Автор: Пузикова Марина Васильевна
Сегодня использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества. Новые стандарты образования все больше требований предъявляют к информационно-коммуникационной компетенции учителя.
ИКТ-компетентность учителя – это комплексное понятие.
Его рассматривают, как целенаправленное, эффективное применение технических знаний и умений в реальной образовательной деятельности. ИКТ-компетентность учителя является составляющей профессиональной компетентности учителя.
Выделяют три основных аспекта ИКТ-компетентности:
наличие достаточно высокого уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ;
эффективное, обоснованное применение ИКТ в образовательной деятельности для решения профессиональных задач;
понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании, направленной на развитие учащихся как субъектов информационного общества, способных к созданию новых знаний, умеющих оперировать массивами информации для получения нового интеллектуального и/или деятельностного результата.
ИКТ-компетентность учителей и применение ИКТ в образовательном процессе возникает с появлением нового педагогического функционала и/или c целью достижения новых образовательных результатов в рамках модернизации российской системы образования.
ИКТ-компетентность учителя должна обеспечивать реализацию
новых целей образования;
новых форм организации образовательного процесса;
нового содержания образовательной деятельности.
В 2011 году Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) разработала модель ИКТ-компетентности современного учителя. Рекомендации затрагивают все стороны работы учителей и построены с учетом трех подходов информатизации школы: применение ИКТ, освоение знаний, производство знаний.
ИКТ-компетентность учителя-предметника по новым стандартам включает в себя:
проведение уроков с использованием ИКТ;
объяснение нового материала на уроке;
подборка ПО для учебных целей;
поурочное планирование;
мониторинг развития учащихся;
поиск учебных материалов в интернет;
взаимодействие с родителями и коллегами.
Модель ИКТ-компетентности имеет двухуровневую структуру.
Ключевым положением данной модели является представление о том, что в профессиональной ИКТ-компетентности есть два существенно различных уровня – уровень подготовленности и уровень реализованности.
Знаниевый уровень (подготовленность к деятельности):
Он характеризуется наличием у учителей знаний, умений и навыков, достаточных для пользования оборудованием, программным обеспечением и ресурсами в сфере ИКТ.
Подуровень общей компьютерной грамотности
Подуровень специфической, предметной компьютерной грамотности
Деятельностный уровень (состоявшаяся деятельность):
На этом уровне функциональная грамотность в сфере ИКТ эффективно и систематически применяется учителем для решения образовательных задач.
Подуровень организационных инноваций
Подуровень содержательных инноваций
Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя, это:
знания и умения по нахождению, оцениванию, отбору информации из ЦОР;
умение выбирать и использовать ПО, устанавливать используемые программы на компьютер, пользоваться проекционной техникой;
владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала;
эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося;
уметь применять НИТИ-методики;
уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы (электронная почта, социальная сеть, сайт, блог и др.)
организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов, дистанционно поддерживать учебный процесс;
уметь сформировать цифровое портфолио и др.
Компетенность современного учителя.docx