учитель русского языка и литературы

Автор: Татьяна Алексеевна Шаханова
Инновационная деятельность учителя русского языка и литературы

В профессиональной жизни педагогов уже утвердилось понятие «инновации». Основными целями инновационного обучения являются развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся. Данными целями определяются и задачи инновационного обучения: оптимизация учебно-воспитательного процесса; создание обстановки сотрудничества ученика и учителя; выработка долговременной положительной мотивации к обучению, включение учащихся в креативную деятельность; тщательный отбор материала и способов его подачи.
В основе инновационного обучения лежит системно-деятельностный подход и следующие технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, развитие критического мышления, дифференцированный подход к обучению, игровые технологии, создание ситуации успеха на уроке и другие. Без процесса информатизации и коммуникативных технологий сейчас также невозможно представить современный урок.
Одним из современных инновационных подходов является и проблемное обучение, которое обостряет внимание, развивает творческое воображение, сообразительность и является актуальным в условиях введения новых образовательных стандартов. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. На уроках большое внимание должно уделяться развитию видов деятельности учащихся проектных и исследовательских работ. Проектная технология делает учебный предмет творческим и целенаправленным, а учащиеся учатся подходить к знаниям ответственно и целеустремлённо.
Одним из современных требований к уроку русского языка является работа с текстом. В связи с этим используется такая форма урока, как исследование. В самом названии «урок — исследование» просматривается основная задача — исследование языкового материала на основе текстов. Урок на основе групповой технологии может представлять собой работу в микрогруппах, в парах и т.д. Исследовательский урок – это форма обучения школьников на основе познания окружающего мира, организации исследования того или иного предмета или явления. Цель исследовательского урока – использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире. Успех в учении — единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий положительную мотивацию. Только положительная мотивация даёт энергию для преодоления трудностей школьника. На фоне этого состояния могут формироваться устойчивые чувства удовлетворения. При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно могут применяться следующие приемы: ассоциативный ряд, опорный конспект, ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления), мозговая атака, групповая дискуссия, кластеры, синквейн, «продвинутая лекция», эссе, ключевые термины, перепутанные логические цепочки, дидактическая игра, лингвистические карты, работа с тестами. Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.
Итак, в основе современного образования лежит активность как учителя, так и ученика. Именно этой цели — воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования. Каждый учитель должен стать новатором, успешным, как и его учащиеся. Ведь именно инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, чтобы н а п р а в и т ь з н а н и я н а р а з в и т и е с п о с о б н о с т и у ч е н и к а к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.

Инновации в деятельности учителя на уроках русского языка и литературы.docx