учитель русского языка и литературы

Автор: Хамраева Дилшат Эрешевна
Инновационная деятельность учителя в рамках реализации ФГОС

На данном этапе развития современной школы вопрос об инновационной деятельности становится актуальным как никогда в связи с новыми требования и стандартами. Но что же такое инновация? Слово говорит само за себя, это что-то новое, какие- то обновления, это создание нового продукта. Саранцева в своей статье «Инновации в педагогическом процессе» определяет инновационную деятельность как деятельность, направленную на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования технологии и организации производства [2]. В данном случае, целью инновационной деятельности будет улучшение качества работы. Основные признаки инновационной деятельности:

Создание и использование интеллектуального продукта. В ходе образовательного процесса учитель создает что-то новое для себя или для класса.
Интеграция основной образовательной деятельности в дополнительную.
Повышения интереса у детей к обучению.
Профессиональная деятельность учителя неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы. Такая деятельность неполноценна не только потому, что в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, но и потому, что она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога-мастера [1].

В инновационной деятельности можно выделить три основных блока: техническая, учебная и внеучебная. Эти блоки все интегрируются, если берешь техническую область, хочешь не хочешь, а она все равно интегрируется в учебную область. Рассмотрим все блоки по порядку.

Техническая инновация

В современном мире технический прогресс достиг невиданных результатов. Он затронул все сферы жизни человека, и школа не стала исключением. Например, становится все более популярно размещать в школах интерактивные киоски. Они вызывают большой интерес у детей, так как позволяют им самим проводить исследовательскую работу. Ребенок сам для себя решает, что ему интересно и может расширить познания в данной области, набрав заинтересовавшее его животное или событие и прочитав более полную информацию. Далее он может заняться исследовательской работой, но уже под руководством учителя. Если у ребенка есть образовательный продукт, появляется инновационная идея, которую он может дальше развить, и в дальнейшем, он может направить свои доклады и на конференции.

Уже давно применяются видео лекции, с помощью камер и других технических приспособлений, здесь не только техническая, но и инновационная деятельность. Лекции уже недостаточно слушать, в свете последних технических достижений, возможно непосредственно принимать в них активное участие. Технология эдиоквест также набирает популярность. Особенно она применяется в начальных классах, где наряду с учебной деятельностью применяется игровая.

Учебные инновации

Не только технические инновации приобретают популярность. Учителя стремятся, чтобы урок запоминался и был интересен ребенку. Одна из учебных инноваций – это технология синквейн, творческая работа, имеющая форму короткого стихотворения не рифмованного, состоящее из 5 нерифмованных строк. Правила, по которому оно составляется:

Одно существительное и главная мысль
Два прилагательных и главная мысль
Три глагола в рамках темы
Фраза, несущая определенную мысль
Форма существительного, но ассоциируется с первым существительным
Пройдя тему, не важно по какому предмету, проявляя творческую активность, ребенку интереснее и проще заполнить пройденный материал. Поэтому можно в конце урока оставить время, для того чтобы простимулировать детей на какую-нибудь инновацию. Синквейны выполняют две важнейшие функции: помогают преподавателям проверять знания ребят и экономят время, которого никогда не бывает много. Такое стихотворение позволяет учителям осуществлять контроль над детьми, ведь никому не удастся изложить суть в нескольких строчках, если не было ознакомления с необходимым материалом.

Широко используются, образовательные проекты, связанные с учебной деятельностью, но проходящие в неучебное время. Они могут проходить в форме интересного урока в музеях или на выставках. Такие уроки, проходящие в музеях, на выставках и т.д., проходят более наглядно и интересно с использованием интерактивного оборудования. Дети должны принимать активное участие, тогда у них идет более активная мыслительная деятельность, и им интересно изучать выбранную тему дальше. Используя окружающую среду, можно организовать экскурсии на предприятия, которые находятся по соседству. Детей заинтересуют производственные процессы на фабриках и заводах. Также можно организовать экскурсии в научно-исследовательские институты, в которых есть свои лаборатории, детям будет очень интересно. Это еще и профориентационная работа.

К инновационной деятельности относится и панельная дискуссия. Это выступление нескольких экспертов, которые излагают разные точки зрения. Такую дискуссию можно организовать на любом уроке.
innovatsionnaya_deyatelnost_v_ramkah_realizatsii_fgos.docx