяется для украшения одежды. Это разнообразные накидки, кружева, пояса, перчатки. Очень красиво смотрятся сумочки и кошельки, выполненные в технике макраме.
Предлагаемая система практических занятий на кружке позволит формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также поможет детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Занятия в кружке дают широкую возможность для раскрытия творческой индивидуальности и фантазии, способствуют трудовому, эстетическому, нравственному воспитанию, развивают усидчивость и аккуратность.
1.3. Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной программы является различные виды плетения, способствующие формированию разнообразных практических навыков, воспитанию готовности к проявлению творчества в любом виде труда.
Продвижение каждого ребенка вперед идет своим темпом по индивидуальной траектории. Это позволяет добиваться результативности в развитии логических приемов мышления независимо от исходного уровня развития ребенка.
Основными принципами построения Программы являются:
— доступность изучаемого материала;
— эмоционально-насыщенная тематика занятий;
— проблемно-ситуативный характер занятий;
— вариативно-дифференцированное содержание занятий;
— опора на развитие самостоятельности мышления, индивидуального творчества;
— привлекательность, занимательность и образность содержания занятий;
-коммуникативный характер, раскрепощенная атмосфера, доброжелательность в отношениях между членами детского коллектива и взрослым.
2. Цель и задачи дополнительной образовательной программы
2.1 Цель
Создание условий для развития творческих способностей детей при помощи занятий макраме.
2.2 Задачи
Образовательные
1.Расширить общий и художественный кругозор через усвоение знаний русской культуры и истории браслетов из нитей.
2.Научить технике плетения и основным приёмам макраме в соответствии с программой.
3.Научить правильно, организовывать рабочее место.
4.Познакомить с историей возникновения узелкового плетения.
5.Учить создавать изделия по образцу или по собственному замыслу.
Развивающие
1.Развивать координацию движений, память, мелкую моторику рук, глазомер
и образное мышление.
2. Развивать самостоятельность и аккуратность при выполнении изделии.
3.Формировать эстетический и художественный вкус.
Воспитательные
1.Формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству.
2. Прививать основы культуры труда.
3.Воспитывать взаимоуважение, чувство коллективизма, желание помочь.
3.Содержание программы
3.1 Адресат программы
Возрастная категория: 6-7 лет.
Зачисление на обучение по программе осуществляется по желанию детей, по заявлению их родителей (законных представителей).
3.2. Логика построения программы
Основной формой реализации программы являются специально организованные групповые занятия (8-10 человек), которые проводятся с учетом специальных требований, предъявляемых к образовательному процессу с детьми.
— занятия проводятся во второй половине дня, протяженностью до 30 минут.
— каждое занятие представляет тематическую и игровую целостность.
— распределение учебной нагрузки на занятии соответствует возможностям и уровню психического развития ребенка.
-широкое использование наглядности, максимальное использование натуральных объектов, использование различных материалов и техник.
-осуществление индивидуального подхода с учетом состояния сохранных, нервно-психических функций и положительных свойств личности.
Структура занятия
Занятия проводятся с подгруппой детей.
Общая организационная часть. Знакомство с новыми материалами (просмотр изделий). Практическое выполнение приёмов и образцов. Уборка рабочего места.
Правила безопасности проведения занятий
Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их можно только кольцом вперед с сомкнутыми лезвиями. Булавки с головками должны находиться в специальных коробочках либо в подушечках для игл.
Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы вязаное полотно оставалось всегда чистым, а на руках не оставалось мелких частиц. По окончанию работы все инструменты следует убирать вместе с неоконченной работой.
3.3 Сроки реализации
— программой предусмотрено 36 занятий в год.
-срок реализации программы год.
-занятие проводится 1 раза в неделю, длительность – 30 минут.
-продолжительность занятия вариативна: в зависимости от возраста и психофизического состояния детей, в соответствии с требованиями Сан Пи Н 2.4.1.3049-13
Требования к организации занятий
-проходят в игровой форме.
-проводятся в благопри¬ятной эмоциональной обстановке.
-поэтапное усложнение вида работы.
4. Планируемые результаты
Когнитивные:
В результате освоения программы обучающиеся будут знать:
основы техники безопасности при работе с режущими и мелкими предметами;
правила организации рабочего места;
краткую историю плетения;
слова, понятия, термины при плетении;
названия цветов спектра, их гармоничное сочетание;
о народных традициях, связанных с плетением;
уметь использовать в работе знания по технике безопасности;
определять материалы и инструменты, правильно пользоваться ими в работе;
применять основы цветоведения на практике;
владеть приёмами плетения;
плести браслет самостоятельно;
выполнять изделия по образцу под руководством педагога
Мотивационно — ценностные:
умение работать в команде, малой группе, парах;
формирование самостоятельности, собственного мнения;
формирование творческого подхода при решении проблемных ситуаций;
воспитание у дошкольников интереса к познавательной деятельности.
Раздел II
Условия реализации программы
2.1. Материально – техническое обеспечение
Помещение для занятий отвечает санитарно — техническим требованиям, обеспечивается теплом и электроснабжением в пределах общего режима здания, хорошо проветривается.
Кабинет оборудован:
детскими столами, стульями (по росту и количеству детей), ковром, шкаф для хранения методического материала. Нитки разной расцветки и толщины; силиконовые нити. Инструменты: дощечка, зажим, бусины, малярный скотч, ножницы, ивовые прутики, перья. Методическое обеспечение программы. Правила техники безопасности при работе. Схемы: основные узлы макраме. Образцы готовых изделий. Технологические карты, схемы изделия; демонстрационная магнитная доска, фланелеграф.
мультимедийное оборудование для демонстрации презентаций.
2.2 Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению должен владеть техникой плетения, иметь дошкольное педагогическое образование.
2.3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
№
п/п Название темы Количество часов
всего теория практика
1. Мониторинг 1 0,5 0,5
2. Вводное занятие. Презентация « История Макраме». Материалы и инструменты. Техника безопасности 1 0,5 0,5
3. Крепление нити на основу 1 0,5 0,5
4. Приём крепления на деревянную основу 1 0,5 0,5
5. Завязывавание простого узла на образцах 1 0,5 0,5
6. Последовательность плетения 3-прядной косички 1 0,5 0,5
7. Фенечка из пуговиц (крепление, простой узел) 1 0,5 0,5
8. Фенечка из пуговиц и бусин
Оформление выставки 1 0,5 0,5
9. Поделка «Гусеница»(крепление на основу) 1 0,5 0,5
10. Презентация «Основные узлы макраме» 1 0,5 0,5
11. Выполнение петельного узла на образцах
(левый, правый) 1 0,5 0,5
12. Фенечка «Спиралька» из двух нитей (петельный узел) 1 0,5 0,5
13. Поделка «Львёнок» (крепление на основу) 1 0,5 0,5
14. Фенечка «Светофор» из трёх нитей
(петельный узел) 1 0,5 0,5
15. Плетение по собственному замыслу 1 0,5 0,5
16. Презентация «Браслет Дружбы» 1 0,5 0,5
17. Плетение браслета Дружба на образце 1 0,5 0,5
18. Изготовление шаблона для браслета Дружба 1 0,5 0,5
19. Плетение браслета Дружба 1 0,5 0,5
20. Плетение по собственному замыслу
Оформление выставки 1 0,5 0,5
21. Презентация « Фенечки из ниток и бусин» 1 0,5 0,5
22. Поделка «Машенька » (3-прядная косичка) 1 0,5 0,5
23. Плетение « Фенечка из ниток и бусин» на образце 1 0,5 0,5
24. Плетение « Фенечка из ниток и бусин» 1 0,5 0,5
25. Плетение по собственному замыслу 1 0,5 0,5
26. Презентация «Поделки для дома» 1 0,5 0,5
27. Плетение узла фриволите на образце 1 0,5 0,5
28. Поделка «Дождь» (узел фриволите) 1 0,5 0,5
29. Плетение по собственному замыслу 1 0,5 0,5
30. Презентация «Косое плетение» 1 0,5 0,5
31. «Косое плетение» на образце 1 0,5 0,5
32. Поделка «Гномик» (Крепление на круглую основу) 1 0,5 0,5
33. Фенечка «Флаг России» (косое плетение) 1 0,5 0,5
34. Фенечка «Флаг России» (косое плетение) 1 0,5 0,5
35. Плетение по собственному замыслу Оформление выставки « Фенечки» 1 0,5 0,5
36. Мониторинг 1 0,5 0,5
Итого: 36 18 18
2.4 Календарный учебный график
Уровень/
год
обучения Сроки реализации, кол-во учебных недель Кол-во
занятий
в неделю
Продолж. одного
занятия Кол-во
академ. часов
в год
Стартовый
I год (6-7 года) С сентября
по май,
36 недели 1 30 мин. 36
2.5. Оценочные материалы (диагностика, мониторинг)
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: входной и итоговый контроль. Целью проведения диагностики является контроль знаний, умений, навыков детей.
Входной мониторинг — оценка стартового уровня образовательных возможностей дошкольников. Итоговый мониторинг — оценка уровня и качества освоения дошкольниками дополнительной образовательной развивающей программы по завершению всего периода обучения по программе.
Срок Цель Название методик Показатели
Сентябрь
Определение исходного уровня развития ребенка Восприятие формы.
Восприятие цвета.
Восприятие величины. Выполнять изделия по образцу под руководством педагога
Май
Оценка итоговых образовательных результатов по освоению программы выставка, творческая работа, карта освоения программы Ребёнок владеет приёмами плетения, оперирует словами, терминами при плетении, умеет организовать рабочее место
Форма проведения: индивидуальное обследование.
Карта освоения программы (1 год обучения)
Ф.И.ребёнка_________________________________________________
Возраст_____________________________________________________
Дата заполнения______________________________
№ Показатели Н И
1 Знает основы техники безопасности при работе с режущими и мелкими предметами
2 Применяет правила организации рабочего места
3 Оперирует словами, понятиями, терминами при плетении
4 Определяет материалы и инструменты, правильно пользоваться ими в работе
5 Выполняет задания по словесной инструкции
6 Владеет приёмами плетения
7 Выполняет изделия по образцу под руководством педагога
8 Плести браслет по собственному замыслу
9 Применяет основы цветоведения на практике
10 Знает краткую историю плетения
11 Умение работать в парах, малой группе
12 Вывод
«+» — ___ «-» — ___ «+»- ___ «-» — ___
Уровень
* Оценка уровня:
• «высокий» уровень — все компоненты сводной таблицы отмечены знаком «+»
• «средний» уровень — большинство компонентов отмечены знаком «+»
• «низкий» уровень — большинство компонентов отмечены знаком «- »
2.6. Методические материалы
Литература
1. Макраме (альбом). Изд. \»Мона\» в серии \»Лотос\», Прага, 1977.
2. Соснина Т.М. Макраме. Художественное плетение. Лениздат, 1985.
3. Соколовская М.М. Знакомьтесь с макраме. М.,Просвещение, 1990.
4. Секунова Т.Н. Волшебные узоры. Самарский дом печати, 1994.
5. Краузе Анна. Макраме (альбом). Ташкент,1986.
6. Полная энциклопедия женских рукоделий. Плетение: каймы, бахромы, шнуры.
7.Т.А. Терешкович .Изд. « Минск Хэлтон 2001» из серии «Секреты Макраме»
8. Ю.А. Исполнева . Художественное плетение. Азбука макраме, Астрель, 2001.
9. М. Кузьмина « Азбука плетения» ,Москва, Легпромбытиздат,1992.
10. Л.М.Фридман «Психологический справочник учителя», г. Москва «Просвещение» 1992 г.
11. П.А.Рудик «Психология», г. Москва ,«Просвещение» 1993 г
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образовательной программы 3-22
1. Пояснительная записка……………………………………………… 3-4
2. Цель и задачи дополнительной образовательной программы………………………3
3. Содержание программы…………………………….……………………………….…4
4. Планируемые результаты…………………………………………………………… 5
Раздел 2. Условия реализации программы ………………………………………… 5
1. Материально-техническое обеспечение……………………………………………………………………………….5
2. Кадровое обеспечение………………………………………………………………….6
3. Учебный (тематический) план дополнительной образовательной программы………………………………………………………………………………6-7
4.Календарный учебный график…………………………………………………………………………………….7
5. Оценочные материалы (диагностика, мониторинг)………………………………………………………………………….. 8
6. Методические материалы……………………………………………………………………………….10
7. Приложение (перспективный план) ……………………………………………. 11-22
Раздел I
Комплекс основных характеристик дополнительной образовательной программы
1. Пояснительная записка
1.1 Краткая характеристика предмета
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка художественно-эстетической направленности «Фенечка» разработана для дошкольников 6-7лет на основе техники плетения из узелков, способствующая когнитивному и творческому развитию дошкольника.
1.2. Актуальность
Макраме является одним из древнейших направлений декоративно-прикладного искусства. Считается, что искусство плетения узелков происходит из Китая и Японии, но плетеные изделия были найдены и в других странах, например в египетских пирамидах, им более четырех тысяч лет.
Как в древнем мире, так и теперь, узелковое плетение применяется для украшения одежды. Это разнообразные накидки, кружева, пояса, перчатки. Очень красиво смотрятся сумочки и кошельки, выполненные в технике макраме.
Предлагаемая система практических занятий на кружке позволит формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также поможет детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Занятия в кружке дают широкую возможность для раскрытия творческой индивидуальности и фантазии, способствуют трудовому, эстетическому, нравственному воспитанию, развивают усидчивость и аккуратность.
1.3. Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной программы является различные виды плетения, способствующие формированию разнообразных практических навыков, воспитанию готовности к проявлению творчества в любом виде труда.
Продвижение каждого ребенка вперед идет своим темпом по индивидуальной траектории. Это позволяет добиваться результативности в развитии логических приемов мышления независимо от исходного уровня развития ребенка.
Основными принципами построения Программы являются:
— доступность изучаемого материала;
— эмоционально-насыщенная тематика занятий;
— проблемно-ситуативный характер занятий;
— вариативно-дифференцированное содержание занятий;
— опора на развитие самостоятельности мышления, индивидуального творчества;
— привлекательность, занимательность и образность содержания занятий;
-коммуникативный характер, раскрепощенная атмосфера, доброжелательность в отношениях между членами детского коллектива и взрослым.
2. Цель и задачи дополнительной образовательной программы
2.1 Цель
Создание условий для развития творческих способностей детей при помощи занятий макраме.
2.2 Задачи
Образовательные
1.Расширить общий и художественный кругозор через усвоение знаний русской культуры и истории браслетов из нитей.
2.Научить технике плетения и основным приёмам макраме в соответствии с программой.
3.Научить правильно, организовывать рабочее место.
4.Познакомить с историей возникновения узелкового плетения.
5.Учить создавать изделия по образцу или по собственному замыслу.
Развивающие
1.Развивать координацию движений, память, мелкую моторику рук, глазомер
и образное мышление.
2. Развивать самостоятельность и аккуратность при выполнении изделии.
3.Формировать эстетический и художественный вкус.
Воспитательные
1.Формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству.
2. Прививать основы культуры труда.
3.Воспитывать взаимоуважение, чувство коллективизма, желание помочь.
3.Содержание программы
3.1 Адресат программы
Возрастная категория: 6-7 лет.
Зачисление на обучение по программе осуществляется по желанию детей, по заявлению их родителей (законных представителей).
3.2. Логика построения программы
Основной формой реализации программы являются специально организованные групповые занятия (8-10 человек), которые проводятся с учетом специальных требований, предъявляемых к образовательному процессу с детьми.
— занятия проводятся во второй половине дня, протяженностью до 30 минут.
— каждое занятие представляет тематическую и игровую целостность.
— распределение учебной нагрузки на занятии соответствует возможностям и уровню психического развития ребенка.
-широкое использование наглядности, максимальное использование натуральных объектов, использование различных материалов и техник.
-осуществление индивидуального подхода с учетом состояния сохранных, нервно-психических функций и положительных свойств личности.
Структура занятия
Занятия проводятся с подгруппой детей.
Общая организационная часть. Знакомство с новыми материалами (просмотр изделий). Практическое выполнение приёмов и образцов. Уборка рабочего места.
Правила безопасности проведения занятий
Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их можно только кольцом вперед с сомкнутыми лезвиями. Булавки с головками должны находиться в специальных коробочках либо в подушечках для игл.
Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы вязаное полотно оставалось всегда чистым, а на руках не оставалось мелких частиц. По окончанию работы все инструменты следует убирать вместе с неоконченной работой.
3.3 Сроки реализации
— программой предусмотрено 36 занятий в год.
-срок реализации программы год.
-занятие проводится 1 раза в неделю, длительность – 30 минут.
-продолжительность занятия вариативна: в зависимости от возраста и психофизического состояния детей, в соответствии с требованиями Сан Пи Н 2.4.1.3049-13
Требования к организации занятий
-проходят в игровой форме.
-проводятся в благопри¬ятной эмоциональной обстановке.
-поэтапное усложнение вида работы.
4. Планируемые результаты
Когнитивные:
В результате освоения программы обучающиеся будут знать:
основы техники безопасности при работе с режущими и мелкими предметами;
правила организации рабочего места;
краткую историю плетения;
слова, понятия, термины при плетении;
названия цветов спектра, их гармоничное сочетание;
о народных традициях, связанных с плетением;
уметь использовать в работе знания по технике безопасности;
определять материалы и инструменты, правильно пользоваться ими в работе;
применять основы цветоведения на практике;
владеть приёмами плетения;
плести браслет самостоятельно;
выполнять изделия по образцу под руководством педагога
Мотивационно — ценностные:
умение работать в команде, малой группе, парах;
формирование самостоятельности, собственного мнения;
формирование творческого подхода при решении проблемных ситуаций;
воспитание у дошкольников интереса к познавательной деятельности.
Раздел II
Условия реализации программы
2.1. Материально – техническое обеспечение
Помещение для занятий отвечает санитарно — техническим требованиям, обеспечивается теплом и электроснабжением в пределах общего режима здания, хорошо проветривается.
Кабинет оборудован:
детскими столами, стульями (по росту и количеству детей), ковром, шкаф для хранения методического материала. Нитки разной расцветки и толщины; силиконовые нити. Инструменты: дощечка, зажим, бусины, малярный скотч, ножницы, ивовые прутики, перья. Методическое обеспечение программы. Правила техники безопасности при работе. Схемы: основные узлы макраме. Образцы готовых изделий. Технологические карты, схемы изделия; демонстрационная магнитная доска, фланелеграф.
мультимедийное оборудование для демонстрации презентаций.
2.2 Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению должен владеть техникой плетения, иметь дошкольное педагогическое образование.
2.3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
№
п/п Название темы Количество часов
всего теория практика
1. Мониторинг 1 0,5 0,5
2. Вводное занятие. Презентация « История Макраме». Материалы и инструменты. Техника безопасности 1 0,5 0,5
3. Крепление нити на основу 1 0,5 0,5
4. Приём крепления на деревянную основу 1 0,5 0,5
5. Завязывавание простого узла на образцах 1 0,5 0,5
6. Последовательность плетения 3-прядной косички 1 0,5 0,5
7. Фенечка из пуговиц (крепление, простой узел) 1 0,5 0,5
8. Фенечка из пуговиц и бусин
Оформление выставки 1 0,5 0,5
9. Поделка «Гусеница»(крепление на основу) 1 0,5 0,5
10. Презентация «Основные узлы макраме» 1 0,5 0,5
11. Выполнение петельного узла на образцах
(левый, правый) 1 0,5 0,5
12. Фенечка «Спиралька» из двух нитей (петельный узел) 1 0,5 0,5
13. Поделка «Львёнок» (крепление на основу) 1 0,5 0,5
14. Фенечка «Светофор» из трёх нитей
(петельный узел) 1 0,5 0,5
15. Плетение по собственному замыслу 1 0,5 0,5
16. Презентация «Браслет Дружбы» 1 0,5 0,5
17. Плетение браслета Дружба на образце 1 0,5 0,5
18. Изготовление шаблона для браслета Дружба 1 0,5 0,5
19. Плетение браслета Дружба 1 0,5 0,5
20. Плетение по собственному замыслу
Оформление выставки 1 0,5 0,5
21. Презентация « Фенечки из ниток и бусин» 1 0,5 0,5
22. Поделка «Машенька » (3-прядная косичка) 1 0,5 0,5
23. Плетение « Фенечка из ниток и бусин» на образце 1 0,5 0,5
24. Плетение « Фенечка из ниток и бусин» 1 0,5 0,5
25. Плетение по собственному замыслу 1 0,5 0,5
26. Презентация «Поделки для дома» 1 0,5 0,5
27. Плетение узла фриволите на образце 1 0,5 0,5
28. Поделка «Дождь» (узел фриволите) 1 0,5 0,5
29. Плетение по собственному замыслу 1 0,5 0,5
30. Презентация «Косое плетение» 1 0,5 0,5
31. «Косое плетение» на образце 1 0,5 0,5
32. Поделка «Гномик» (Крепление на круглую основу) 1 0,5 0,5
33. Фенечка «Флаг России» (косое плетение) 1 0,5 0,5
34. Фенечка «Флаг России» (косое плетение) 1 0,5 0,5
35. Плетение по собственному замыслу Оформление выставки « Фенечки» 1 0,5 0,5
36. Мониторинг 1 0,5 0,5
Итого: 36 18 18
2.4 Календарный учебный график
Уровень/
год
обучения Сроки реализации, кол-во учебных недель Кол-во
занятий
в неделю
Продолж. одного
занятия Кол-во
академ. часов
в год
Стартовый
I год (6-7 года) С сентября
по май,
36 недели 1 30 мин. 36
2.5. Оценочные материалы (диагностика, мониторинг)
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: входной и итоговый контроль. Целью проведения диагностики является контроль знаний, умений, навыков детей.
Входной мониторинг — оценка стартового уровня образовательных возможностей дошкольников. Итоговый мониторинг — оценка уровня и качества освоения дошкольниками дополнительной образовательной развивающей программы по завершению всего периода обучения по программе.
Срок Цель Название методик Показатели
Сентябрь
Определение исходного уровня развития ребенка Восприятие формы.
Восприятие цвета.
Восприятие величины. Выполнять изделия по образцу под руководством педагога
Май
Оценка итоговых образовательных результатов по освоению программы выставка, творческая работа, карта освоения программы Ребёнок владеет приёмами плетения, оперирует словами, терминами при плетении, умеет организовать рабочее место
Форма проведения: индивидуальное обследование.
Карта освоения программы (1 год обучения)
Ф.И.ребёнка_________________________________________________
Возраст_____________________________________________________
Дата заполнения______________________________
№ Показатели Н И
1 Знает основы техники безопасности при работе с режущими и мелкими предметами
2 Применяет правила организации рабочего места
3 Оперирует словами, понятиями, терминами при плетении
4 Определяет материалы и инструменты, правильно пользоваться ими в работе
5 Выполняет задания по словесной инструкции
6 Владеет приёмами плетения
7 Выполняет изделия по образцу под руководством педагога
8 Плести браслет по собственному замыслу
9 Применяет основы цветоведения на практике
10 Знает краткую историю плетения
11 Умение работать в парах, малой группе
12 Вывод
«+» — ___ «-» — ___ «+»- ___ «-» — ___
Уровень
* Оценка уровня:
• «высокий» уровень — все компоненты сводной таблицы отмечены знаком «+»
• «средний» уровень — большинство компонентов отмечены знаком «+»
• «низкий» уровень — большинство компонентов отмечены знаком «- »
2.6. Методические материалы
Литература
1. Макраме (альбом). Изд. \»Мона\» в серии \»Лотос\», Прага, 1977.
2. Соснина Т.М. Макраме. Художественное плетение. Лениздат, 1985.
3. Соколовская М.М. Знакомьтесь с макраме. М.,Просвещение, 1990.
4. Секунова Т.Н. Волшебные узоры. Самарский дом печати, 1994.
5. Краузе Анна. Макраме (альбом). Ташкент,1986.
6. Полная энциклопедия женских рукоделий. Плетение: каймы, бахромы, шнуры.
7.Т.А. Терешкович .Изд. « Минск Хэлтон 2001» из серии «Секреты Макраме»
8. Ю.А. Исполнева . Художественное плетение. Азбука макраме, Астрель, 2001.
9. М. Кузьмина « Азбука плетения» ,Москва, Легпромбытиздат,1992.
10. Л.М.Фридман «Психологический справочник учителя», г. Москва «Просвещение» 1992 г.
11. П.А.Рудик «Психология», г. Москва ,«Просвещение» 1993 г
Раздел I
Комплекс основных характеристик дополнительной образовательной программы
1. Пояснительная записка
1.1 Краткая характеристика предмета
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка художественно-эстетической направленности «Фенечка» разработана для дошкольников 6-7лет на основе техники плетения из узелков, способствующая когнитивному и творческому развитию дошкольника.
1.2. Актуальность
Макраме является одним из древнейших направлений декоративно-прикладного искусства. Считается, что искусство плетения узелков происходит из Китая и Японии, но плетеные изделия были найдены и в других странах, например в египетских пирамидах, им более четырех тысяч лет.
Как в древнем мире, так и теперь, узелковое плетение применяется для украшения одежды. Это разнообразные накидки, кружева, пояса, перчатки. Очень красиво смотрятся сумочки и кошельки, выполненные в технике макраме.
Предлагаемая система практических занятий на кружке позволит формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также поможет детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Занятия в кружке дают широкую возможность для раскрытия творческой индивидуальности и фантазии, способствуют трудовому, эстетическому, нравственному воспитанию, развивают усидчивость и аккуратность.
1.3. Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной программы является различные виды плетения, способствующие формированию разнообразных практических навыков, воспитанию готовности к проявлению творчества в любом виде труда.
Продвижение каждого ребенка вперед идет своим темпом по индивидуальной траектории. Это позволяет добиваться результативности в развитии логических приемов мышления независимо от исходного уровня развития ребенка.
Основными принципами построения Программы являются:
— доступность изучаемого материала;
— эмоционально-насыщенная тематика занятий;
— проблемно-ситуативный характер занятий;
— вариативно-дифференцированное содержание занятий;
— опора на развитие самостоятельности мышления, индивидуального творчества;
— привлекательность, занимательность и образность содержания занятий;
-коммуникативный характер, раскрепощенная атмосфера, доброжелательность в отношениях между членами детского коллектива и взрослым.
2. Цель и задачи дополнительной образовательной программы
2.1 Цель
Создание условий для развития творческих способностей детей при помощи занятий макраме.
2.2 Задачи
Образовательные
1.Расширить общий и художественный кругозор через усвоение знаний русской культуры и истории браслетов из нитей.
2.Научить технике плетения и основным приёмам макраме в соответствии с программой.
3.Научить правильно, организовывать рабочее место.
4.Познакомить с историей возникновения узелкового плетения.
5.Учить создавать изделия по образцу или по собственному замыслу.
Развивающие
1.Развивать координацию движений, память, мелкую моторику рук, глазомер
и образное мышление.
2. Развивать самостоятельность и аккуратность при выполнении изделии.
3.Формировать эстетический и художественный вкус.
Воспитательные
1.Формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству.
2. Прививать основы культуры труда.
3.Воспитывать взаимоуважение, чувство коллективизма, желание помочь.
3.Содержание программы
3.1 Адресат программы
Возрастная категория: 6-7 лет.
Зачисление на обучение по программе осуществляется по желанию детей, по заявлению их родителей (законных представителей).
3.2. Логика построения программы
Основной формой реализации программы являются специально организованные групповые занятия (8-10 человек), которые проводятся с учетом специальных требований, предъявляемых к образовательному процессу с детьми.
— занятия проводятся во второй половине дня, протяженностью до 30 минут.
— каждое занятие представляет тематическую и игровую целостность.
— распределение учебной нагрузки на занятии соответствует возможностям и уровню психического развития ребенка.
-широкое использование наглядности, максимальное использование натуральных объектов, использование различных материалов и техник.
-осуществление индивидуального подхода с учетом состояния сохранных, нервно-психических функций и положительных свойств личности.
Структура занятия
Занятия проводятся с подгруппой детей.
Общая организационная часть. Знакомство с новыми материалами (просмотр изделий). Практическое выполнение приёмов и образцов. Уборка рабочего места.
Правила безопасности проведения занятий
Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их можно только кольцом вперед с сомкнутыми лезвиями. Булавки с головками должны находиться в специальных коробочках либо в подушечках для игл.
Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы вязаное полотно оставалось всегда чистым, а на руках не оставалось мелких частиц. По окончанию работы все инструменты следует убирать вместе с неоконченной работой.
3.3 Сроки реализации
— программой предусмотрено 36 занятий в год.
-срок реализации программы год.
-занятие проводится 1 раза в неделю, длительность – 30 минут.
-продолжительность занятия вариативна: в зависимости от возраста и психофизического состояния детей, в соответствии с требованиями Сан Пи Н 2.4.1.3049-13
Требования к организации занятий
-проходят в игровой форме.
-проводятся в благопри¬ятной эмоциональной обстановке.
-поэтапное усложнение вида работы.
4. Планируемые результаты
Когнитивные:
В результате освоения программы обучающиеся будут знать:
основы техники безопасности при работе с режущими и мелкими предметами;
правила организации рабочего места;
краткую историю плетения;
слова, понятия, термины при плетении;
названия цветов спектра, их гармоничное сочетание;
о народных традициях, связанных с плетением;
уметь использовать в работе знания по технике безопасности;
определять материалы и инструменты, правильно пользоваться ими в работе;
применять основы цветоведения на практике;
владеть приёмами плетения;
плести браслет самостоятельно;
выполнять изделия по образцу под руководством педагога
Мотивационно — ценностные:
умение работать в команде, малой группе, парах;
формирование самостоятельности, собственного мнения;
формирование творческого подхода при решении проблемных ситуаций;
воспитание у дошкольников интереса к познавательной деятельности.
Только сегодня
ТРЕТИЙ ДИПЛОМ В ПОДАРОК!
Оформите 3 наградных документа за любые мероприятия на нашем портале, а заплатите только за 2!
Создать диплом- На базе ФЗ «Об образовании» и ФГОС
- Подходят для профессионального портфолио