“Использование инновационных технологий в образовании”

Автор: Бубликова Наталья Степановна
«Использование инновационных технологий».

Понятие «инновация» в  переводе с  латинского языка означает «обновление, новшество или изменение».
Применительно к  педагогическому процессу инновация означает введение нового в  цели, содержание, методы и  формы обучения и  воспитания, организацию совместной деятельности учителя и  учащегося.
В педагогической деятельности современных школ имеется большой арсенал инновационных технологий. Возможность их использования в образовательном процессе зависит от готовности учителей воспринять изменения и, конечно, от технической обеспеченности образовательных учреждений. Во многих российских школах классы обеспечены интерактивными досками и мультимедийными установками, место учителя оборудовано персональным компьютером или ноутбуком с выходом в сеть Интернет.
Учителя-практики применяют в своей повседневной работе инновационные технологии и современные методы обучения, которые включают в себя активные и интерактивные формы. Активные методы предполагают непосредственное участие обучающихся, их деятельную позицию в образовательном процессе. Интерактивные формы позволяет лучше усваивать получаемые знание посредством слухо – зрительного восприятия. Эти методы относятся к групповым формам обучения, когда ученикам предлагается работать в составе коллектива, получать групповые знания, но при этом нести индивидуальную ответственность. Педагоги, отмечают целесообразность проведения таких форм уроков:
– уроки-экскурсии;
– уроки – встречи с известными людьми, специалистами различных отраслей, творческими персонами;
– творческие уроки – постановка спектаклей, создание газеты или фильма;
– просмотр фильмов и видеороликов;
– решение различных вопросов посредством игр, таких как «мозговой штурм» или «дерево решений»;
– групповые задания.
В результате этого у обучающихся формируются способности к получению нового материала, его анализу; они учатся делать выводы из прочитанного, обобщать и систематизировать полученные данные, обсуждать и дискутировать. Безусловно, применение инновационных методов в образовательном процессе уже становится необходимостью. Традиционные методы уступают место новым, ведь инновации позволяют формировать «нового» человека, быстро ориентирующегося и способного принять самостоятельное решение.
Таким образом, инновационные технологии находят применение во всех сферах деятельности человека, в том числе и в образовании. Течение времени и изменение уклада жизни диктует необходимость внедрения новшеств. Введение любой инновации носит не спонтанный характер, это планируемый, тщательно анализируемый процесс.
Инновационные технологии в предметном обучении можно разделить на две группы:
1. Общие технологии:
– информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);
– информационно-аналитическое сопровождение обучения и управление качеством образования;
– дидактические;
– здоровьесберегающие.
2. Технологии, в основу применения которых ставится личностный подход к обучению:
– личностно-ориентированные;
– психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий;
– мониторинг интеллектуального развития;
– воспитательные;
– технология перспективно-опережающего обучения.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс образования предполагает под собой интеграцию различных областей знаний с информатикой. Это приводит к информатизации мышления учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном мире.
К преимуществам ИКТ относится: наглядность преподаваемого материала, творческий стиль работы, беспрепятственный доступ к любому источнику информации на различные темы, оперативность в обновлении сведений.
Ученики посредством использования ИКТ принимают участие в онлайн-олимпиадах различных уровней вплоть до международных, готовят проекты по различным предметам.
Основным положительным моментом использования на уроках ИКТ считается возможность восприятия доносимой информации посредством аудиовизуализации.
Применение данных технологий в деятельности учителя позволяет сократить время, затрачиваемое на обработку данных и подготовку к урокам.

В настоящее время большое значение придается здоровьесберегающим технологиям в образовании. Это системный подход к процессу обучения, направленный на поддержание благоприятного психологического климата и пропаганду здорового образа жизни.
Личностно-ориентированные технологии. В самом их названии уже заложен смысл. Эти технологии направлены конкретно на определенного ученика, развитие его способностей. При таком обучении учащийся рассматривается как отдельный субъект и его цели и потребности выдвигаются на первый план.
При применении данных инноваций педагогом используются методы разноуровневого, модульного обучения, «коллективного взаимообучения».
В соответствии со стандартами в итоговую оценку ученика включена накопленная оценка, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений на протяжении всех лет обучения в школе. Оптимальной системой сбора такой информации является портфолио. Технология портфолио заключает в себе много функций: мотивирование, целеполагание, диагностику, содержательную, корректирующую, обучающую.
Никакой образовательный процесс не отделим от применения воспитательных технологий. Воспитание является основополагающим фактором в современных условиях образования. Реализуется за счет вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности. Это – проведение культурно-массовых мероприятий: организация и проведение праздников, встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение музеев и театров. Реализовать себя, получить отличное от школьного образование и воспитание учащиеся также могут в различных центрах дополнительного образования. Работа в кружках и секциях позволяет раскрыть талант и способности, творческое начало у ребенка.
Инновационные образовательные технологии разнообразны и многочисленны. Реализация инновационных образовательных технологий в школе способствует успешному обучению школьников. У учащихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.

«Использование инновационных технологий в образовании»..doc