Проблемы дыхания и осанки.

Автор: Радзиевская Алла Евгеньевна
Правильное звукообразование певческих гласных – начальный этап певческой (стилевой, а не позиционной, как в речи) артикуляции, т.е – различных видов звуковеде-ния (подчеркнем еще раз, что речевой и певческий вокальные жесты коренным образом отличаются друг от друга).

На втором этапе происходит совершенствование автоматизмов, на которых основаны вокальные компетенции предыдущего уровня и развитие следующих вокальных компетенций: формирование полноценного тембрового диапазона на основе вибрационно-двигательной (резонаторной) координации голоса; освоение основных видов академического звуковедения – певческой артикуляции.

На первых двух этапах развивается также такие вокальные компетенции, как вокальный слух (формирование которого происходит в фоновом режиме, т.е. – специально не акцентируется) и вокально-исполнительская компетентность.

На третьем этапе – совершенствование автоматизмов предыдущего цикла (шлифовка); развитие профессионального вокального слуха, в комплексе с решением художественно- исполнительских задач (нюансировка, вкус, жанровая стилистика и другие элементы вокально-исполнительской компетентности).

Таким образом, интегральными вокальными («жесткими» профессиональными вокальными) компетенциями являются:

– певческое дыхание;

– певческая позиция;

– сформированные двигательно-координационные автоматизмы гортани; – позиционно-дыхательная координация (показателем является правильное образование певческих гласных);

– вибрационно-координационный (резонаторный) самоконтроль;

– сформированный тембровый диапазон;

– певческая артикуляция;

– вокальный слух (вокально-исполнительская компетентность).

Подчеркнем, что вокально – исполнительская компетентность, как функционально-интонационная сторона проявления (демонстрации) вокального слуха, является не только базой для работы над художественной стороной исполняемых вокальных произведений, но и одновременно – инструментом развития певческой техники, особенно – внутреннего интонирования (т.е., развитие внутреннего слуха – ладового, гармонического, вокального) и

чистоты певческой интонации. Для выделения главных элементов структуры академического вокала и типирова-ния профильного обучения в ключе функционального подхода, обладающего наиболее высоким уровнем общности, был произведен ретроспективный анализ трансформации вокальных компетенций в истории русского певческого искусства.

С проблемами вокальной компетентности и уров-невыми компетенциями тесно связаны дидактико-методологические вопросы, прежде всего – «чему учить»? Обзор литературных данных по позициям умений учеников и собственные эмпирические наблюдения, [2], показали наличие трех основных групп вокальных проблем, характерных для начального этапа обучения вокалу в хоровых и сольных коллективах дополнительного образовании и вокальных отделениях музыкальных школ: проблемы дыхания и осанки; проблемы голосообразования (темброво-фактурные характеристики голоса и вокальная позиция); проблемы певческой и речевой артикуляции.

На основании проведенных исследований была разработана модель профессиональной компетентности в вокале, содержащая структурный блок компетенций и схему строения организационно-педагогических условий формирования профессиональной вокальной компетентности.
Экзамены по выбору.pdf