Автор: Фомина Ирина Львовна
Последние десятилетия обеднялось содержание игры современных дошкольников. Дети не могут развернуть сюжет игры, а если определяются с сюжетом, он бывает скудным, однообразным, без творческой смекалки и задора. Другая проблема – игра настоящая, насыщенная игровыми событиями, подменяется игровыми приемами. Как утверждает Т.И. Бабаева, самостоятельно придуманные детьми игры способствуют обогащению их творческого потенциала, активизируют механизм самовыражения, импровизации и воображения.
Игру недаром называют \”ведущей\” – именно благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых. Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности. «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности\”- отмечал В.А. Сухомлинский
Характерной чертой ролевой игры является самостоятельность детей, когда они сами выбирают тему свободной игры, определяют, как она будет развиваться в дальнейшем, как распределятся роли, кто будет партнером по игре и т.д. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло – \”ракету\”, очутиться на Марсе или Луне, при помощи «волшебной» палочки оказаться на балу или полететь на ковре-самолете. Такая свобода в реализации замысла игры позволяет ребенку фантазировать, придумывать, решать проблемы не только за себя, но и за своего героя.
Педагогическое сопровождение сюжетных игр должно быть направлено на сохранение самостоятельности игры и пробуждение игрового творчества у ребенка.
По мнению Т.И. Бабаевой педагогическое сопровождение игры со стороны воспитателя представляет собой сложный механизм естественной помощи ребенку. Оно включает как непосредственное игровое взаимодействие, так и наблюдение за его игровым поведением, изучение возможностей его развития.
Социальный характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребенок живет в обществе, вступает во взаимодействие с окружением, людьми, природой. Все что он наблюдает, впитывает в себя, находит отражение в его свободных, самостоятельных играх. Очень важно не руководить игрой малышей, а осуществлять ее поддержку и сопровождение, обогащая жизненный опыт детей, а при необходимости участвовать в игре на правах полноценного партнера.
О праве детей на игру говорится в Конвенции о правах ребенка среди других жизненных важных прав (статья 31). Вместе с тем, это право нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка. Причинами нарушений можно назвать: непонимание взрослыми важности игры; отсутствие адекватной предметной среды, поддерживающей самостоятельную игру; давление образовательных задач и приоритет обучения; жесткое программирование свободного времени детей. Главная причина – право на игру декларативно взрослыми признается, но не обеспечивается.
Как помочь детям в организации игры? Как вернуть самостоятельную игру в жизнь детей? Какие методы педагогической поддержки игры использовать? Эти и многие другие вопросы решаются в ходе методической работы с педагогами дошкольных образовательных учреждений.
Надеемся, что предлагаемый материал будет полезен в работе с педагогами ДОУ, поможет разобраться в вопросах развития дошкольников через игровую деятельность, понять значение свободной самостоятельной игры для обучения, для развития во всех областях детей раннего и дошкольного возраста; актуализировать профессиональные навыки; осуществлять рефлексию собственного игрового опыта и опыта поддержки игр воспитанников; узнать пути и этапы становления игры в разные возрастные периоды; понять важность создания игровой среды и моделирования условий развития игры; возможность использования метода наблюдения как основного средства для выявления достижений и потребностей конкретного ребенка для обеспечения комфортного и эффективного участия в игре.
Игра в нашем понимании – свободная, лишенная принуждения деятельность, отличающаяся спонтанностью, активностью, импровизацией, часто не имеющая конкретной цели, конкретного результата и даже конкретного предмета, но обязательно эмоционально насыщенная, доставляющая играющим чувство удовольствия и радости.

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ.doc