Автор: Вакина Олеся Константиновна
Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности воспитателя рационально строить свою деятельность, преодолевать трудности во время самостоятельной подготовки к занятиям, снимать эмоциональные и психические перегрузки, управлять своим эмоциональным состоянием. Эти качества не даются от рождения, а являются результатом длительной работы над собой.
Эта работа приобретает особую актуальность в наши дни, когда возрастает значение самодисциплины и самоуправления, когда жизненный успех все больше зависит от самостоятельности, умения использовать внутренние резервы личности, максимально развивать способности, проявлять творческую активность. В педагогике такая работа над собой носит название самовоспитания и саморазвития.
Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.
Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Самообразование – основа роста педагога как специалиста. Если процесс образования осуществляется добровольно, сознательно, планируется, управляется и контролируется самим человеком, необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков, то речь идет о самообразовании.
Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.
Педагог, по словам А. Дистервега, лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием. Если он не учится, не читает, не следит за научными достижениями и не внедряет их в практику, мало сказать, что он отстает: он тянет назад, затрудняет решение задач, поставленных перед учебным заведением, и хочет или не хочет, сопротивляется общему движению педагогического коллектива.
Желание и опыт самосовершенствования составляет необходимую предпосылку самообразования, которое предполагает сознательную работу по развитию профессионально значимых качеств своей личности в трех направлениях: а) адаптирование своих индивидуально-неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности; б) постоянное повышение профессиональной компетентности; в) непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.
Составляющие процесса самообразования педагога:
— изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы;
— посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом;
— периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности;
— повышать уровень своей эрудиции.
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту педагога:
— систематический просмотр определенных телепередач;
— чтение конкретных педагогических периодических изданий;
— чтение методической и педагогической литературы;
— посещение семинаров, конференций, занятий коллег;
— дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
— систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
— проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;
— посещение выставок и экскурсии;
— общение с коллегами;
— ведение здорового образа жизни, занятие спортом, физическими упражнениями.
Болезни – большое препятствие для профессионального роста.
На основании выше перечисленных пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый воспитатель составляет личный план для профессионального роста.
Самовоспитание – это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии.