ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С ДРУГИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Автор: Будякова Лилия Витальевна
Начальная школа сегодня – огромный организм, который в целом работает слаженно и успешно, о чем свидетельствуют результаты российских проверочных и тестовых работ, а также международных исследований. Педагог, в своей профессиональной деятельности, как вдохновитель и воспитатель новых поколений людей, несёт большую моральную ответственность перед обществом. Поэтому очень важно для педагога постоянное самообразование и самосовершенствование, повышение общего культурного уровня и повышение этической компетенции, как самой важной составляющей успеха в его педагогической деятельности.
Коррекционно-развивающая область является неотъемлемой частью адаптированной основной общеобразовательной программы обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Реализация входящих в нее коррекционно-развивающих курсов специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога), направленных на удовлетворение особых образовательных потребностей каждого ученика, способствует преодолению, ослаблению тех объективно существующих трудностей, которые могут препятствовать усвоению ребенком учебного материала, формированию у него учебных навыков, адаптации в социуме. Таким образом, успешность освоения образовательной программы (как академического компонента, так и компонента жизненной компетенции) непосредственно связана с успехами ребенка в освоении коррекционноразвивающих курсов.
Значительная роль принадлежит использованию современных информационных и электронных технологий в образовательном процессе. Под информационной технологией в одних случаях понимают способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте, в других – совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами.
Всё это обуславливает необходимость рассмотрения настоящей темы.
Степень разработанности темы. Данная тема на сегодняшний день рассматривается такими учёными как: Реан А.А., Морозова З.С., Микерова Г.Г., Матвеев В.В., Корель Л.В., Ковальчук О.В. и многие другие.
Предметом настоящей работы являются общественные отношения, которые возникают при взаимодействия педагогов коррекционно-развивающего образования с другими специалистами.
Объектом дипломной работы деятельность педагогов коррекционно-развивающего образования.
Целью настоящей работы является рассмотрение использования современных технологий взаимодействия педагогов коррекционно-развивающего образования с другими специалистами в условиях школьного обучения.
В связи с поставленной целью следует разделить ряд задач:
– рассмотреть содержание коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста;
– представить способы взаимодействия учителя классов коррекционно-развивающего обучения со специалистами;
– проанализировать использование современных технологий в образовательном процессе КРО;
– сформировать модель взаимодействия специалистов и педагогов в современной школе;
– представить методические рекомендации по организации взаимодействия педагогов КРО с другими специалистами в условиях школьного обучения.
Теоретическая значимость работы. Исследования представленные в работе могут быть использованы для теоретического ознакомления с назначенной тематикой дипломной работы.
Практическая значимость работы. Результаты работы могут быть применены с целью использования предложенных методик непосредственно учителями коррекционно-развивающего образования.
Современное общество характеризуется динамичными, глубокими и всеобъемлющими изменениями – экономическими, духовными, политическими, демографическими, экологическими и т.д. Если образование как социальная подсистема не воспринимает эти изменения, то оно неизбежно отстает от жизни, перестает удовлетворять общественной практике. Избежать неблагоприятных прогнозов в педагогической деятельности можно только с помощью инноватики, настойчивого и непрерывного поиска путей повышения эффективности и продуктивности образовательного процесса.
Значительная роль принадлежит использованию современных информационных и электронных технологий в образовательном процессе. Под информационной технологией в одних случаях понимают способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте, в других – совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами.
В каком-то смысле все педагогические технологии являются информационными, так как образовательный процесс невозможен без обмена информацией между его участниками. Смысл информатизации образования заключается в создании как для педагогов, так и для школьников благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации.
Компьютерные (информационные) технологии – также одна из новинок современной дидактики. Обучающий эффект таких технологий достаточно велик, они способны добиваться прочного запоминания, практически исключить субъективизм в оценке знаний, навыков и умений обучающихся. Наиболее широко такие технологии используются в качестве аналога самостоятельной работы (учебной практики), а также контрольных форм, не подменяя необходимости глубокой теоретической подготовки обучающихся.
Через Интернет школьники могут получать доступ к огромным информационным ресурсам: правительственным сайтам; газетам; журналам; библиотечным каталогам; информации той или иной организации; художественной литературе и др. Причем информация может быть представлена в виде: звуков – голосов и музыки; кино- и видеоклипов; интерактивных страниц; компьютерных программ; страниц виртуальной реальности.
Школьники могут пересылать преподавателям различные учебные задания, а не передавать их в бумажном виде. Преподаватели могут оценивать оригинальность выполнения учебных заданий, используя программу антиплагиат. Но не стоит и абсолютизировать возможности Интернета в контексте получения истинной информации. Широкодоступная информация практически не подвергается редактированию или цензуре, следовательно, возникают вопросы относительно авторитетности источника информации.
Возможен также индивидуальный подход в электронном обучении, который означает приемы обучения, изучения, оценки и консультаций по учебе, учитывающие индивидуальные особенности и обстоятельства конкретного школьника. Безусловно, индивидуально можно учиться и без информационных технологий, но компьютер и электронные ресурсы помогают значительно оптимизировать процесс обучения.
Коррекционно-развивающая область является неотъемлемой частью адаптированной основной общеобразовательной программы обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Реализация входящих в нее коррекционно-развивающих курсов специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога), направленных на удовлетворение особых образовательных потребностей каждого ученика, способствует преодолению, ослаблению тех объективно существующих трудностей, которые могут препятствовать усвоению ребенком учебного материала, формированию у него учебных навыков, адаптации в социуме. Таким образом, успешность освоения образовательной программы (как академического компонента, так и компонента жизненной компетенции) непосредственно связана с успехами ребенка в освоении коррекционноразвивающих курсов.
Наиболее распространенными на сегодняшний день формами являются: дистанционная и электронная.
Дистанционная форма предполагает организацию взаимодействия с обучающимся посредством интернет-связи в режиме реального времени с использованием аудио- и видеотрансляции. При этом стоит отметить необходимость жесткого соблюдения расписания занятий и более высоких требований к общей организации процесса, чем при использовании электронной формы.
Электронная форма предполагает передачу обучающимся материалов для занятий в цифровом виде. Педагог-психолог заранее готовит материал с описанием заданий и упражнений и либо высылает его ребенку, либо обеспечивает доступ к нему иным способом в пространстве интернет-сети. В этом случае обучающийся сам (или с помощью родителей) определяет время выполнения работы
При дистанционной форме возможно использование различных мессенджеров, обеспечивающих использование аудио- и видеосвязи. Наиболее распространенными являются Skype, Discord, Hangouts. Эти и некоторые другие приложения можно использовать как на компьютере, так и на мобильных устройствах. При этом педагог-психолог может организовать и групповую, и индивидуальную форму работы. Общение с обучающимся в режиме онлайн позволяет проводить занятия, включающие в себя все традционные этапы, получать обратную связь от ребенка в реальном времени, дает возможность ответить на его вопросы, уточнить непонятные для него моменты.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С ДРУГИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.docx