Использование устного народного творчества в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников раннего возраста

Автор: Карпухина Нина Викторовна
Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление
добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт.
В этом помогает детское устное народное творчество — сказки и малые
фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки,загадки,
дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.
Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого
младшего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка,
развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание, прием пищи
и другие требуют сопровождения словом. Потешки, песенки произносятся
просто, ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи.
Чтение малых фольклорных произведений проводится в форме теплой
беседы, веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением,
которое должно совпадать с моментом производимого ребенком движения
или действия.
Использование устного народного творчества в формировании
культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания с детьми
поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой
опыт детей, разовьет их фантазию. Под потешки дети с удовольствием
умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. У ребенка
при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он
выполняет определенные движения, то дополнительно — координация и
ловкость.
Рассказывая потешки, используют на первых порах наглядность,
объясняют значение новых слов, опираются на опыт и знания малышей.
Постоянно работают над совершенствованием речи педагога, используют
часто подражание, так как это движущая сила в развитии ребенка!
Вся работа с фольклором включает несколько этапов.
1этап – Предварительная работа: знакомство с персонажем, героем,
животным предполагаемой потешки, сказки:
— рассматривание картинок, игрушек, животных,
— игры с ними,
— наблюдения (за явлениями природы, животными и т. д.),
— дидактические игры (направленные на формирование культурно-
гигиенических навыков),
— пропевание песенок (колыбельных)
Статья Нина 2024.docx