Автор: Гусева Ирина Михайловна
Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у
учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном
поведении.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья
школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и
воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью
учащихся».
Принципы здоровьесбережения:
На своих уроках использую следующие принципы здоровьесберегающих
технологий:
1. Личностно-ориентированные, где в центр образовательной
системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей.
2. Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как
создающую все условия для реализации задач сохранения и
укрепления здоровья учащихся и педагогов.
3. Дифференцированный подход.
Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше.
Эта технология приводит к улучшению психологического климата в коллективе, снижению показателей заболеваемости детей. Освоив эту технологию, мне легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение,открывается простор для педагогического творчества. Здоровьесберегающие технологии важны для любого учителя,
поэтому необходимо уделять внимание данной проблеме. Необходимо строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся,
учитывать время для каждого задания. Во избежание усталости учащихся нужно чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа
с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый
элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.
1. Физминутки
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них
мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки;
проведение физкультминуток, игровых пауз, зрительной гимнастики
– еще один способ сбережения здоровья учащихся, кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.
В 5 классе для проведения физкультминутки подбираю стихотворные тексты, выполняя движения, ребята еще и запоминают стихотворения, тренируют память.
2. Здоровьесберегающие технологии на различных этапах урока
Не всем учащимся легко дается русский язык, поэтому провожу
работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа
в парах, в группах, где ведомый более слабый ученик чувствует поддержку товарища.
Чтобы не было перегрузки учащихся, стараюсь соблюдать объём всех видов диктантов, текстов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.
Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке. Для лингвистического анализа использую, в качестве контрольных, самостоятельных работ, тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды,
туризм.
Задача учителя заботиться не только о физическом, но и духовном здоровье учащихся. Уроки литературы представляют широкие
возможности для достижения этой цели. Изучение «искусства слова»
невозможно без живописи и музыки. Чтение стараюсь сопровождать
иллюстрациями великих художников, музыкальными произведениями композиторов – классиков, таким образом, стараюсь воздействовать на эмоциональную сферу. Опираясь на методику В.Ф. Базарного, развешиваю иллюстрации в разные углы кабинета, это повышает активность работы детей, оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, а так же реакцию на экстренные ситуации в жизни. У них развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а также зрительно-ручная и телесная координация. Дети становятся зоркими, внимательными, и про них уже не скажешь, что они не видят дальше своего
носа. Использование здоровьесберегающих технологий обеспечивает
сохранение психического и физического здоровья учащихся, способствует лучшему овладению ими системой знаний, умений и навыков.
Вывод
В заключении хочется сказать: «Русский язык в умелых руках и
в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога –
важный момент здоровьесберегающих технологий. В ходе всей деятельности в направлении здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы я вижу определённые положительные результаты. Они выражаются в итогах опроса, проводимого мной и школьным психологом в классах, где работаю.

доклад.docx