Практические результаты инновационной и экспериментальной деятельности

Автор: Атареева Кристина Николаевна
Целями моей деятельности, как учителя истории и обществознания, является:

воспитание человека – патриота своей страны, уважающего национальные и общечеловеческие ценности, осознающего непреходящие ценности культуры, природы и необходимость защиты окружающей среды;

отстаивание права учащихся на свободный выбор мнений и убеждений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов, ориентирование их на гуманистические и демократические ценности;

формирование у учащихся картины жизни общества и человечества как в прошлом, так и в настоящем, способствовать осмыслению ими социального, нравственного опыта предшествующих поколений;

создание условий для развития личности ученика, его интеллектуального роста, формирование историко-познавательной, информационной и коммуникативной компетентности школьника.

В рамках достижения этих целей осуществляю:

— подготовку учащихся к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ и ОГЭ;

— использую элементы здоровьесберегающих и информационно-коммуникативных технологий на своих уроках;

— провожу работу по организации взаимодействия семьи и школы в качестве классного руководителя;

— организую предметные, творческие и спортивные мероприятия уровня образовательного учреждения.

В своей профессиональной деятельности руководствуюсь такими идеями, как гуманизация и демократизация педагогических отношений, саморазвитие, дифференциация и сотрудничество.

Современное общество ставит перед школой задачи модернизации и совершенствования учебно-воспитательного процесса. Я считаю, что учитель должен постоянно совершенствоваться сам, чтобы не догонять процесс модернизации образования, а идти с ним «в ногу». Поэтому мое педагогическим кредо звучит так: «Чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самому». Я постоянно задумываюсь над тем, как сделать процесс обучения более результативным, как вызвать и поддержать интерес к предмету. Для наиболее эффективного использования времени детей на уроке всегда продумываю план проведения урока, его основные этапы; совместно с обучающимися в начале урока ставлю цели и задачи; слежу за темпом урока; объясняю материал на доступном уровне, использую разнообразные методики. Изучив много педагогических технологий, я пришла к выводу, что наиболее эффективными в обучении истории и обществознания являются: проектно-исследовательское обучение, технология интерактивного обучения, использование информационно-коммуникативных технологий, игровых методов и лекционно-семинарские системы.

Проектно – исследовательские технологии – один из самых трудных при реализации его в практику преподавания. Организация исследовательской деятельности достаточно трудоемкий процесс. Во-первых, трудности возникают с мотивированием учащихся к исследовательской работе, так как очень мало ребят, желающих и способных вести длительную кропотливую работу. Поэтому я сначала в рамках дифференцированного домашнего задания вводила малые исследования по типу: «Что в имени тебе моем?», «Мой кумир», «Герой нашего времени», «Что означает моя фамилия», «Фронтовики моей семьи», «Биография моего предка», «Семейные реликвии», «Край, в котором мы живем» и т.д. Во-вторых, есть определенные трудности с удержанием интереса к данному виду работы. К сожалению, ребята как быстро загораются желанием, так быстро и охладевают. Частичным решением этой проблемы является личностный пример, когда ребята, достигнувшие определенных успехов в исследовательской работе, делятся своим опытом. В-третьих, ребята, проявившими устойчивый интерес, выполняют долгосрочные исследовательские проекты по краеведению и истории России. И здесь важно, чтобы эти проекты не лежали «мертвым грузом», а были востребованы. Решение этой задачи: участие в очных и заочных конкурсах исследовательских работ. Результат реализации проектно-исследовательской технологий: «Малые села — надежда России» Филипповой Н. – 1 место в «Найди себя», 2013г.; «Десять лет, вырванные войной из жизни жестоко» Филипповой Н. – 1 место в районной краеведческой конференции и 8 место в области, 2014 г.; «Киты» современной российской деревни» Филипповой Н. – 2 место в «Найди себя», 2014г.; «Имя, возвращенное через десятилетие» Филипповой Н. – 1 место в районной краеведческой конференции и 2 место в области, 3 место в областном конкурсе «Таланты моей малой Родины », 2015 г.; «Поднятая целина в новом прочтении» Филипповой Н. – 1 место в районной краеведческой конференции и 4 место в области, 2015 г.; «Жизнь за колючей проволокой с верой в победу» Филипповой Н. – 3 место в районной краеведческой конференции, 2016 г.; «Русь уходящая, загадочная и святая» Филипповой Н. – 3 место в районной краеведческой конференции, 2017 г.; «Названия как хранители истории и культуры родного края» Филипповой Н. – 1 место в районной краеведческой конференции и 4 место в области, 2017 г.; «Украсим мир, полученный в наследство» Филипповой Н. – 1 место в конкурсе эссе по предпринимательству, 2017г.

Часть уроков, особенно по обществознанию, стараюсь построить в интерактивной модели обучения. Интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания. Целью данной модели является организация комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации. Конечно, строить каждый урок в такой модели очень тяжело, да и, на мой взгляд, не эффективно. Поэтому чаще на уроках использую конкретные приемы и методы как элемент урока. Основополагающим считаю начальный этап урока, от которого зависит весь ход и динамика последующих этапов. Поэтому ребят нужно, как говорится «зажечь». На мой взгляд, дискуссия лучше «заводится» с конкретной проблемной ситуации, притчи или афоризма, как источника мудрости и вариантов мнений. Уже собрала довольно внушительную коллекцию. А так же использую метод, который я назвала «вопрос-провокация» или «аргумент-провокация». Главная его идея заключается в утверждении мнения, который в разрез расходится с общепринятыми общественными идеалами, ценностями, догмами. Например, урок по теме «Любовь как одна из моральных ценностей» я начинаю словами: «Любви нет, под этим понятием скрывают холодный расчет или выгоду человека». Подобная провокация, посягающая на незыблемую человеческую ценность, вызывает бурю эмоций, даже у тех учеников, которые предпочитают отмалчиваться, и ученики с большим удовольствием приводят множество аргументов (примеров из жизни), которые позволяют выйти на вопрос о видах любви (к Отечеству, родительская любовь и т.д.). Или, например, урок по теме «Международное право и международные отношения» (как показывают результаты ЕГЭ, одна из трудных тем) начинаю с вопроса «Правомерно ли присоединение Крыма к России или это нарушение международных норм?». Учащиеся с азартом включаются в дискуссию, как ни странно, в аргументы приводят и референдум как волеизъявление народа, даже называют право народа на самоопределение.

Во всех диспутах стараюсь воспитывать у подростков толерантность, умения правильно вести спор, четко и грамотно формулировать свои мысли. В реализации данной технологии в полном объеме, по моему мнению, есть ограничение – это недостаточная информированность обучающихся о процессах, ситуациях, происходящих в современном мире. К сожалению, подростки меньше читают книг и газет, смотрят только лишь развлекательные программы.
Информационный пробел восполняю при использовании информационных технологий в учебном процессе. Обучающиеся используют различные виды источников: мультимедийные энциклопедии, ресурсы Интернета, материалы периодических изданий, учебные фильмы, научно-познавательные передачи. На уроках истории и обществознания использую следующие программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point. К примеру, программа Power Point, обладает большим потенциалом создания наглядно — образного представления исторического прошлого. С помощью этой программы создаю презентации к урокам или использую готовые, находя их в Интернете. Кроме этого практикую создание тематических презентаций самими обучающимися. Например, при изучение культуры, класс разбиваю на группы, и каждая группа готовит презентацию по одному из видов искусства ( «Архитектура 9-12 веков», «Живопись 9-12 веков» и т.д. ).

Элементы игровой технологии внедряю как на уроках изучения нового материала, так и на уроках закрепления, контроля. Этот метод использую в основном в среднем звене, чаще всего в 5 классе, так как трудно адаптироваться с переходом из начального звена в среднее, и они еще не наигрались. Игра повышает мотивацию учащихся на уроках истории и обществознания, позволяет в увлекательной форме запомнить сложные для усвоения термины, названия, имена; развивает гибкость мышления, развивает историческое воображение, способствует творческому применению полученных знаний и обретенных умений.

В 5-11классах использую такие игровые технологии как «Своя игра» (например, я разработала повторительно-обобщающий урок по теме «Российское государство с момента зарождения до начала династии Романовых», 10 класс); «Ролевая игра» (например, «Суд над Петром I », 8 класс или «Иван Грозный – кровавый тиран или выдающийся политический деятель», 10 класс ); «Крестики-нолики», «нерешенный кроссворд», «аукцион» и т.д. Они помогают запомнить материал прочно, использовать при описании теоретические знания.

При работе в старших классах, я считаю, что наиболее оптимальной системой организации учебной деятельности для достижения поставленных целей, таких как успешная сдача итоговой аттестации, является лекционно-семинарская технология обучения. Применение в общеобразовательной школе элементов данной системы уместно и целесообразно, так как она даёт учащимся возможность легко адаптироваться к обучению в высших учебных заведениях.

Работая по данной технологии, я убедилась в ряде преимуществ данной системы перед традиционной. В каждой теме можно использовать новые приемы, способы деятельности, определяя свой стиль и, метод, сочетая их с традиционными или какими-то новыми. Показателем результативности данной технологии, я считаю, успешная сдача единого государственного экзамена по обществознанию: средний балл по школе – 65.25%, что является выше районного и областного показателя (лучшие результы: Говендяева Н. – 88 баллов, Филиппова Н. — 86 баллов).

Сильными сторонами своей деятельности считаю: эффективное использование современных образовательных технологий и методик. Умелое применение их в практической деятельности, а также целеустремленность и добросовестность.

На достигнутом не останавливаюсь. Постоянно повышаю профессиональный уровень. Изучаю новинки педагогической теории и практики, как в периодических изданиях, так и в методической литературе, интернет ресурсах.

Поэтому ставлю перед собой задачи:

Постоянно изучать и внедрять возможности информационных технологий.

Продолжить поиск эффективной модели урока, способной максимально решать образовательные задачи.

Расширить круг конкурсов и олимпиад, в которых участвуют мои ученики.

Совершенствовать личностные качества для повышения профессионального уровня.

111.docx