«Ритмическая гимнастика как средство всестороннего гармоничного развития личности ребенка дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО»

Автор: Петухова Маргарита Сергеевна
Добрый день уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами опытом своей работы по применению ритмической гимнастики.
Сергей Михайлович Волконский говорил: «Ритмическая гимнастика воспитывает те невидимые способности, которые управляются взаимодействием духа и тела». Ритмическая гимнастика-это мир красоты движений, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства.
За время пребывания в детском саду дети проходят большой путь в развитии движений:
Движение – здоровье,
Движение – радость,
Движение – развитие.
Именно в дошкольном возрасте формируются двигательные навыки, закладываются основы их дальнейшего совершенствования, прививается интерес и любовь к физической культуре. Как сделать так, чтобы встреча физической культуры с дошкольниками состоялась, и они приняли ее каждой клеточкой организма, чтобы эта встреча была для них необходимостью и радостью?
Одним из путей развития двигательной активности детей на физкультуре является ритмическая гимнастика. Считаю, что именно она поможет формировать у каждого ребенка привычку к здоровому образу жизни, именно она поможет воспитывать внимание, сосредоточенность, преодолеть рассеянность. Все это помогает подготовить детей к обучению в школе.
Главная цель моей работы – это всестороннее развитие личности дошкольника
Используя ритмическую гимнастику в системе обучения, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач:
1.Сохранить и укрепить здоровье детей, снизить заболеваемость, повысить за-щитные силы организма.
2.Совершенствовать физические качества.
3.Способствовать развитию морально-волевых качеств детской личности.

Опыт работы показывает, что необходимо моделировать формы проведения утренней гимнастики с целью повышения интереса детей к утренней гимнастике и разнообразия двигательной деятельности.
Чтобы использовать разные формы проведения утренней гимнастики последовательно и в системе, я разработала перспективный план проведения утренней гимнастики на учебный год, в который включила нетрадиционные формы, придерживаясь структуры традиционной утренней гимнастики: вводная часть с различными видами ходьбы, бега, основная часть с комплексом развивающих упражнений для всех групп мышц, заключительная часть со спокойной ходьбой, дыхательными упражнениями.
Использую следующие нетрадиционные формы:
– Сюжетная утренняя гимнастика
– Гимнастика с использованием различных предметов (султанчики, гимнастические палочки, платочки, мячи, ленточки и т.д), нетрадиционного оборудования
– Игровая утренняя гимнастика
– Ритмическая гимнастика
– Оздоровительный бег
Весомыми аргументами в пользу ритмической гимнастики являются её доступность, эффективность и эмоциональность. В процессе систематических занятий ритмической гимнастикой у детей повышается быстрота мышления и двигательная реакция, укрепляется воля, расширяется диапазон положительных эмоциональных переживаний.
В образовательной деятельности по физическому развитию так же использую упражнения ритмической гимнастики. Куда входят: построение, перестроения, разновидности ходьбы и бега, повороты, прыжки.
Благодаря этому у детей развиваются не только физические качества (сила, гибкость, выносливость, ловкость, быстрота), но и координация, развитие музыкального слуха, чувство ритма, музыкальной памяти, развитие двигательных качеств и умений.
Главный же результат ОД с использованием ритмической гимнастики – воспитание потребностей детей к систематическим занятиям по физкультуре. Это достигается не интенсивной утомительной работой, а радостной для ребенка деятельностью, отвечающей его природным склонностям к ритму, движению, красоте.
Конечно не обходится без ритмической гимнастики и в подвижных играх, например как: «Солнышко и дождик», «В гости к мишке», «Море волнуется раз…», «Ровным кругом», «Курица и цыплята» и т.д. Здесь дети используют свои роли- импровизацию, которые оговорены правилами игры.
Все это придает яркую эмоциональную окраску подвижным играм.
Для реализации задач по физкультурной оздоровительной работе детей дошкольного возраста веду дополнительные (платные) занятия по эстрадному танцу.
Использую программу по эстрадному танцу составленую на основе методического пособия Фирилевой Ж.Е., Сайкиной Е.Г. «Са-фи-дансе»-танцевально-игровая гимнастика для детей».
В нее входят разделы: игроритмика, игрогимнастика, игротанец, игропластика, музыкально – подвижные игры. Ставлю танцы, которые показываем на праздниках, выступаем на конкурсах.
Таким образом, под влиянием ритмической гимнастики у детей развивается внимание, они приучаются сосредотачиваться в каждый конкретный момент на том, что им предлагается, делают это легко и весело, без большого напряжения. Так формируется способность к устойчивому вниманию и собранности, что является важными предпосылками успешной учёбы в школе. Ритмическая гимнастика развивает бодрость духа, жизнерадостность, находчивость и самостоятельность.
Для педагогов детского сада проводила в этом учебном году консультации, мастер – классы по темам:
1.«Использование ритмических упражнений на утренней гимнастике»
2. «Ритмическая гимнастика, как новая форма оздоровительной деятельности с дошкольниками»
3. «Развитие физических качеств посредством ритмической гимнастики у детей дошкольного возраста».
4. «Применение средств ритмической гимнастики» Педагоги получили подробную информацию о применении ритмической гимнастики в режимных моментах.
Семья является первичной институтом социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Поэтому тесное сотрудничество с семьями воспитанников делает мою работу более успешной. Для родителей проводила:
1. Консультации: «Занятия ритмической гимнастики для детей дошкольного возраста», «Воздействие ритмической гимнастики на уровень физической подготовленности детей дошкольного возраста», «Ритмическая гимнастика дома».
2. Совместные занятия с родителями по физическому развитию с использованием ритмической гимнастики.
3.Спортивные праздники «А ну- ка мамы!», «Папа, мама, я –спортивная семья!», «Фитнес мама!»
Таким образом, можно сделать вывод, что ритмическая гимнастика является неотъемлемой частью физического развития детей и взрослых!.

опыт работы 55.doc