эффективные формы и методы изучения английского языка в начальной школе

Автор: Скобелкина Светлана Сергеевна
Целью нашей разработки является развитие наиболее эффективных способов улучшения компетенции учащихся в различных видах речевой деятельности в процессе как основных, так и дополнительных занятий по английскому языку. В нашей школе английский язык начинают изучать с первого класса, как дополнительный предмет, два часа в неделю. Ученики второго класса изучают английский язык уже четыре часа: два часа дополнительных и два часа основных занятий. На основных занятиях акцент делается главным образом на изучении и освоении лексического и грамматического материала и осуществлении различных видов контроля . Дополнительные занятия позволяют включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и т.п.) и дают возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, т.е. формировать межпредметные общеучебные умения и навыки. На дополнительных занятиях обучение детей проводится в основном в игровой форме, с привлечением аудио и видео материалов, что позволяет более эффективно усваивать материал. В настоящей работе мы хотим более подробно рассказать о методике проведения уроков английского языка на дополнительных занятиях. Ученики младших классов с удовольствием играют, поют, разыгрывают сценки, рисуют и овладевают элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке. В рамках дополнительного образования активно используется метод проектов. Знакомясь с национальными праздниками, обычаями, кухней, одеждой, героями народных и литературных сказок дети создают проекты- творческие работы, отражающие полученные знания и впечатления. Данные работы часто сопоставляют и сравнивают английские и русские традиции, имена, обычаи и выполнены в виде, рисунков, плакатов, схем, поделок, аппликаций и коллажей. Вышеперечисленные виды работ, часто создаются при непосредственном участии родителей, что позволяет им гармонично интегрироваться в систему образования и создает благоприятный климат для изучения языка детьми.

Примеры проектов:

Тема “Одежда” (“Clothes”). Создание «Журнала Мод»

Лексика: цвета, одежда, тело человека.

Вид деятельности – коллективный.

Каждый учащийся самостоятельно рисует «эскиз» модного платья и все работы вклеиваются в общий альбом (журнал). Затем всем классом подбирается название для получившейся коллекции. В рамках презентации данной коллекции учащиеся описывают работы друг друга.

Тема «Имена» (Русские и Английские). Исследовательская работа Создание сравнительной таблицы.

Лексика: имена, герои сказок, диалогические единства, конструкция “his name is…, her name is…”

Вид деятельности – групповой.

Класс делится на 2 группы. Первой группе выдается задание вспомнить и выписать английские имена, которые они встречали в сказках на дополнительных занятиях и в текстах учебника из школьного курса. Другую же группу просим вспомнить и выписать популярные русские имена и имена, героев русских народных сказок.

В качестве подведения итогов исследования общими усилиями создаем на уроке сравнительную таблицу русских и английских имен, выписывая их на лист А3 в алфавитном порядке.

ВИДЕО МАТЕРИАЛЫ

Дополнительные занятия в начальной школе в рамках дополнительного образования также позволяют более эффективно работать с видео материалами.

На своих занятиях мы активно используем обучающий видеокурс мультфильмов Longman/Pearson “Gogo’s Adventures with English”.

На наш взгляд, данные обучающие мультфильмы наиболее удачно подходят в качестве дополнительного материала на начальном этапе обучения английскому языку как в рамках государственной программы, так и на дополнительных занятиях.

Главным действующим лицом в серии мультфильмов является волшебный дракончик Гоугоу, живущий на волшебной планете, который время от времени прилетает на Землю и знакомится с маленьким мальчиком Тони и его сестренкой Дженни, которые учат Гоугоу их родному английскому языку. Каждая серия мультфильма длится около пяти минут. Авторами мультфильма эффективно подан лексический и грамматический материал.

Обучающиеся ребята, как и Гоугоу, не знают английский язык. И это очень важный момент, так как главный герой автоматически становится родным и понятным. Он оказывается в той же ситуации, что и ребята, и они вместе с Гоугоу знакомятся с английским языком и с детьми, к которым он прилетает. Каждый мультфильм разделен на две части: введение новых лексических единиц и диалогических единств и закрепление материала. Узнав что-то новое, Гоугоу возвращается на свою планету и уже сам обучает своих друзей. Это дает обучаемым возможность прослушать все еще раз, но уже в другой игровой ситуации. В финале Гоугоу поет веселую песенку на тему, закрепляя пройденный материал.

Примерный ход работы с мультфильмом:

Преддемонстрационный этап

Мы с ребятами вспоминаем имена главных героев и о чем был прошлый мультик.

Тип работы – учитель-класс. Учителем задаются специальные закрытые по форме ответа вопросы, ученики отвечают, охотно вспоминая и настраиваясь на просмотр.

Демонстрационный этап

Обучающиеся ребята внимательно смотрят пятиминутный мультфильм. И, как и друзья Гогоу, на волшебной планете повторяют вслух все фразы и лексические единицы, которым уже обучает сам Гоугоу. В заключении все ребята подпевают Гоугоу в финальной песне- закреплении.

Последемонстрационный этап

На этом этапе активно используется игрушка-перчатка «Дракончик». Учитель одевает «Дракончика – Гоугоу» и играет с ребятами, используя и лексику просмотренного видео.

В качестве творческого задания учащимся предлагается нарисовать в виде коллажа, что им запомнилось.

ПЕСЕНКИ, РИФМОВКИ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПАУЗЫ

Значимость песен на уроках и занятиях английского языка в рамках дополнительного образования сложно переоценить. Песни как аутентичные, так и учебные замечательные «помощники».

Критерии отбора песенного материала:

-критерий актуальности

-критерий языковой ценности

-критерий лингвострановедческой ценности

-критерий возрастной группы.

На начальном этапе обучения, в начальной школе песенный материал составляет до 50% урока.

Работа с песней совершенствует навыки произношения, формирует точность артикуляции и интонации, развивает навыки аудирования, обогащает словарный запас, развивает речь (подготовленную и спонтанную)

Песня позволяет работать на уроках и занятиях в разных режимах: учитель-ученик, учитель-класс, ученик класс, ученик-ученик.

Песни для обучающихся можно разделить на несколько видов: песня-игра, песня – инсценировка, песни – физкульт-минутки, песни для работы с лексическим материалом, страноведческие песни.

Пример работы с песней – игрой

“Rock, Scissors, Paper”из сборника “Super Simple Songs”.
Для работы с этой песней мы воспользовались рекомендацией данной в сборнике “Super Simple Songs” , добавив свои упражнения.
Цель игры – с помощью кистей рук ученик должен изобразить животное, которое называет ведущий.
Ход игры
1. После совместного пения
Rock, scissors, paper, rock, scissors,paper,
One, two, three
Play with me
Ведущий на английском языке говорит: «Правая рука – ножницы, левая рука – камень»
Ученики показывают названные ведущим предметы.
2. Ведущий говорит : «Это же улитка!»
Звучит « волшебная » музыка, во время исполнения которой ребята из «ножниц» и «камня» показывают улитку.
3. Затем нажимаем на паузу и описываем улитку. (Какая она, что умеет делать).
4. Далее ведущий называет предметы и животное, которое надо показать. «Оживляем его».
5. Затем ведущий только называет предметы (камень, ножницы, бумага), а ученики сами придумывают животное. Описывают его. Сравнивают.
6. Если животные разные можно всем вместе с помощью учителя сочинить мини-сказку «Веселый Зоопарк».

ИГРЫ

Изучение английского языка начинается с алфавита, для освоения которого мы используем карточки с буквами. Эти карточки ученики самостоятельно изготавливают по мере прохождения букв. Затем они показывают буквы, названные учителем, составляют буквы по алфавиту и в дальнейшем составляют из букв слова. Ученикам очень нравится работать с карточками, они любят играть «на скорость» – кто быстрее покажет правильную букву, кто больше составит слов. Эти игры позволяют быстрее запомнить буквы и в дальнейшем правильно писать слова. Иллюстрируя слова, начинающиеся с какой- либо буквы, ученики с удовольствием рисуют предметы, игрушки и животных.

Параллельно с изучением алфавита идет ознакомление с новой лексикой по разным темам. Тема «Знакомство» начинается с изучения фраз приветствия, дети узнают, как кого зовут, осведомляются о делах собеседника, прощаются. На этом этапе ученики учатся вести этикетный диалог в ситуации бытового общения. Изучение и закрепление лексики по данной теме очень хорошо проходит в процессе таких игр как «Переводчик» – разыгрывается диалог между учениками, которые общаются через переводчика. Игра «Интервьюер», когда один ученик расспрашивает остальных учеников или ученики задают по очереди вопросы ученику, который приехал из другой страны. В процессе игр ученики переходят от диалога к коротким рассказам о себе или о друге.

Освоение темы «Цвета» начинается с карточек определенного цвета, ученики называют цвет карточки, которую показывает учитель и запоминает. Затем играем в игру « Угадай цвет», в который один ученик загадывает цвет, остальные угадывают , кто правильно отгадает – загадывает свой цвет. Игра « Чемпион» – кто правильно назовет больше цветов. Ученикам очень нравиться находить и зарисовывать определенного цвета предметы, которые их окружают, а потом рассказывать о них друг другу, демонстрируя свои рисунки.

Тема « Игрушки» хорошо усваивается, когда ученики приносят свои игрушки на урок. Ученики любят рассказывать о своих игрушках, описывают их и рисуют вымышленные игрушки, а остальные угадывают, что изображает такая игрушка. Игра «Что это?» позволяет ученикам развивать умение вести диалог-расспрос (запрос информации и ответ на него). Ученик выходит к доске, выбирает игрушку и прячет ее, а остальные по вопросам должны угадать, что это.

Тема « Моя семья» начинается с изучения лексики, здесь тоже можно применять карточки со словами и играть с ними. Например, учитель называет слово по-русски, а ученики показывают соответствующую карточку на английском языке. В процессе составления карточек ученики запоминают и само слово, и как оно пишется, что позволяет в дальнейшем грамотно писать диктанты. Изучив лексику, ученики рисуют портрет своей семьи или приносят фотографии своих родителей и родственников, показывают своим одноклассникам и рассказывают о своей семье, остальные ученики активно участвуют, задавая вопросы.

Изучая тему «Цифры» ученики любят выполнять арифметические примеры, считать предметы, которые им предлагают, играть в игру «Моя любимая цифра» – один ученик загадывает цифру, а остальные угадывают. В середине урока мы используем подвижные игры, с использованием мяча – ученики бросают друг другу мяч и называют слово или фразу по заданной теме. Тот, кто не успевает сказать название, выбывает из игры и в итоге остается победитель, назвавший больше всех слов или фраз.

Изучая глаголы, ученики любят играть , изображая действия соответственно глаголу. Для этого один ученик выходит к доске , а остальные по очереди называют глаголы. Ученик должен правильно показать действия , если он ошибается выходит следующий.

Обучение учащихся письменной речи происходит так же в игровой форме. Ученики с удовольствием пишут друг другу письма по заданной теме, открытки, поздравления и сочиняют мини – сказки. Игру «Продолжи рассказ» хорошо использовать в качестве повторения пройденной темы. Игра заключается в следующем : учитель предлагает тему рассказа и ученики по очереди записывают на листке два предложения, каждый следующей видит только последнее предложение и продолжает рассказ, последний ученик читает получившийся рассказ.

На уроках повторения ученики с удовольствием играют в КВН, участвуют в викторинах и составляют кроссворды по темам, которые они уже прошли.

На дополнительных занятиях в начальных классах в конце каждого учебного года мы проводим открытые уроки для родителей, чтобы продемонстрировать успехи учеников за прошедший учебный год.

К открытому уроку мы готовим спектакль. Вместе с учениками мы выбираем сказку или сценку, распределяем роли, продумываем декорации и реквизит, родители тоже вовлечены в этот процесс и помогают подготовить костюмы. Совместная работа над спектаклем позволяет развивать эмоциональную сферу детей, приобщить младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на английском языке различных ролей.

Проведения дополнительных занятий в игровой форме позволяет создать благоприятную атмосферу в классе, что имеет большое значение для преодоления психологических барьеров при изучении английского языка младшими школьниками. Выполнение разнообразных заданий, охватывающих широкий спектр проблем, активизируют познавательную деятельность учащихся во многих областях знаний.

Программа дополнительного образования в начальной школе позволяет расширять вариативность применения игровых видов деятельности, устанавливать метапредметные связи и осуществлять межпредметную интеграцию в полном объеме, погружая учащегося в удивительный мир английского языка.

В заключение хочется отметить, что занятия в рамках дополнительного образования гармонично сочетаются с основной школьной программой и дают возможность полноценно реализовывать принципы ФГОС. (Федерального Государственного Образовательного Стандарта). Язык изучается в игровых ситуациях, через создание творческих работ (рисование, лепка), посредством песен и стихов.

В курсе дополнительных занятий аутентичный материал, соответствующий возрасту обучающихся, берется за основу. У учащихся формируется интерес к изучению культуры, связанной с иностранным языком, расширяется их кругозор, что позволяет ребенку уже в начальной школе изучать английский язык более эффективно.

методика.doc